logo
Программа федерального и регионального материнского капитала в России

1.4 Обзор мировых аналогов программы материнского капитала

Выплата единовременного пособия рождению ребенка присутствует во многих государствах, тем не менее, прямых аналогов семейного капитала в мире не так уж много.

Пытаясь повысить рождаемость, правительства многих стран выплачивают пособия уже при рождении женщиной первого ребенка. Например, самые большие выплаты за рождение детей получают жители итальянского города Лавиано -- 10 тысяч евро за ребенка вне зависимости от количества уже рожденных женщиной детей. Но пособия получают только те, кто живет в городе и имеет гражданство Италии, другой страны ЕС или Швейцарии.

Пособия, выплачиваемые матерям после рождения детей, могут различаться по времени и форме выплат. В Австралии в рамках госпрограммы «Один -- маме, другой -- папе, еще один -- стране» государство платит за каждого родившегося гражданина 4 тыс. австралийских долларов (около 3,1 тысячи долларов США), причем деньги выплачиваются тремя равными долями в течение первых двух лет жизни ребенка. Вторую и третью части денежных выплат родители получают, только при условии, что они сделали ребенку все необходимые прививки. В 2008 году размер выплаты был увеличен еще на 1 тысячу. Ирландия также выдает одну и ту же сумму на любого ребенка -- 1905 евро. Выплачивается она в три приема -- сразу после рождения, а затем по достижении ребенком четырех - и двенадцатилетнего возраста. В Финляндии мать может выбирать между 140 евро или набором предметов первой необходимости для новорожденных. А во Франции единовременное пособие в 850 евро выплачивается еще до рождения ребенка, на седьмом месяце беременности.

Интересная система действует в Великобритании: при рождении ребенка государство открывает трастовый счет с начальным капиталом в 250 фунтов стерлингов (для бедных семей эта сумма удваивается). Когда ребенок достигает семилетнего возраста, государство передает в фонд еще 250 фунтов стерлингов или 500 в зависимости от уровня доходов семьи. Кроме того, ежегодно родители могут вкладывать в фонд 1200 фунтов стерлингов. Родители же выбирают, как будут инвестированы средства фонда. Существует три варианта -- «счет акционера» (средства инвестируются в корпоративные ценные бумаги высокой надежности), «сберегательный счет» (средства поступают на банковский счет с выплатой стандартных банковских процентов по вкладам) и, наконец, «инвестиционный счет» (средства вкладываются в высокодоходные, но менее надежные ценные бумаги). Счет -- собственность ребенка, который может распоряжаться деньгами по достижении 18-летнего возраста.

Похожая система действует в Сингапуре. При рождении первого ребенка государство перечисляет на его сберегательный счет около 3 тысячи сингапурских долларов (около 1,9 тысячи долларов США), а при рождении второго -- 9 тысяч сингапурских долларов (около 5,9 тысяч долларов США). Если родители в течение шести лет после рождения ребенка перечисляют на этот счет собственные деньги (до 3,9 тысячи долларов США), государство удваивает накопившуюся сумму.

Помимо единовременных пособий во многих странах предусматриваются и периодические выплаты. Например, в уже упомянутой выше Финляндии детское пособие составляет 1200 евро в год для семьи с одним ребенком, 2526 евро -- с двумя, 4098 евро -- с тремя и 5916 евро -- с четырьмя детьми. На каждого последующего ребенка ежемесячно выплачивается 2064 евро.

Наиболее близким аналогом материнского капитала выплачиваемого в Российской Федерации, является «baby bonus», выплачиваемый в Австралии. В 2001 году рождаемость в стране составляла 1,7 ребенка на семью, и правительство Австралии решило принимать меры по повышению ее уровня. В 2004 году для граждан Австралии ввели «baby bonus» -- однократное денежное поощрение за рождение ребенка, не облагаемое налогом. «Baby bonus» оказался эффективной мерой -- рождаемость повысилась и по состоянию на 2013 год составляет 1,9, а «baby bonus» вырос за это время с 3000 австралийских долларов до 5000.

