Развитие гражданского общества как необходимого условия обеспечения социально-политической безопасности

курсовая работа

2. Анализ состояния гражданского общества в современной России

Неудачи в либеральном государственном строительстве российская политическая элита видит вовсе не в своих действиях, а в несформировавшемся гражданском обществе, т.е. отсталом российском народе. Весьма показательны в данном случае задачи Приоритетных национальных проектов, например таких как "Образование". Цитирую: "Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта "Образование".

В этом смысле достаточно показательным явился ответ на вопрос корреспондента газеты "Time" Президента Российской федерации В.В. Путина о возможности доверять населению прямые выборы губернатора: "Дело не в населении, а дело в том, что у нас, к сожалению, еще так называемое гражданское общество является недостаточно развитым, вот на что мы должны обратить внимание".

Доклад, сообщил он, базируется на данных мониторинга гражданского общества, который Высшая школа экономики проводит совместно с целым рядом социологических центров страны, начиная с 2006 года. На сегодня всем, кто интересуется состоянием и развитием гражданского общества в России, ясна необходимость оптимизации политики поддержки "третьего сектора" со стороны государства. Если характеризовать эту политику коротко, то сегодня она -- "добросовестная, но пока еще не достаточно умелая, эффективная и адресная". "Когда я говорю о добросовестности, то говорю о некоем искреннем желании, проявляемом и политическим руководством, и довольно широким слоем чиновников к взаимодействию с "третьим сектором", -- подчеркнул Л. Якобсон. -- Но, в общем-то, они не умеют этого делать".

По сравнению с тем, что наблюдалось пять-десять лет назад, ситуация изменилась: тогда гражданское общество находились "на периферии бюрократического сознания". Сегодня и представители госорганов, и лидеры некоммерческих организаций хотят сотрудничать с "третьим сектором", и эту позицию разделяет большинство населения. Но при этом стороны "находятся в поиске путей реализации этого желания".

Наряду с некоторым несовпадением интересов есть еще и весьма существенные трудности коммуникационного характера. Органы власти уже осознали значимость гражданских структур и НКО. "Но каждая из сторон смотрит на возможности сотрудничества со своей колокольни, что довольно естественно". Так, например, представителей экономического блока Правительства России интересует, не мог бы "третий сектор" взять на себя часть ноши по решению социальных проблем… "Это уже нечто новое, это позитивный сдвиг, потому что такое еще несколько лет назад и в голову никому не приходило, -- сказал первый проректор ГУ-ВШЭ. -- Сейчас уже бытует такой подход: "Ну, хорошо бы…". А отсюда проистекает некоторое стремление поддержать благотворительность. Что касается депутатского корпуса, представителей Администрации Президента РФ, отвечающих за внутреннюю политику, то "им, конечно, интереснее всего политическая составляющая такого сотрудничества. Однако типичная организация гражданского общества не очень готова взять на себя заботы государства и не занимается при этом политикой, как таковой".

Судейское сообщество также находит корень зла именно в российском народе. Так, судья Конституционного суда РФ В.О. Лучин видит причину правовой узурпации государственной власти лишь в том, что такая "гипертрофированная президентская власть утверждается, как правило, в условиях несвободы и неразвитости демократических институтов", т.е. виновато только злосчастное гражданское общество.

Другой "обвинитель", А.В. Осипов, считает, что важнейшим девиационным фактором по отношению к деятельности и формированию современной российской политической элиты стала неразвитость структур гражданского общества и начал гражданского самоуправления, обусловившая слабость, вплоть до практического отсутствия социального контроля "снизу" за поведением и воспроизводством элиты, процедурой и содержанием принятия ею наиболее значимых, в том числе стратегических, решений, что сделало ее деятельность фактически бесконтрольной и способствовало развитию у ее представителей безответственности по отношению к обществу.

Согласно опросу, проведенному летом 2002 г. Институтом философии РАН, рядовые россияне серьезно обеспокоены проблемой несоблюдения их прав и свобод. Согласно их мнению, максимально часто нарушаются пять прав, признанных респондентами "очень важными". Это: равенство перед законом, право на безопасность и защиту личности, право на личную собственность, право на труд и право на образование. Интенсивность гражданской самозащиты этих прав оказывается на практике максимально высокой, а ее успешность - крайне низкой. В принципе с 2002 года настроения в обществе не намного изменились.

В большинстве своем даже критично настроенные исследователи не видят истинного положения вещей, сводя проблему построения гражданского общества к очередной непродуманной рецепции западных идей на российскую почву.

