Развитие профессиональной компетентности специалиста социальной работы

дипломная работа

1.1 Исторический обзор становления и развития системы подготовки социальных работников

В России 1995 год оказался в деле подготовки социальных работников юбилейным. Впервые десять российских вузов осуществили выпуск 300 профессиональных социальных работников, которым были вручены дипломы «Специалист социальной работы». Специалисты по социальной работе трудятся сегодня практически во всех странах мира. В ряде западных стран их начали готовить еще в начале прошлого века, но особенно масштабный характер эта работа приняла в середине и второй половине XX в.

Уже во второй половине 1990-х гг. в России действовало около 600 центров социального обслуживания, 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помощи населению и экстремальной психологической помощи по телефону, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. Такая должность введена также в системе учреждений комитетов по делам молодежи. Вопрос о введении этой должности в других учреждениях находится в стадии решения. Начиная с 1991 г. в России сеть высших учебных заведений, приступающих к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, постоянно расширялась..

В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров.

1. Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием пополняют ряды социальных работников отделений по обслуживанию больных, престарелых, одиноких. Им предоставляется также право поступить в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.

2. Обучение в средних специальных учебных заведениях. После их окончания можно работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, социальными педагогами и т.д.

3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до 6 лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1-3 года). Что касается высшего профессионального образования, то здесь также выделяются три ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу [17, с.460].

Специализация выпускников учитывает профильную направленность высших учебных заведений. Большая часть вузов готовит специалистов-организаторов, управленцев социальной работы с населением, некоторые вузы - специалистов службы занятости, по работе с семьей, молодежью, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективах и т.д. Ряд вузов готовит специалистов в области медико-социальной помощи населению.

По проблемам теории и практики социальной работы за последние годы подготовлено большое количество учебных пособий, брошюр и статей. Особенно большой вклад в решение задачи обеспечения учебной литературой внесли Московский государственный социальный университет (ныне - Российский государственный социальный университет), Алтайский государственный университет, Институт молодежи и Пермский государственный университет.

Большую научно-исследовательскую работу развернул созданный в 1994 г. Институт социальной работы. В стране выпускается ряд периодических изданий по проблематике социальной работы, в том числе «Российский журнал социальной работы» (ныне - «Отечественный журнал социальной работы»), «Работник социальной службы» и др. Систематически проводятся научные и научно-практические конференции международного, всероссийского и межрегионального уровня. В некоторых вузах открыта аспирантура по подготовке специалистов высшей квалификации.

Все это свидетельствует о том, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу, создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.

Чрезвычайно остро стоит проблема кадров. Многие из тех, кто трудится в социальной сфере, получили узкоспециальное профессиональное образование (медики, педагоги, психологи, социологи и т.д.), но не имеют подготовки социального работника. Потребность в кадрах учреждений социального обслуживания составляет около 450 тыс. специалистов в год, а вузы страны, ведущие подготовку для системы социальной защиты населения, могут выпускать 10 тыс. специалистов в год.

Обучение работников социальных служб отражает специфику национальных систем образования, которые в разных странах могут сильно отличаться друг от друга. Нет единого, универсального образца в деле обучения социальных работников. Даже в пределах одной и той же страны различные модели обучения мирно уживаются между собой. Условно их можно подразделить на университетские и неуниверситетские.

Образование по социальной работе может быть первичным, а может быть вторым, дополнительным к раннее полученному высшему образованию. Совмещение разнопрофильных образований сегодня широко распространено и приносит пользу социальной работе. Сама она все более специализируется, в ней возникают новые и все более узкие направления. Она вторгается в соседние области знания и ищет с ними кооперации. Последняя тенденция - объединение усилий факультетов социальной работы и юриспруденции, архитектуры, менеджмента, коммерции, образования, здравоохранения, богословия, медицины и др.

Многие страны не имеют официально утвержденных программ образования в области базового уровня социальной защиты. Вместо них существуют непродолжительные курсы. Что касается более высокого уровня образования в области социальной работы - обучение ведется либо на политехническом (начальном академическом), либо университетском уровне. Кроме того, университетское образование не всегда ведется на уровне степени магистра, а лишь на уровне получения диплома. Например, в Великобритании университетское образование в области социальной работы состоит из двухгодичного курса. В странах Центральной Европы наиболее распространен политехнический уровень, при этом социальные педагоги являются самым массовым отрядом социальных работников. В США существует два уровня образования в области социальной работы: степень бакалавра и степень магистра [11, с. 43].

До недавнего времени школы социальной работы в континентальной Европе действовали как частные учебные заведения под опекой правительственных, религиозных, светских, политических организаций. Это на сегодня наиболее распространенная модель в Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Греции, Италии, Нидерландах, Норвегии, Португалии и Швейцарии. Хотя школы социальной работы существуют здесь в рамках систем высшего образования и зачастую предъявляют те же требования к приему, что и университеты, их нельзя равнять с университетами. Программы обучения продолжительностью обычно в 3-4 года рассматриваются как техническая или специализированная профессиональная подготовка. Выпускник приобретает диплом или степень социального работника.

