Процесс оптимизации и системного совершенствования управления социальной поддержки населения в Дзержинском районе г. Ярославля

дипломная работа

- обоснование основных принципов, модернизации системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;

- внедрение практической реализации мер по оптимизации управления системой социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Предметом исследования является процесс оптимизации и системного совершенствования управления социальной поддержки населения в Дзержинском районе г. Ярославля, выступающий в качестве основы, снижения уровня социальных проблем региона.

Объектом исследования является районная система социальной поддержки населения.

Методологической основой исследования является системный подход к управлению социальной поддержкой населения. Для решения поставленных в работе задач применялись субъектно-объектный и инновационный подходы, а также общенаучные методы исследования: экономический и сравнительный анализы, статистические методы обработки социально-экономической информации.

В процессе исследования использовались региональные законодательные и нормативные акты, регулирующие основные направления социальной поддержки населения; ряд региональных социальных программ; материалы федеральной и региональной статистики.

Основным результатом исследования является углубление теоретических и методологических основ управления социальной поддержкой населения с позиции системного подхода и разработка на этой основе направлений системного совершенствования социальной поддержки населения в Ярославской области.

Теоретической основой выпускной квалификационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых в области управления социальной поддержкой населения, реструктуризации экономики, моделирования развития региональных социально-экономических систем.

Социальная поддержка населения как одна из функций государства, с одной стороны, и одна из форм жизнеобеспечения граждан, с другой стороны, являясь достаточно сложным и объемным понятием, привлекает внимание отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономики (Белл Д., Дафт Р.Л., Александровой Е.Н., Адамчука В.В., Анимициной Е.Г., Барановой Л.Я., Белоусовой Е.В., Бобкова В., Масловского, Вагина В.В., Генкина Б.М., Глущенко П.П., Завельского М.Г., Зотова В.Б., Каратаевой Е., Родиной Н., Кнорринг В.И., Абакумова Н.Н. и Подовалова Р.Я., Роик В.О., Лебедева Л.Ф., Нестеренко А., Мисихина С. и др.).

В связи с различиями в определении разными авторами сущности, цели, субъектов и объектов социальной защиты населения, ими вкладывается разный смысл в содержание анализируемого понятия. В результате в социально-экономической литературе данное понятие рассматривается в широком (Дафт Р.Л., Александровой Е.Н) и узком смысле слова (Бобкова В., Масловского Н.Н.).

Достаточно широко освещены в трудах ученых и специалистов в области социальной защиты населения круг ее направлений, принципы и механизмы. Рассматривая механизм действия социальной защиты с функциональной точки зрения, одна группа авторов сосредотачивает внимание на отдельных составляющих механизмах: социальном страховании, социальном обеспечении, социальной помощи и т.д. (Глущенко П.П., Завельского М.Г., Зотова В.Б., Каратаевой Е., Родиной Н.). Другая группа авторов охватывает весь механизм действия в целом. Однако характеризуют его ученые и специалисты с разных точек зрения: с организационной (Подовалова Р.Я.), с функциональной (Ромашов О.В.) и институциональной, с точки зрения системности (Морозова Е.А.).

Значительное место в трудах ученых и специалистов в области социальной поддержки населения отводится характеристике показателей, оценки уровня социальной защищенности граждан. Такие показатели рассматриваются авторами с точки зрения основных направлений социальной поддержки (Каратаевой Е., Родиной Н), с позиции удовлетворения потребностей людей (Рофе А.И. и Жуков А.Л.), через показатели уровня жизни населения (Соловьев А.К.). Отмечая серьезные теоретические и методологические успехи экономической науки в области исследования сущности и содержания социальной поддержки населения, следует сказать о том, что до сих пор дискутируются вопросы целесообразности и широты направлений социальной поддержки населения, первоочередности предоставления социальной помощи различным категориям граждан.