Также у граждан Австралии есть важное преимущество: с 1 января 2013 года они имеют право на 18 недельный оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком, в течение которого молодая мама получает минимальную заработную плату в размере 570 австралийских долларов в неделю. Однако получить одновременно «baby bonus» и оплаченный отпуск невозможно - молодой маме приходится выбирать что-то одно. С одной стороны, выбор очевиден -- получить отпуск и около 10 500 австралийских долларов выгоднее, чем получить разово 5000 австралийских долларов. Однако дело в том, что эти 18 отпускных недель оплачивает работодатель, которого государство обещало штрафовать на 33000 австралийских долларов за отказ или задержку выплат. Работодатели оказались не готовы к такой социальной нагрузке. В Австралии преобладает малый бизнес, а именно кафе, парикмахерские или аптеки где в основном и работают граждане Австралии, для которого выплата в размере 570 австралийских долларов в неделю оказалась непосильной нагрузкой. Для того чтобы получить оплачиваемый отпуск, гражданке Австралии достаточно иметь работу с частичной занятостью а также проработать минимум 1 год до рождения ребенка.

Джессика Браун, аналитик из Центра независимых исследований, отмечает: «Государство демонстрирует будущим родителям, что готово разделить заботы о ребенке. Но при этом не стоит забывать, что в будущем им предстоит трат гораздо больше. И поэтому австралийская женщина, еще недавно мирившаяся с ролью домохозяйки, сейчас на равных с мужчиной участвует в пополнении семейного бюджета». Карен Ривз, социолог из Сиднея, провела исследования на предмет занятости австралийских матерей: «Поскольку оплаченного отпуска до 2011 года не существовало, прекрасная половина старалась работать хотя бы неполный рабочий день, сочетая это с уходом за ребенком. В 2007 году 59% матерей с детьми от 0 до 14 лет работали на полставки, с детьми от 0 до 4 лет работало 52%, с детьми от 10 до 14 лет -- 77 %. При этом средняя зарплата женщины в Австралии в неделю около 1000 австралийских долларов.

«Baby bonus» был впервые введен в Сингапуре в 1 апреля 2001 года. В дальнейшем в него вносились изменения 1 августа 2004 года, в августе 2008 года и 1 марта 2012 года Целью данной схемы является повышение рождаемости в стране путем предоставления денежных стимулов, с надеждой на снижение финансового бремени воспитания детей и тем самым поощряя семьи имеющих большее количество детей.

Для детей граждан Сингапура, рожденных после 26 августа 2012, максимальная сумма «baby bonus» от правительства является 8000 сингапурских долларов, которые могут быть потрачены без каких-либо ограничений. Он доступен каждому из первых четырех родившихся детей.

Таблица № 3 Расписание выдачи «baby bonus» в Сингапуре.

Количество детей

После рождения

6 месяцев

12 месяцев

Общее

Первый и второй

S $ 3000

S $ 1500

S $ 1500

S $ 6000

Третий и четвертый

S $ 4000

S $ 2000

S $ 2000

S $ 8000

Источник: зарубежный информационный источник

Также одним из примеров «baby bonus» является случай Италии. В соответствии с проводимой политикой, все женщины, независимо от дохода, могут воспользоваться финансовой поддержкой государства до тех пор, пока их ребенок не достигнет трех лет. Семьи с низким доходом, которые получают менее 1500 евро в месяц, будут также иметь право на бонус. Такая политика начала свое действие с 1 января 2015 года и примерно оценивается в полмиллиарда евро.

Глава 2. Региональные программы материнского (семейного) капитала в субъектах Российской Федерации

2.1 Обзор программ регионального материнского капитала в субъектах Российской Федерации

Вот уже более семи лет в России работает программа предоставления материальной помощи женщинам, родившим второго и последующего ребенка. Размер Федерального материнского капитала и правила его предоставления одинаковы во всех регионах. Однако помимо общероссийской программы материнского капитала, некоторые женщины, родившие детей, могут претендовать на получение дополнительных денежных выплат из средств субъектов Российской Федерации.

Одним из первых регионов, дополнивших федеральную программу материнского капитала региональным семейным капиталом, является Смоленская область, где дополнительная помощь оказывается женщинам, родившим второго и последующего ребенка после 2008 года. Сумма материнского капитала в Смоленске в 2015 году составляет более 155 тыс. руб. и, подобно программе федерального семейного капитала, может быть потрачена на образование ребенка и улучшение жилищных условий.

