Проектирование программ социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатского учреждения

дипломная работа

Введение

Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно- государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Именно они пополняют детские социальные учреждения. Россия по числу сирот занимает одно из первых мест в мире.

На сегодняшний день численность детей, оставшихся без попечения родителей , 118 тысяч [51]. Значительная часть детей, воспитывающихся в социальных учреждениях, имеют серьезные проблемы в личностном и физическом развитии особую тревогу вызывают проблемы социальной адаптации.

Перед воспитанниками остро встает проблема включения в социум. Растущий в условиях учреждений интернатного типа ребенок, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его общение неразвито: контакты поверхностны, нервозны и поспешны - он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет себя вести таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок очень рано начинает занимать негативную позицию по отношению к другим.

Он просто поставлен перед фактом радикальных перемен новой социальной среды, к которой вынужден приспосабливаться.

В условиях интернатного учреждения именно адаптивная функция призвана приспособиться к новым для него условиям жизни, как в стенах учреждения, так и за его пределами. К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников является недостаточным.

Социальная адаптация относится к социально-педагогическим технологиям социальной работы. Технология социальной адаптации в условиях интернатного учреждения осуществляется в тесном взаимодействии воспитательной и образовательной работы.

Для успешной социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в интернатом учреждении для их полноценного включения в общество необходимо повышение уровня социальной компетентности, которая поможет воспитаннику лучше сориентироваться в окружающем мире. А грамотно принять эти знания в жизни воспитанник сможет только в том случае, если он хотя бы раз сталкивался с подобными ситуациями на практике, пусть даже в игровой форме. Использование технологии проектирования в деятельности социального работника является одним из наиболее подходящих и эффективных средств, которые обеспечат успешную социальную адаптацию данной категории детей.

Проектирование программ социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в интернатом учреждении - новая проблема для России. О том, что без проектирования специальных программ, которые помогут ребятам успешно пройти интернатную адаптацию, заговорили совсем недавно. А познавать на практике такие программы стали особенно отчетливо только в последнее десятилетие.

Проблемы адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в интернатном учреждении рассматриваются в работах З.А. Даниловой, И.Б. Дерманововой, Р.А. Зобова, и большого числа других авторов. Содержание технологии социальной адаптации воспитанников детских домов можно найти в работах отечественных ученых Ю.В. Васильковой, М.А. Галагузовой, И.С. Зайцева, А.В. Мудрика, Ф.А. Мустаевой, Г.В. Селье, и др. Что же касается сущности социального проектирования программ для адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, то это проблема скорее только констатируется как результат слабой организационной деятельности всех специалистов, работающие в структуре детского дома. Тем не менее, исследованием общих вопросов социального проектирования занимаются такие ученые как В.И. Курбатов, О.В. Курбатова В.А. Луков.

Актуальность проблемы для практики недостаточная изученность в теории послужили основой для выбора темы исследования: проектирование программ социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения.

В качестве предположения была выдвинута гипотеза о том, что более эффективно решить проблему социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения позволит своевременная разработка и внедрение социальных проектов и программ, учитывающие проблемное поле данной категории детей, особенности социальной адаптации, сущность проектирования программ, отечественный опыт по решению проблемы социальной адаптации.

Цель работы - изучить теоретические и практические аспекты проектирования программ по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения, спроектировать и реализовать программу

Объект исследования- социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования- проектирование программ социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения.

Задачи исследования:

- Проанализировать проблемное поле детей, оставшихся без попечения родителей, как основу для разработки проектирования программ по социальной адаптации;

- Охарактеризовать особенности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей как технологии социальной работы;

- Раскрыть особенности проектирования программ социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей;

- Рассмотреть нормативно-правовую базу регулирующую социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения;

- Изучить отечественный опыт реализации проектов по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей;

- Спроектировать и реализовать программу социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях интернатного учреждения.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы и документов, изучение и анализ практического опыта социальной работы и проектирования в рассматриваемом направлении, наблюдение, изучение и обобщение передового опыта.

База исследования: Государственное казенное учреждение здравоохранения «Тамбовский областной специализированный Дом ребенка»

Делись добром ;)