В работах многих авторов отмечается необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения, что обусловлено широким кругом и сложностью социальных проблем. При этом одна группа ученых и специалистов сосредотачивает внимание на социальных программах предприятия (Каратаевой Е., Родиной Н); другая группа - отводит первоочередную роль в решении социальных проблем региональным программам социального развития (Александрова Е.Н, Бобков В.); третья группа - заявляет о необходимости совершенствования социальной поддержки населения на уровне Федерации (Абакумова Н.Н. и Подовалова Р.Я., Нестеренко А., Сухорукова Т.).

При обосновании необходимости совершенствования социальной поддержки населения, обусловленной широким кругом и сложностью социальных проблем, отдельные авторы (Александровой Е.Н., Мисихина С.) делают ссылку на системный подход, однако сущность данного подхода не раскрывается, а предлагаемые мероприятия в рамках совершенствования социальной поддержки населения зачастую не имеют в своей основе системного характера. Отсюда вытекает цель исследования.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней определяются достоинства и недостатки в формировании и функционировании системы социальной поддержки населения в муниципальном образовании, а также вносятся предложения по ее оптимизации.

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.

Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретические основы изучения социальной поддержки населения как объекта управления

1.1 Сущность и специфика системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения

Одной из важнейших задач государственного управления является обеспечение и соблюдение основных социальных прав граждан. Искусство управления государством состоит в поддержании логического баланса между властью и обществом, в умении адекватно реагировать на потребности граждан и обеспечивать защиту их интересов. Деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти государства оценивается именно с этих позиций и не должна противостоять обществу.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993г., Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная политика - это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей [59, 253], а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект.

Социальная поддержка населения на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан.

Социальную поддержку следует рассматривать в двух аспектах: широком и узком. Социальная поддержка в широком смысле слова - это форма выражения социальной политики государства, направленная на оказание социальной помощи нуждающимся гражданам. Определение узкого смысла социальной поддержки граждан потребует дополнительного анализа не только юридического, но и филологического аспекта данного явления.

В соответствии с п.4.9 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации закрепляется необходимость разработать и реализовать комплекс мер, направленных на социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями. Данный комплекс мер является одним из направлений социальной поддержки в указанном генеральном соглашении. Заметим, что соглашение не отражает, какие меры включает социальная поддержка. В силу этого можно высказать предположение о том, что социальная поддержка есть вид социальной защиты. Однако с целью более точного определения правовой природы социальной поддержки граждан необходимо ее подвергнуть более тщательному анализу. Реализация социальной поддержки граждан в полном объеме фактически началась с 1 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный Закон о замене льгот и компенсаций мерами социальной поддержки.

Термин «социальная поддержка» появился еще в начале 90-х годов прошлого века. Принятие указа Президента РФ от 26 декабря 1991 года №328 «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году» [4] позволило образовать республиканский и территориальный Фонды социальной поддержки населения. При этом в состав Республиканского фонда социальной поддержки населения, создаваемого при Министерстве социальной защиты населения РСФСР, был включен также Республиканский фонд поддержки семьи. Республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения были образованы за счет средств от переоценки остатков продукции и товаров в связи с либерализацией цен, части доходов от приватизации государственного и муниципального имущества и акцизов, а также доходов от деятельности предприятий, фондов, организуемых ими денежно-вещевых лотерей, аукционов, добровольных взносов предприятий, учреждений и организаций, общественных организаций, граждан, иностранных юридических и физических лиц, гуманитарной помощи, других поступлений, не противоречащих действующему законодательству. Действовавшая в то время комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации определяла порядок адресного направления гуманитарной помощи для распределения ее службами срочной социальной помощи среди регионов и граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Система социальной поддержки включала в себя несколько самостоятельных систем. Во-первых, систему предоставления натуральной помощи (товаропроводящая сеть, благотворительные столовые и т.п.). Во-вторых, систему территориальных служб срочной социальной помощи, созданных на базе отделений социальной помощи, на дому и территориальных центров социального обслуживания пенсионеров. В-третьих, помещения для создания благотворительных столовых, специализированных магазинов, домов временного проживания, служб срочной социальной помощи и других учреждений социальной поддержки населения (помещения выделялись в первоочередном порядке на льготных условиях общественным организациям и частным лицам при проведении приватизации муниципальной собственности). В-четвертых, система обеспечения продовольственными ресурсами предприятий общественного питания на предприятиях, в организациях, учреждениях и учебных заведениях. Отсюда следует, что первоначально социальная поддержка включала в себя не только денежные и натуральные виды помощи, но и такие аспекты, как предоставление помещений для учреждений социальной поддержки.