После того, как в 2011 году президент России Дмитрий Медведев предложил развивать региональные программы помощи молодым женщинам с детьми, финансирование которых проходило бы за счет региональных бюджетов, многие регионы начали разрабатывать собственные программы, подобные Федеральному материнскому капиталу. В каждом регионе программы местного материнского капитала имеют свои особенности, зачастую исходя из возможностей бюджета субъекта.

Наиболее часто встречаются программы, согласно которым помощь из бюджета региона предоставляется женщинам после рождения третьего или последующего ребенка. Размер выплаты варьируется в зависимости от возможностей бюджета и составляет 50 000 или 100 000 рублей. Более низкий размер материнского капитала компенсируется тем, что его можно тратить не только в целях, указанных региональной программой, некоторые регионы, в том числе, позволяют обналичивание материнского капитала. В некоторых регионах сумма составляет более 200 тыс. (например, Амурская область, Хабаровский край).

Потенциальные получатели регионального материнского капитала тоже отличаются в зависимости от региона. Некоторые субъекты оказывают материальную помощь только малоимущим семьям, путем ограничения дохода семьи, претендующей на получение регионального материнского капитала. Некоторые регионы оказывают большую поддержку семьям, решающим усыновить детей, например, семьи, усыновляющие детей в Башкирии, получают региональный материнский капитал в размере, аналогичном федеральному маткапиталу. Также определенные субъекты предлагают дополнительную помощь матерям после рождения третьего, четвертого и пятого ребенка. Например, в Кабардино-Балкарии на материнский капитал в размере 350 тыс. руб. может претендовать женщина, родившая пятого ребенка, в Республике Дагестан - после рождения пятого и десятого ребенка 10 000 руб. и 20 000 руб. соответственно. Некоторые регионы, такие как Липецкая и Калининградская области, помогаю матерям, родившим тройню, и выплачивают им материнский капитал в размере более одного миллиона рублей. Также в отдельных регионах размер материальной помощи возрастает в зависимости от общего числа детей в семье, т.е. при рождении четвертого ребенка размер материнского капитала выше, чем при рождении третьего. Такая система предусмотрена в Республике Мордовия и Кировской области.

Информация о размере и условиях получения материнского капитала представлена в приложении.

Программы материнского капитала призваны оказать дополнительную помощь молодым семьям с детьми и подталкивать их на рождение большего числа детей, а программы регионального материнского капитала позволяют оказать эту дополнительную помощь, не создавая дополнительную нагрузку на федеральный бюджет.

2.2 Анализ эффективности программ регионального материнского капитала

Для анализа эффективности регионального материнского капитала предлагается провести статистический анализ данных ежегодного Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. Это обследование, проводимое Национальным Исследовательским Университетом - Высшей Школой Экономики, представляет собой серию ежегодных репрезентативных опросов домохозяйств и взрослых членов семей. Данные для каждого года представлены в двух файлах: результаты опроса домохозяйств и результаты индивидуальных опросов. Для проведения анализа были получены индивидуальные данные женщин возраста от 15 до 49 лет, однако данные о наличии детей были собраны из результатов опроса домохозяйств: для каждой женщины были установлены годы рождения ее детей. Поскольку некоторые женщины могли быть не опрошены во все годы, панель данных получилась несбалансированной.

Выборка состоит из женщин в возрасте от 15 до 49 лет. Поскольку данные о числе детей у каждой женщины доступны только в период с 2004 по 2013 год, выборка включает именно этот период. Всего удалось получить данные о 9 173 женщинах, нужного возраста, прошенных в период с 2004 по 2013 год (с учетом повторных опросов - 31 795 наблюдений всего). Описательные статистики представлены в Таблице N.

Данные подтверждают, что в России зачастую женщины не склонны быть многодетными матерями: в среднем, женщины в выборке в возрасте более 40 лет имеют 1,57 детей, в то время как для поддержания уровня численности населения одна женщина должна родить не менее двух детей.

