Адаптация к обществу выпускников детских домов

дипломная работа

1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротство как общественное явление имеет многовековую историю, во все времена были дети, которым выпадала судьба, расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты.

В современном российском законодательстве определены следующие понятия:

«Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель».

Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения» [21, статья 1].

«Дети, оказавшиеся по тем или иным причинам вне семьи, - явление противоестественное». Одним из основных прав ребенка является «право знать своих родителей и право на их заботу» [6, статья 7]. Если же ребенок «временно или постоянно лишен своего окружения или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении», то он «имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством» [6, статья 8].

«Дом ребенка - учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям, родители которых не имеют возможности воспитывать своих детей и детям с дефектами физического и психического развития» [19, с. 5]. В доме ребенка должны воспитываться дети от рождения до 3 лет, дети с дефектами физического и психического развития - до 4 лет. На практике имеет место ситуация, когда большинство детей остается в доме ребенка до 4 лет.

Дети в возрасте от 3 лет, как правило, помещаются на воспитание в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это могут быть:

- детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возраста и смешанный);

- детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии, оставшихся без попечения родителей;

- специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии, оставшихся без попечения родителей.

Детские дома различаются:

- по возрастному принципу - для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7 - 18 лет) и смешанного типа;

- в зависимости от особенностей контингента воспитанников - общего типа, санаторные (для детей, нуждающихся в длительном лечении), специальные (для детей с отклонениями в развитии);

- в зависимости от круга решаемых задач - детский дом, детский дом-школа, учебно-воспитательный комплекс.

«Специализация детских домов идет не только в направлении детей с отклонениями в развитии, но и по пути создания учреждений, направленных на развитие способностей детей в различных областях деятельности (детские дома художественного, спортивного профилей, с углубленным изучение иностранного языка и др.) - однако, такая практика не получила широкого распространения». [13, с. 109].

«Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей школьного возраста (с 6-7 до 18 лет)».

В отличие от детского дома в школы-интернаты направляются дети, которые имеют пробелы в образовании, те, что закончили классов меньше, чем это необходимо по возрасту. Это обусловлено тем, что «именно школа-интернат имеет возможность реализовывать программы компенсирующего обучения [7, с. 16].

В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». [6, статья 20]

В условиях сегодняшней усложнившейся ситуации актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики «социального» сиротства, детской безнадзорности, создания системы социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определил «социальную реабилитацию ребенка» как «мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем» [22, статья 15].

Создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики характеризуется установкой на необходимость гарантировать ребенку реальное право на достойную форму существования в социальной среде. Именно эта позиция была закреплена в Федеральном законе №120-ФЗ от 24 июня 1999 г. (с изменением от 13 января 2001 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», определившем создание в структуре органов социальной защиты населения специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс РФ. Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей [21, статья 65].

Восстановление родительских прав допускается только с согласия ребенка, достигшего десяти лет [21, статья 72]. Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов [21, статья 61-69].

На сегодняшний день в российском законодательстве приняты ряд крупных нормативных актов, которыми предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, медицинского обслуживания, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, а также права на труд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности, дополнительные права на образование данной категории лиц включают: зачисление их в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего образования при условии успешной сдачи вступительных экзаменов вне конкурса [21, статья 6, п. 1]; зачисление на курсы по подготовке к поступлению в учреждения высшего и профессионального образования без взимания с них платы за обучение, право получать бесплатно второе начальное профессиональное образование [21, статья 6 п.1]; обучающиеся во всех типах образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих учреждений обеспечиваются сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда [21, статья 6 п.4]. Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы начисленной в период производственной практики [21, статья 6 п.5].

Деятельность государственных, муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676. Так, основными задачами данных учреждений являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение и укрепление здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников [20, статья 1 п.2].

Права детей на различного рода медицинскую помощь, охрану здоровья регулируются Конвенцией ООН о правах ребенка [ст. 16, 23, 24, 25], Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г [статьи 7, 20, 39, 41, 42], Федеральным законом «Об образовании» № 12-ФЗ от 13 января 1996 г. [ст. 51].

Дополнительные права на медицинское обслуживание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гарантируются Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ [21, статья 7]

Детям-сиротам и детям, ставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно, за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетного фонда и других, незапрещенных законом источников [21, статья 7 п.2].

Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г.

В области охраны труда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обеспечиваются следующие дополнительные гарантии:

- органы службы занятости населения при обращении к ним данной категории лиц, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ. [21, статья 9 п.1].

- предприятиям, учреждениям, организациям, создающие специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ;

- ищущим впервые и зарегистрированным в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области.[21, статья 9 п.5].

В связи с принятием Федерального Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ и передаче соответственных полномочий субъектам Российской Федерации заново создана региональная нормативная правовая база по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Делись добром ;)