Основными принципами социальной поддержки населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. [58,29] Необходимость совершенствования системы социальной поддержки населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные цели социальной поддержки населения сводятся к следующим:

- избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;

- оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

- содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. [55, 316]

Таким образом, одним из элементов социальной поддержки населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.

Оказание государственной социальной поддержки осуществляется в следующих видах:

- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). [60, 25]

Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски). [74, 3]

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. [54, 114]

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

- пенсионное страхование;

- социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

- социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- медицинское страхование. [54, 34]

Важнейшей составной частью социальной поддержки населения является институт органов социальной работы.

Цель их деятельности - проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе социальной поддержки населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления - органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной поддержки населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной поддержки населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Важную роль в системе социальной поддержки населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах. Основные функции органов социальной поддержки населения на федеральном уровне:

- организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;

- социальное обслуживание;

- медико-социальная экспертиза;

- реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи;

- социальная помощь семье и детям;

- подготовка законодательства по социальной защите населения;

- внешнеэкономическое и международное сотрудничество;

- разработка положений по основам социальной политики;

- анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;

- подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;

- разработка социальных нормативов и т.д.. [55, 317]

Функции органов социальной поддержки населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

- обеспечение и решение производственно-экономических задач;

- плановую и финансово-экономическую деятельность;

- создание различных фондов социальной помощи;

- решение экономических проблем и др.. [55, 317]

Функции трудового коллектива:

- производственно-экономическая;

- политическая;

- управленческая;

- социальная;

- воспитательная. [55, 317]

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:

- социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;

- социальная реабилитация инвалидов;

- правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.. [59, 255]

В целом назначение системы социальной поддержки проявляется в ее общих функциях:

1. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития.

2. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения.

3. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни.

4. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан. [54, 17]

Социальная поддержка населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В сущности, социальная поддержка граждан означает их обеспечение в результате каких-либо преимуществ этих граждан государства перед другими гражданами по определенным основаниям. В тоже время обеспечение может происходить либо самостоятельно гражданином, либо при помощи других лиц.

Таким образом, правовая природа социальной поддержки граждан заключается в соблюдении принципа солидарности граждан и поколений и основана на перераспределении части средств имущих в пользу малоимущих или неимущих слоев населения.

1.2 Нормативно-правовые основы управления социальной поддержкой малообеспеченных слоев населения

Социальная поддержка населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [1]

В Российской Федерации охраняются также труд и здоровье людей. Устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В статье 38 Конституции Российской Федерации записано[1]:

1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Устанавливаются пенсии и пособия.

В ст.39 Конституции, в соответствии с которой каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом. [1, с.10] Каждый гражданин имеет право на социальную поддержку. Конституция возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Она не только провозглашает право граждан на социальную поддержку, но и четко определяет пути его реализации.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г. закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. При этом выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность; конфиденциальность; профилактическая направленность.

Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения, являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г (ред. от 28.09.2010). Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Кодификационным также стал федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 24.07.2009). Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. Это пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности; пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье; пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года; ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет. В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, в части изменения размера выплат.

Другим кодификационным законом стал Федеральный закон от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 24.07.2009). Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», а также законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 22.07.2010), Федеральным законом от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 22.08.2004), Федеральными законами от 17 сентября 1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ред. от 24.07.2009) и от 12 января 1996г. «О погребении и похоронном деле» (ред. от 25.11.2009).

Социальная поддержка предполагает оказание помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных потребностей. В Российской Федерации изданы и действуют соответствующие нормативно-правовые акты по регламентации оказания социальной поддержки той или иной категории нуждающихся.