Таблица № 4 Описательные статистики

Среднее значение

Стандартное отклонение

Индивидуальные наблюдения

Число лет интервью

3,5

2,5

Возраст в первом периоде

28,8

9,6

Незаконченное среднее образование

0.2%

Незаконченное среднее образование + что-то еще

3.5%

Законченное среднее образование

11.5%

Законченное среднее специальное образование

31.1%

Законченное высшее образование и выше

22.7%

Городская местность

73,5%

Все наблюдения

Возраст

30,2

9,4

Состоит в браке (официальном или гражданском)

75,6%

Вероятность рождения ребенка

3,5%

Нет детей

34.7%

Один ребенок

33.7%

Двое детей

25.6%

Трое детей

4.7%

Четверо и более детей

1,2%

Потенциально могут претендовать на получение федерального материнского капитала

58,9%

Потенциально могут претендовать на получение регионального материнского капитала

30,1%

Источник: расчеты автора, данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ

Предлагается провести оценку следующих регрессий:

(1)

(2)

где:

birth - вероятность рождения женщиной ребенка в период t (величина, равная 1 в случае, если женщина i в период t родила ребенка, и 0 во всех остальных случаях);

postr - величина, равная 1 для периода в течение которого действует программа регионального материнского капитала (эта величина проставлялась индивидуально для каждого региона в выборке в зависимости от года начала программы);

MCeligr - величина, равная 1 в случае, если женщина потенциально может получить сертификат на региональный материнский капитал (с учетом региональных особенностей, таких, как число детей и т.д.), и 0 во всех остальных случаях;

- функция возраста женщины;

Х - набор контрольных переменных, таких как семейное положение, образование женщины, национальность, род деятельности, проживание в городской или сельской местности и пр.

Оценка первой регрессии будет проведена только для женщин, которые потенциально могут получить сертификат на региональный материнский капитал, значимость коэффициента будет указывать на рост рождаемости среди женщин, на которых нацелены программы после их введения.

Для того чтобы оценить эффективность введения программы материнского капитала предлагается рассмотреть и сравнить вероятность рождения ребенка по двум направлениям:

1) Сравнить женщин, которые проживают в регионах, где есть программа материнского капитала и они потенциально могут получить финансовую поддержку, с женщинами, отвечающими всем требованиям программы, но проживающим в других регионах.

2) Внутри регионов, где существует программа материнского капитала, сравнить женщин, на которых нацелена программа с женщинами, которые не могут получить помощь от регионального правительства

Следовательно, вторую регрессию предлагается оценить для двух выборок: 1) для выборки женщин, имеющих двоих и более детей (поскольку в большинстве случаев региональный материнский капитал выдается женщинам после рождения третьего ребенка); 2) для всех женщин, проживающих только в регионах, где существует программа регионального материнского капитала. В данном случае для целей исследования необходимо смотреть на значимость коэффициента .

Результаты оценки первого уравнения методом наименьших квадратов представлены в таблице ниже:

Таблица № 5 Результаты оценки уравнения (1)

(1)

(2)

(3)

Оценка OLS

-0,0028

(0,0015)

-0,0023

(0,0013)

-0,0027

(0,0013)

Переменная возраста

нет

да

квадратичный

Контрольные переменные В качестве контрольных переменных использовались уровень образования, национальность, семейное положение, регион, сельская/городская местность, число детей

нет

да

да

R2 (OLS)

0,0238

0,0443

0,0442

Количество наблюдений

8221

8221

8221

Источник: расчеты автора, данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ

По результатам оценки первого уравнения нельзя отвернуть гипотезу о том, что коэффициент равен нулю на 5% уровне, следовательно, он незначим. Это говорит о том, что согласно полученным результатам, после введения региональных программ материнского капитала в 2011-2012 годах, вероятность женщины, имеющей двоих и более детей, родить еще одного ребенка не изменилась по сравнению с прошлыми годами. Этот факт можно объяснить там, что вероятность рождения третьего ребенка, в общем, ниже, чем вероятность рождения первого или второго ребенка, и региональные программы материнского капитала не способствовали росту числа многодетных семей.

В отличие от первой спецификации модели, вторая регрессия позволяет сравнить две группы женщин: рождаемость среди тех, на кого нацелена программа регионального материнского капитала с уровнем рождаемости для контрольной группы. Одной из контрольных групп в данном случае выступает группа женщин, имеющих двоих и более детей, но проживающих в регионе, где нет программы материнского капитала. В нашем случае, мы выбрали только тех женщин, которые имеют двух и более детей, поскольку в большинстве регионов, где существует программа материнского капитала, помощь оказывается только семьям с двумя и более детьми. Для оценки данной регрессии были опущены регионы, входящие в основную выборку но, имеющие отличные программы материнского капитала, например республика Кабардино-Балкария, где материнский капитал выдается после рождения пятого ребенка.