Так, признается, что гражданское общество не может быть ниоткуда заимствовано, оно должно формироваться на основе российской традиционной культуры. Развитие культуры - в определенной степени стихийный процесс, сочетающий в себе элементы сознательной деятельности и случайных, непредсказуемо развивающихся явлений. Случайность развития культуры дает возможность основной массе населения приобрести собственный политический и гражданский опыт, который впоследствии воплощается в новых политических и гражданских ценностях.

Цицерон говорил, что "народ - это не просто группа людей, сплоченных тем или иным образом; народ появляется там, где людей объединяет согласие по поводу прав и законов, а также желание содействовать взаимной выгоде".

Гражданские ассоциации способствуют развитию у своих членов духа сотрудничества, солидарности и преданности обществу. Индивиды, добровольно включающиеся в группу с широким разбросом целей и предпочтений среди ее членов, приобретают не только навыки кооперации и ощущение гражданской ответственности за коллективные начинания, но и невольно учатся самодисциплине, терпимости и уважительному отношению к мнению других.

Резкое ослабление, в сущности, уничтожение гражданского общества привело в недавнем прошлом к гипертрофированному росту государства, сделавшегося тоталитарным. Ослабление государства ведет к разрастанию гражданского общества и падению управляемости им. С техникой демократии связано, далее, то, что Ясперс называет демократическим образом жизни: "Состояние политической свободы может быть сохранено только в том случае, если в массе населения постоянно живо сознание свободы, если оно всегда направлено на все реалии этой свободы и люди заботятся о том, чтобы сохранить ее. Известно, какой ценой была завоевана эта свобода, как в ходе исторического процесса, так и в самовоспитании народа в целом. Демократия немыслима без либеральности. Она должна быть связана со свободой; в противном случае она вырождается в охлократию или тиранию". Осознание ценности свободы основной массы населения должно дополняться наличием у нее определенных привычек (этоса) совместной жизни, становящихся как бы само собою разумеющимся свойством человеческой натуры.

Размещено на http://www.allbest.ru/

"right">2

Как следует из схемы при взаимодействии гражданского общества и государства, а как следствие народа и государственной власти должны быть задействованны такие общественные институты, как политические партии, средства массовой информации, общественные образования, сфера науки и культуры, семья, сфера воспитания и образования, профсоюзы, творческие ассоциации и религиозные объединения. Только таким образом можно судить о продуктивном сотрудничестве на долгосрочную перспективу гражданского демократического общества и отвечающего его требованиям государства.

Одним из главных признаков существования в стране гражданского общества является наличие свободы слова и независимых, неподконтрольных властному официозу средств массовой информации. Которые, в свою очередь, формируют общественное мнение. Тем самым, гражданское общество выполняет одну из главных своих функций - функцию общественного контроля за действиями власти, пресечения злоупотреблений власти.

Ещё одним атрибутом гражданского общества является свобода политического выбора. То есть, законодательная и исполнительная власть формируется на основе всеобщих демократических выборов, в которых принимают участие все партии, организации и объединения граждан, представляющие интересы всех групп и слоёв российского общества.

Говоря о средствах массовой информации нельзя не отметить одну из мощнейших тенденций формирования гражданского общества, а именно Интернет.

Интернет превратился в некий общественный разум, который пытается не только осмыслить действительность, но и как-то влиять на неё. В условиях, когда все главные телеканалы, радиостанции и печатные СМИ в силу финансовой зависимости фактически стали государственным рупором, Интернет остался единственной площадкой, где могут прозвучать альтернативные мнения.

Причём выразить это мнение может любой - на форумах или в блогах. И потом прогреметь на всю страну, поскольку интернет-аудитория исчисляется миллионами и сопоставима с аудиторией крупнейших национальных СМИ.

"Важным признаком гражданского общества является как раз наличие такой общественности или публики, которая свободна в самовыражении и может что-то обсуждать", - говорит Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики. "Интернет - замечательная площадка для дискуссий. Да и где ещё нам что-то обсуждать, если с утра до вечера мы на работе, а потом у нас дом, семья, дети. Другое дело, что люди, которые участвуют в этих интернет-обсуждениях, скорее всего и в реальной жизни тоже склонны к участию в общественных процессах".

Могут быть выделены несколько факторов, показывающих современное состояние России. В рамках нашей проблемы могут быть важны следующие из них:

1) Политические отношения

1. новая геополитическая ситуация

2. федеративные отношения

3. этнополитические и конфессиональные отношения

4. взаимоотношения общества и армии

5. расстановка и поведение политических сил

6. легитимность власти и её психологическое восприятие

2) Социальные отношения

1. уровень и качество жизни

2. дифференциация населения

3. приоритеты в иерархии прав человека, их реализация

4. криминализация общества

5. уровень девиантного поведения

6. отношения между поколениями

7. социальная защищённость

8. экологическая ситуация и здоровье населения

9. тенденции демографического развития

В России конца XX века гражданское общество по западному образцу отсутствует как по глубинным социальным причинам (длительное господство государства над обществом), так и по определению, поскольку у нас отсутствует возможность для самостоятельного существования институтов гражданского общества.