Большое практическое значение в осуществлении социальной поддержки различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и, в конечном счете, целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

1. Федеральная комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;

2. Президентская программа «Молодежь России»;

3. Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;

4. Федеральная миграционная программа.

Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств. Нередко казенное, равнодушное отношение должностных лиц к своим обязанностям, недостаточная юридическая компетентность граждан и должностных лиц приводят к тому, что правовые нормы защиты населения, его интересов не срабатывают. Поэтому дальнейшее развитие и совершенствование системы социальной поддержки требует более серьезного подхода к решению правовых вопросов.

В связи с появлением негосударственных учреждений социального обслуживания изменилось предложение, и у людей появилась реальная возможность выбора наиболее предпочтительных форм медицинского обслуживания, страхования и т.п. Благодаря стабильной экономической ситуации в регионе, финансирование здравоохранения, как из бюджета, так и из средств обязательного медицинского страхования в отчетном году значительно улучшилось. Планомерное и устойчивое финансирование учреждений здравоохранения позволило сократить дефицит Программы государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Внедрены новые технологии в медицинскую практику, стали применяться лекарственные препараты нового поколения, что сделало медицинскую помощь более эффективной.

Произошли изменения в структуре обслуживания: резко возросла доля платных социальных услуг при одновременном снижении удельного веса бесплатного обслуживания, чему в значительной мере способствовала сложившаяся экономическая ситуация в России. Социальная поддержка оказалась во многом уравнительной, не адресной и потому недостаточной и неэффективной. Особенно заметно ухудшилось материальное положение пенсионеров, инвалидов и многодетных семей, т.е. наиболее - уязвимых, малообеспеченных социальных групп населения России. [63]

Следует заметить, что в сложившихся экономических условиях были предприняты попытки смягчить отрицательные последствия резкого падения уровня жизни и частично компенсировать потери наиболее нуждающимся группам населения. Однако компенсационные меры по индексации заработной платы и других денежных доходов населения зачастую запаздывали и не в полной мере возмещали вызванный инфляцией ущерб от обесценения денег. В конечном счете, все это отрицательно сказалось на финансовом обеспечении бюджетной сферы социального обслуживания населения.

Сегодня финансирование социальной поддержки населения многоканально. Средства на его нужды поступают из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных социальных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Сюда же направляются средства, принадлежащие предприятиям, организациям и учреждениям различных форм собственности, а также средства населения, спонсоров и специализированных доходов, в том числе и международных. Затраты консолидированного бюджета на социальные мероприятия вместе с расходами трех внебюджетных социальных фондов составляют примерно 17-18% ВВП [58, 25]. Расходы из всех источников финансирования социального обслуживания в настоящее время значительно выше. Данные цифры не учитывают ресурсы, направленные на социальное обслуживание населения, во-первых, социальные услуги, оплачиваемые предприятиями, организациями и учреждениями, во-вторых, выплаты пенсий из негосударственных пенсионных фондов, и, наконец, в-третьих, расходы населения на оплату социальных услуг, приобретаемых не только в открытой, контролируемой государством, но и в теневой экономике, масштабы которой составляют от 40 до 69% легального хозяйства. [51, 22]

Самофинансирование социальной поддержки населения приобрело, широкие масштабы и позволяет сделать вывод о том, что сейчас спрос на социальное обслуживание населения не удовлетворен. Возникновение неудовлетворительного спроса вызвано главным образом сокращением размеров бесплатного или льготного обслуживания населения предприятиями и учреждениями бюджетной сферы. При этом спрос на социальные услуги во многом спровоцирован снижением расходов государства на бюджетную сферу.

Россия на современном этапе переживает переходный период, затронувший все сферы социально-экономической жизни страны. Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств - нормативно-правовых, социально-психологических, экономических и т.д. - обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. В этом смысле социальная поддержка населения, включающая в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. [1, 4]

Государство играет важнейшую роль в организации социальной поддержки населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и т.д. Что касается субъектов Российской Федерации, то они должны обеспечивать и решать производственно-экономические задачи, развивать плановую и финансово-экономическую деятельность, создавать различные фонды социальной помощи, решать экономические проблемы и т.д. Велика в субъектах Российской Федерации роль органов социальной защиты, так как именно они призваны проводить политику государства, направленную на формирование устойчивых связей между различными уровнями организационной системы, которая устанавливает социальные отношения в обществе, обеспечивает людей потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивает экономическую самостоятельность в управлении.

