logo
Профессионализм социального работника как условие эффективной деятельности социальных служб

1.1. Профессионализм и профессиональная компетентность специалиста по социальной работе

Профессионализм -- это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности [39; с. 385].

«Профессионализм» как понятие еще пока отсутствует в большинстве словарей и энциклопедий. Однако ряд ученых считает, что это не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Профессионализм также рассматривается как своеобразная норма регуляции поведения и деятельности, накладывающая на субъекта деятельности определенные обязательства; он связан с индивидуальным стилем деятельности, с самореализацией личности, что, в свою очередь, подразумевает наличие высокого уровня мотивации относительно достижения высоких результатов [40; с. 386].

Профессионализация социальной работы в российском обществе неразрывно связана с ее институционализацией, происшедшей почти на столетие позже, чем в странах Западной Европы и в США. Процесс институционализации социальной работы, т.е. ее правового и организационного закрепления и общественного признания, начался в России в 1991 г. Постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР от 23.04.1991 г. в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих была дана квалификационная характеристика должности «специалист по социальной работе», которая является эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник». Содержание названной должности было обновлено и расширено Постановлением Министерства труда РФ от 12.10.1994 г., утвердившего разряды оплаты труда и должностные характеристики специалиста. Завершением институционализации социальной работы как профессии, указывающим на наличие ее внутренней организации, принято считать 2000 г., когда был введен профессиональный праздник «День социального работника».

В настоящее время социальная работа в российском обществе обладает всеми отличительными характеристиками профессии: она представляет собой систему знаний, на которых строятся умения ее субъектов; предусматривает определенный период теоретического и практического обучения; имеет общепризнанные профессиональные стандарты, систему оценки квалификации специалистов; ее субъекты систематически работают в данной области, формируя профессиональное самосознание и поведение.

Особенности труда специалистов, профессионально действующих в этой специфической области практики, связаны с предметной сущностью самой социальной работы. По мнению Е.И.Холостовой, эта сущность выражается в феномене «социальность». В нем отражено многообразие способов и форм взаимодействия человека, группы, социального коллектива, включая и самореализацию, саморазвитие субъекта [41; 345].

Соответственно, характер профессиональной деятельности требует от социального работника внимания к широкому кругу социальных проблем, касающихся организации и осуществления социальной работы в ее пространстве. Многообразие этих проблем предопределяет сущность и взаимосвязь основных составляющих профессиональной деятельности субъектов социальной работы: их должностных обязанностей, ролей, функций и профессионально-ориентированных личностных качеств.

Однако большой потенциал для повышения эффективности социальной работы заключен также в определении степени и путей оптимального развития профессиональной компетентности ее субъектов.

Профессиональная компетентность свидетельствует о наличии у специалиста достаточных для эффективной практической деятельности знаний, умений, способностей и личностных свойств, которые приобретены или углублены в процессе профессиональной подготовки и саморазвития.

Профессиональная компетентность складывается в течение процесса профессионального становления кадров социальной работы, характеризуя их профессионализм. Компетентность социального работника является многофункциональной и требует развития социального интеллекта, критического мышления, саморефлексии и т.д.

Эффективность деятельности специалистов по социальной работе, прежде всего, связана с развитием уровня их культурной компетентности, значение которой растет под влиянием процессов глобализации. Она предусматривает способность человека жить, работать и постоянно самосовершенствоваться в современном мультикультурном обществе, где велика роль информационных и коммуникативных технологий, непрерывного образования, социальных различий людей и социальных групп [41; 351].

Культурная компетентность специалиста по социальной работе составляет основу его профессиональной компетентности и предполагает знание национальных, конфессиональных, возрастных, гендерных и иных особенностей и традиций клиента и оказание ему квалифицированной помощи с учетом культуры общества и личности.

В профессиональной компетентности специалиста социальной работы различают следующие элементы:

· концептуальный - понимание теоретических основ своей профессии;

· инструментальный - способность овладевать основными профессиональными навыками;

· интегративный - способность связывать своими действиями теорию и практику социальной работы в единую систему;

· контекстуальный - понимание географических, политических, культур, социально-экономических условий своей деятельности;

· адаптивный - умение предвидеть изменения в рамках профессии и подвиться к ним;

· коммуникативный - умение строить эффективные межличностные отношения с клиентом и с другими специалистами.

В социальной работе применяют компетентностный подход, представляющий собой междисциплинарное направление в исследовании компетентности. В этом подходе компетентность прежде всего рассматривается как комплексный результат профессионального образования [42]. В образовательном процессе данный подход используется для создания модели обучения социального работника как профессионала. Прежде всего компетентностный подход дает возможность формирования у обучающихся социальной работе ключевых компетентностей: в сфере самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, семейно-бытовой, культурно-досуговой деятельности. Все они способствуют адекватной социальной адаптации человека в современном обществе [41; 347].

Кроме того, на основе ряда критериев, таких как знания, опыт, эмоционально-волевая регуляция, готовность к актуализации компетентности определяется овладение будущим специалистом по социальной работе специальными компетентностями: когнитивной, включающей умения рефлексии, саморегулирования, структурирования и приращения знаний и т.д.; социальной, предполагающей наличие успешных социальных взаимодействий, коммуникаций в различных сферах и с различными субъектами; деятельностной, относящейся к эффективному решению профессиональных задач на основе владения инновационными и традиционными методами и технологиями практики решения проблем.

Наличие специальных компетентностей указывает на становление специалиста как личности и как профессионального работника, способного эффективно разрешать разнообразные проблемные ситуации человека и социальной группы.