Тенденции происходящие в области формирования и развития гражданского общества в России последних лет свидетельствуют о следующем:

1) Политизация . В целом за последние годы отмечается политизация правозащитного и общественного движения -- как в Москве, так и в регионах. Данный процесс, связанный с размежеванием политических сил, привел к еще большей разобщенности гражданского общества в России.2) Дискредитация организации гражданского общества в глазах населения. Под влиянием пропаганды многие общественные организации в настоящее время дискредитированы в глазах россиян. Они воспринимаются либо как скрытые коммерческие организации, либо как проводники "западного" влияния. Ситуация усугубляется последовательными действиями политической элиты по пресечению взаимодействия протестных, внесистемных неправительственных организаций и населения.

Хотелось бы привести некоторые материалы из доклада Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества:

"Важным показателем развития гражданского общества является уровень социальной интеграции и самоорганизации. Социальная интеграция - это способность общества координировать взаимодействие индивидов и социальных групп. От нее зависит, насколько общество способно справляться с различными проблемами.

Доверие - это основа горизонтальных и вертикальных отношений в обществе. При этом доверие играет важную роль в конструировании групповой идентичности, в частности, в гражданских ассоциациях (общественные движения, партии, клубы интересов, благотворительные организации и т. п.). Доверие к институтам, а не тотальный контроль и насилие, является основой легитимации власти, формирует толерантность и терпимость".

"Гражданское общество в широком смысле представляет собой совокупность общественных институтов, непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам, их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы. Гражданское общество охватывает институты и отношения (прежде всего семейные), к которым человек принадлежит от рождения, в силу обстоятельств, принадлежности к той или иной профессиональной или социальной группе либо экономической необходимости.

Однако современное зрелое гражданское общество - это общество свободной самоорганизации. Профессиональные, культурные и иные сообщества, из которых оно состоит, открыты для тех, кто осознанно стремится к объединению на основе общих интересов. Институты гражданского общества позволяют гражданам вместе вырабатывать цели и достигать их - либо непосредственно совместными усилиями, либо отстаивая в диалоге с другими общественными структурами, бизнесом и носителями власти. Эти институты обеспечивают возможность самореализации, в отличие от институтов, через которые удовлетворяется потребность в доходе. Существует внутренняя связь между формированием гражданского общества и развитием сфер творческой деятельности и некоммерческого сектора экономики.

Эффективной самоорганизации граждан, особенно их взаимодействию с государством, благоприятствует придание их объединениям правовых форм общественных и других некоммерческих организаций (НКО). В то же время гражданское общество не сводится к совокупности зарегистрированных организаций. Общественная палата Российской Федерации стремится учитывать, выражать и защищать законные интересы всех самоорганизующихся гражданских структур, действующих в рамках Конституции страны.

Интересы, представленные в зрелом гражданском обществе, предельно разнообразны. Гражданская активность, в конечном счете, находит выражение в защите и реализации соответствующих прав и свобод человека. Конституцией Российской Федерации гарантирован широкий круг прав гражданина, включая право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту чести и доброго имени, свободу совести, вероисповедания, мысли и слова, право на объединение, участие в управлении делами государства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право частной собственности, предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности, право на социальное обеспечение, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование, свободу творчества, судебную защиту и целый ряд других прав и свобод. Все они имеют отношение к состоянию гражданского общества и находятся в поле зрения Общественной палаты Российской Федерации".

С точки зрения целей обеспечения национальной безопасности система обеспечения национальной безопасности должна решать следующие задачи:

- формулирование национальных интересов исходя из национальных ценностей;

- выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз для национальных интересов;

- формулирование национальных целей с учетом существующих и вероятных угроз.

- разработка плана действий (стратегии) по достижению намеченных целей по осуществлению этих мер соответствующими силами и средствами обеспечения безопасности.

Надо сказать, что и в США того гражданского общества-эталона, по существу, тоже нет. Разумеется, его институты развиты на порядок лучше, чем в современной России, но должного влияния на исполнительную власть они тоже оказать не в состоянии. Например, против войны в Ираке высказалось 70% американцев, тем не менее, президент Буш войну всё-таки начал.

Делись добром ;)