На современном этапе в социальной поддержке населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная поддержка детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная поддержка трудоспособного населения, в-третьих, это социальная поддержка нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная поддержка семьи. Однако каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования.

Таким образом, исходя из рассмотренного материала, можно сделать следующие выводы. Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной поддержке, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств - нормативно-правовых, социально-психологических, экономических и т.д. - обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.

Одним из элементов социальной поддержки населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.

Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента Российской Федерации, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека.

Социальная поддержка населения, включающая в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Глава 2. Анализ деятельности, органов социальной поддержки малообеспеченных слоев населения Дзержинского района г. Ярославля

2.1 Характеристика Территориального отдела социальной поддержки населения Дзержинского района г. Ярославля

Дзержинский район - один из шести районов города Ярославля, расположен в северной части города на правом берегу реки Волги, образован в 1979 году. Территория Дзержинского района 43 кмІ; население на 1 января 2010 года составило 169 440 чел. (27,9 % Ярославцев)[1], включает в себя Северный жилой район, называемый в народе Брагино, состоит из 15 микрорайонов, из которых некоторые продолжают застраиваться. Дзержинский район, самый молодой в Ярославле, многие годы был и остаётся основной строительной площадкой города. Дзержинский район граничит с Ленинским, Кировским и Заволжским районами Ярославля и с Ярославским сельским районом. За 2008 год родилось 1740 детей (931 девочка и 809 мальчиков), умерло 2425 человек. [2]

Территориальный отдел по социальной поддержке населения Дзержинского района (150044, Ленинградский проспект, д. 50). Начальник отдела - Мясоедова Татьяна Вячеславовна. Структура Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района представлена следующими секторами:

1. Сектор по делам ветеранов и инвалидов.

2. Сектор помощи семьи.

3. Сектор по субсидиям.

4. Сектор социальной помощи.

Организационная структура Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Организационная структура Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района

Руководство работой Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района осуществляет начальник, который назначается и освобождается от занимаемой должности администрацией района и по согласованию с Управлением по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля. Начальник Территориального отдел по социальной поддержке населения Дзержинского района осуществляет руководство Отделом, подбор и обучение сотрудников, проводит прием граждан, контролирует работу сотрудников, отвечает за ведение документации, осуществляет связи с администрацией района, районными отделами образования, внутренних дел, по делам молодежи, службой занятости, учреждениями здравоохранения, фонда ми, обществами и т.д.; контролирует выполнение Указов Президента и постановлений Правительства, распоряжений областной, городской и районной администраций. [66]

Должностные оклады персоналу Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района устанавливаются на основе действующих нормативных актов, определяющих порядок и размеры выплачиваемых сумм. Правила внутреннего трудового распорядка Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района утверждаются общим собранием его работников по представлению администрации Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района, а правила принятия граждан, обслуживаемых Территориальным отделом по социальной поддержке населения Дзержинского района и его структурными подразделениями, начальником Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района.

Прием на обслуживание граждан производится на основании приказа начальника. Преимущественным правом принятия на обслуживание Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района пользуются участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, одинокие нетрудоспособные граждане, не вступившие в другой брак жены (мужья) военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, вынужденные переселенцы и ряд других лиц, определенных Уставом Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района.

Снятие с обслуживания производится приказом начальника Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района по личному заявлению обслуживаемого лица, истечению сроков обслуживания, выявления медицинских противопоказаний, при нарушении договорных условий платы за обслуживание, выявлению медицинских противопоказаний, злостных нарушений правил поведения граждан, обслуживаемых Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района. Решение о непринятии на обслуживание или снятии с обслуживания может быть обжаловано в комиссии (попечительский Совет), создаваемой администрацией района из представителей органов социальной поддержки населения, государственных, ветеранских, благотворительных, религиозных и иных организаций и объединений.