Среди показателей эффективности деятельности конкретного субъекта социальной работы важное место занимает его удовлетворенность деятельностью, адекватная самооценка, создание условий для саморазвития. Анализ этой составляющей эффективности социальной работы возможен на следующих уровнях:

ь потребностно-мотивационном, когда выявляются взаимосвязанные мотивации субъекта (альтруистическая, профессиональная, материальная, мотивация самореализации);

ь информационном, когда определяется соответствие знаний специалиста принятому стандарту;

ь компонентно-целевом, когда выявляется степень выполнения специалистом своих функций;

ь структурно-функциональном, когда определяется эффективность конкретных действий специалиста, при соотнесении их с функциями социальной работы;

ь профессионально-важных качеств, когда выявляется наличие индивидуальных свойств субъекта деятельности, достаточных для ее реализации в заданном формате.

Большое значение для повышения эффективности труда специалистов имеет мотивация их деятельности. В содержательном смысле данного понятия мотивация - это процесс формирования у субъекта побудительных сил к действию под влиянием внутренних и внешних стимулов [41; 398].

По мнению отечественных исследователей мотивации (Б. Генкин, В. Радаев, И. Гущина и др.), внутренняя мотивация связана с ценностями и самореализацией человека, тогда как внешняя мотивация носит инструментальный характер (это условия труда, уровень заработной платы и т.д.). В социальной работе при этом выделяют материальную, организационную, социальную, информационную внутреннюю и внешнюю мотивацию специалистов [30; с. 190].

Главным внутренним стимулом труда в социальной работе является желание социальных работников приносить пользу своим клиентам и обществу в целом, осуществление которого выступает для специалиста в виде основной части личностного вознаграждения. Также к значимым внутренним стимулам относят возможность постоянного социального общения, самостоятельности в работе, признания со стороны окружающих людей, проявления инициативы и творчества и пр. [44; с. 83].

Следовательно, наиболее существенный характер для социального работника имеет социальная мотивация, основанная на внутренних стимулах деятельности. Однако следует отметить, что внешним стимулам, особенно с точки зрения материальной мотивации, значение которой немаловажно, в российской системе управления социальной работой уделяется недостаточное внимание, что составляет существенное препятствие для повышения эффективности социальной работы.

При оценке эффективности деятельности специалиста нужно учитывать объективные трудности, которые снижают уровень ее мотивации, а, соответственно, и результаты. Главной из них является незавершенность процесса осознания важности социальной работы для социального здоровья и благополучия граждан в российском государстве и обществе.

Из названного обстоятельства вытекают все остальные факторы, препятствующие высокой эффективности социальной работы:

ь ведомственная ограниченность и разобщенность в организации деятельности;

ь низкий уровень оплаты труда специалистов и социальных работников среднего звена;

ь отсутствие рационально организованной поддержки общественных инициатив;

ь слабая разработанность и недостаточное использование на практике теоретических и методических подходов, нормативных и этических основ социальной работы.

Преодоление этих недостатков необходимо, прежде всего, в организационных структурах социальной работы на всех ее уровнях. Однако большой потенциал для повышения эффективности социальной работы заключен также в определении степени и путей оптимального развития профессиональной компетентности ее субъектов.

В практической деятельности социальные работники демонстрируют различный уровень профессионализма. Американский исследователь профессионального статуса социальных работников и системы их обучения в России, Шерон Б. Тэмплэн, используя методы интервью и беседы, в 2000 г. выделила четыре группы субъектов социальной работы, для каждой из которых характерен определенный уровень профессионализма.

Во-первых, это традиционные студенты, обучающиеся в вузах на специальности «социальная работа». Хотя их число относительно невелико, в исследовании подчеркивается большое желание будущих специалистов по социальной работе, овладев данной профессией, помогать людям, и потребность студентов в профессиональном образовании и высокой квалификации.

Вторая группа представлена действующими практиками, зачастую с недостаточным уровнем образования и профессионализма и с различным опытом деятельности в сфере социальной работы.

Третьей группой являются специалисты других профессий, избравшие, в силу различных причин, социальную работу в качестве сферы профессиональной деятельности. Данная категория субъектов особенно нуждается в переквалификации, росте профессионализации и повышении своего образовательного уровня.

Четвертая группа - это преподаватели дисциплин социальной работы, находящиеся на различных стадиях профессионализации и накапливающие собственный практический опыт обучающей деятельности в данной сфере.

В результате исследования выявлена тенденция, характерная для конца

XX в. и связанная с недостаточным профессионализмом субъектов социальной работы. На современном этапе ее развития следует обозначить группы, уровень профессионализма которых значительно возрос: подготовленные в вузах и средних специальных учебных заведениях дипломированные специалисты по социальной работе и социальные работники, ученые, ведущие исследования в этой области, преподаватели дисциплин социальной работы, постоянно повышающие свою квалификацию и пр. Эксперты констатируют тенденцию увеличения числа выпускников, устраивающихся на работу в социальную сферу. Однако они отмечают, что реальная ситуация с повышением уровня профессионализма в социальных учреждениях России изменяется достаточно медленно. Во многом это объясняется сложными и противоречивыми тенденциями, возникающими на стадии профессиональной подготовки специалистов с высшим социальным образованием в учебных заведениях [44; с. 85].

Таким образом, эффективность социальной работы в первую очередь зависит от результатов деятельности кадров социальной работы - людей, выполняющих должностные задачи в системе органов и учреждений социальной работы и наделенных соответствующими полномочиями, правами и ответственностью.