В школах социальной работы Германии предполагаются три типа учебных программ, в частности социальная работа, социальная педагогика и учебная программа, объединяющая элементы и той и другой. Теоретическое обучение в школах длится 3 года, затем не менее 1 года продолжается практика. И лишь после успешного прохождения обеих фаз подготовки (двухфазное обучение) студенты получают государственный сертификат. Немецкая подготовка в области социальной педагогики и социальной работы проходит на трех образовательных уровнях разной продолжительности: воспитателей (детских садов, групп продленного дня, детских домов, работников по уходу за детьми), осуществляемая в средних профессиональных заведениях (школы); социальных педагогов в высших профессиональных учебных заведениях; дипломированных педагогов, осуществляемая в педагогических институтах [11, с. 45].

Социальные работники и социальные педагоги, являясь представителями государственных социальных институтов, общественных неправительственных организаций и объединений, действуют в интересах человека, обратившегося к ним за помощью, делая зачастую для него существенно больше, нежели это предписывается должностной инструкцией.

Для Германии характерен довольно низкий академический статус социальной педагогики и социальной работы: преподавание этих дисциплин ведется только на институтском уровне, но не на университетском. Во Франции существует более полутора сотен школ социальной работы, большинство из которых содержится частным образом. В них обучается от 15 тыс. до 30 тыс. человек. Для женщин-домработниц период профессионального обучения длится 8 месяцев. В Англии обучение ведется в университетах, политехникумах, колледжах с продвинутым образованием. Современные программы предусматривают 4-годичные курсы на звание бакалавра, 1-годичную аспирантуру, 2-годичные курсы для выпускников, 2-го-дичные курсы для не закончивших полный курс университета и для них же 3-годичные курсы. Выпускники подобных курсов получают квалификационные степени, дипломы и сертификаты. Особую роль при подготовке специалистов в Великобритании отводят практической деятельности. С этой целью даже наставники в учебных заведениях должны быть высококвалифицированными и опытными социальными работниками.

В Финляндии структура образования включает в себя три уровня. На базовом, профессионально-техническом уровне действуют общие трехлетние программы подготовки социальных работников для сферы здравоохранения и для сферы социального обеспечения. Второй уровень является эквивалентом программы подготовки сестер, на этом уровне готовят социальных педагогов, которые работают в детских учреждениях, детских садах, а также в различных областях детской благотворительности. Некоторые из ее выпускников работают в различных службах помощи престарелым людям или в организациях по работе с инвалидами, умственно отсталыми или умственно больными людьми. Некоторые работники, получившие образование этого уровня, получили работу в добровольных организациях или общественных службах городских территорий.

Социальный работник и социальный педагог, занимаясь решением конкретных проблем клиента, несут личную ответственность за результаты своей деятельности, за качество и эффективность, своевременность и действенность социальной помощи и за ее последствия. Третий, университетский, уровень образования - в области подготовки социальных работников для муниципальных служб социального обеспечения, для социально-медицинской работы, социальной работы в школах, для работы в центрах семьи и детства, а также других областей, где социальная работа требует хорошей теоретической подготовки, знаний методов работы с социальными проблемами, навыков планирования и развития, а также способности использовать результаты исследований на практике [11, с. 47].

Существует множество курсов повышения квалификации для работников всех степеней и уровней. Сформировалась постоянно действующая, или непрерывная, система образования, необходимость в ней появилась потому, что наука выбрасывает на рынок все новые и новые идеи, модели, технологии, лекарства, аппаратуру, информацию. Непрерывное обучение включает в себя университетские курсы после получения степени, программы подготовки штатных сотрудников и повышения квалификации на курсах по месту работы, самообразование, консультации сотрудников с одинаковым уровнем подготовки, контроль. Подготовка по месту работы, которая включает в себя ориентационный курс, курсы усовершенствования и переподготовки, предлагает обсуждение, рекомендации и официальную подготовку, направленную на то, чтобы персонал был способен квалифицированно решать как уже известные, так и новые задачи.

Вывод: помимо присуждения формальных дипломов, степеней и аттестатов, социальные работники проходят тестирование на человеческие качества. От них требуются такие качества, как объективность, эмоциональная зрелость, чувствительность к чужым проблемам, ответственность за свои поступки.

В настоящее время, как и в подготовке социальных работников, так и в содержании социальной работы в целом необходимо, прежде всего (не игнорируя все полезное за рубежом) опираться на традиции своей страны, менталитет народа, особенности образа жизни населения России.

Делись добром ;)