Основными задачами Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района являются:

1. Участие в осуществлении на территории Дзержинского района, города Ярославля отдельных государственных полномочий Ярославской области по решению вопросов социальной поддержки и оказания социальной помощи гражданам, организации и осуществления опеки и попечительства в отношении отдельных категорий граждан.

2. Осуществление дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан:

- граждан пожилого возраста;

- инвалидов, включая детей-инвалидов;

- граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- малоимущих граждан;

- семей, воспитывающих детей;

- ветеранов труда, ветеранов труда Ярославской области, ветеранов военной службы;

- лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (тружеников тыла);

- реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий.

3. Взаимодействие с учреждениями социальной поддержки населения и общественными объединениями инвалидов и ветеранов города в целях решения вопросов социальной поддержки граждан.

Основными функциями Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района являются:

1. Реализация переданных отдельных государственных полномочий Ярославской области по оказанию адресной социальной помощи и дополнительных мер социальной поддержки ветеранам, гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, имеющим детей.

2. Решение в установленных законодательством пределах вопросов организации и осуществления опеки и попечительства в отношении недееспособных и не полностью дееспособных совершеннолетних лиц, а также патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, безвестно отсутствующими. Выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства и ведение учета указанных категорий граждан.

3. Оформление в соответствии с федеральным и региональным законодательством документов на присвоение званий «Ветеран Великой Отечественной войны», «Ветеран труда», «Ветеран труда Ярославской области» и других категорий, а также выдача удостоверений соответствующего образца.

4. Предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, родителям по реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе детей-инвалидов.

5. Организация отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе из малообеспеченных семей.

6. Проведение в пределах своей компетенции работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Ведение и актуализация единого банка данных о семьях, находящихся в социально-опасном положении, проведение с ними индивидуальной профилактической работы.

7. Организация и участие в пределах своей компетенции в работе:

- координационного совета по работе с общественными организациями инвалидов;

- комиссии по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, созданной муниципальным правовым актом начальника Управления;

- комиссии по оказанию социальной поддержки жителям города Ярославля, созданной муниципальным правовым актом начальника Управления.

8. Проведение мероприятий по социальной реабилитации инвалидов, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

9. Организация и проведение мероприятий к памятным и праздничным датам для граждан пожилого возраста, инвалидов, детей из малообеспеченных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района имеет право:

1. Требовать у лиц, обращающихся за социальной поддержкой, необходимые справки и документы, подтверждающие их семейное положение, жилищные условия и размеры доходов, а также медицинские справки о состоянии здоровья при обращении по вопросам направления граждан в дома-интернаты, на санаторно-курортное лечение, в учреждения социальной защиты населения, а также другие документы, подтверждающие право обращающихся лиц на получение льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Запрашивать и получать от организаций всех форм собственности сведения, необходимые для принятия решения по вопросам социального обеспечения и социальной поддержки населения.

3. В случае необходимости проводить проверку обоснованности выдачи документов, представленных для назначения пособий и компенсаций.

Организация деятельности Территориального отдела по социальной поддержке населения Дзержинского района включает следующие особенности:

1. Работа осуществляется на основе перспективных и текущих планов, поручений руководства администрации района.

2. Начальник отдела руководит всей деятельностью отдела, несёт ответственность за результаты этой деятельности, за состоянием трудовой дисциплины в отделе; представляет интересы отдела в отношениях с другими структурными подразделениями района и организациями; распределяет должностные обязанности между работниками отдела, утверждает их должностные инструкции, даёт обязательные для исполнения указания и распоряжения и контролирует их исполнение; обеспечивает выполнение планов работы отдела, направляет и контролирует работу работников отдела; вносит предложения по назначению, перемещению и увольнению работников отдела, поощрениям и взысканиям; создаёт условия для нормальной организации труда сотрудников отдела; подписывает служебную документацию в пределах компетенции отдела.

Делись добром ;)