Проектирование программ социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатского учреждения

дипломная работа

1.1 Проблемное поле детей, оставшихся без попечения родителей как основа для разработки проектирования программы по социальной адаптации

Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной работы.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

Рассмотрим понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей». К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи:

- с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением в родительских правах;

- признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограничено дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях;

- объявлением их умершими;

- отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

- нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

- отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

- и в иных случаях.

Принципиального различия между понятиями «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки не проводится. В семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, т.к. сироты также считаются оставшимися без попечения родителей в случаях их смерти [3, с.121].

Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения различны. Основными из них являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей оставляется родителями из-за обнаружения у них при рождении физического дефекта. Это дети с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом и дети с незначительными врожденными пороками развития. Есть и особая категория матерей - это матери-подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья ребенка препаратов. В результате появляются на свет аномальные дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

Положение детей в обществе отражает моральное и нравственное здоровье общества.

Правовой формой защиты личных и имущественных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опекунство. Оно существует в виде опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, оставшимися без попечения родителей, в целях обеспечения им надлежащих условий содержания, воспитания и образования. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 18 лет, в силу определенных причин оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с действующим в России законодательством органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Функции по опеки и попечительству осуществляются: через органы управления образованием в отношении несовершеннолетних лиц; через органы здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; через органы социальной защиты населения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

Органы опеки и попечительства выявляют детей и подростков, оставшихся без родительского попечения вследствие гибели родителей или неисполнения ими родительских функций, ведут учет таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, осуществляют дальнейший контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. При этом предпочтение отдается семейным формам устройства несовершеннолетних, передаче их на усыновление или подбору опекуна (попечителя).

Основанием для назначения опеки (попечительства) над несовершеннолетними лицами является:

- смерть родителей;

- лишение родительских прав вследствие их асоциального поведения;

- ограничение родителей в правах;

- признание родителей недееспособными вследствие болезни;

- длительное отсутствие родителей (продолжительные командировки, нахождение в местах заключения);

- уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;

- другие причины отсутствия родительского попечения.

Опекун (попечитель) - законный представитель подопечного, выступающий в защиту его прав и интересов. Он назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда стало известно о необходимости установления опеки (попечительства) над ребенком (подростком), оставшимся без попечения родителей. В исключительных случаях опека (попечительство) может быть установлена по месту жительства опекуна (попечителя) [14, с. 308].

Очень часто дети, оставшиеся без попечения родителей, не отождествляют себя с обществом, окружающими людьми, а противопоставлять себя им. Получая образование, специальность, создавая семью, рожая детей и воспитывая внуков, они продолжают называть себя сиротами, подтверждая теорию о том, что принадлежность к группе - это судьба.

Причины трудностей в социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей:

- увеличение числа родителей, лишенных родительских прав;

- наследственный фактор: выросшие воспитанники интернатных учреждений, чьи родители были лишены родительских прав на их воспитание, идут по стопам своих родителей, т.е. тоже лишаются родительских прав уже на воспитание своих детей;

- обнищание населения, в результате чего многие родители просто не способны обеспечить своим детям нормального питания;

- рост наркомании и алкоголизма;

- увеличение числа семей, где родители по состоянию физического и психического здоровья не способны воспитывать детей, являясь, в большинстве своем, умственно отсталыми;

- рост числа семей, где нет нормальных условий для проживания;- отказ от детей несовершеннолетних матерей;

- увеличение внебрачной рождаемости;

- рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ы связи со снижением стабильности брака;

- сокращение количества факторов усыновлений российскими гражданами.i[38, стр. 19]

Безусловно, трудности в социальной адаптации, имеют определенные негативные последствия и, в первую очередь, отражается на жизни самих детей. По мнению специалистов, занимающихся изучением проблем детей, оставшихся без попечения родителей, они наиболее склонны к бродяжничеству, подвержены риску стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными в преступную деятельность.

Сиротство, как фактор, разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие нарушения в развитии личности.

У детей, оставшихся без попечения родителей, существует много проблем, такие как: слабые социальные связи вследствие недостаточного развитого умения общаться и строить взаимоотношения с окружающими, нестабильность семейных отношений в силу отсутствия положительного опыта семейной жизни в детстве, стереотипы восприятия воспитанников и выпускников интернатных учреждений в обществе, трудности с получением ими желаемого образования, трудности с профессиональным определением и трудоустройством.j[39, стр. 41]

Возможными путями решения трудностей социальной адаптации могут стать:

- модернизация воспитательной системы интернатных учреждений в соответствии с требованиями современности;

- создание индивидуальных программ работы с детьми, воспитывающихся в учреждениях, с учетом их психологических и физических особенностей;

- совершенствование системы опеки и попечительства;

- поощрение государством семейных форм устройства детей;

- расширение сети малых семейных детских домов;

- помощь выпускникам интернатных учреждений в их социальной адаптации по достижении ими совершеннолетия [38, стр. 24].

Таким образом, к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей. Можно сделать вывод, что проблемное поле детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из ряда проблем, таких как: слабые социальные связи вследствие недостаточного развитого умения общаться и строить взаимоотношения с окружающими, нестабильность семейных отношений в силу отсутствия положительного опыта семейной жизни в детстве, стереотипы восприятия воспитанников и выпускников интернатных учреждений в обществе, трудности с получением ими желаемого образования, трудности с профессиональным определением и трудоустройством.

Делись добром ;)