Адаптация к обществу выпускников детских домов

дипломная работа

1.2.3 Социально-психологические проблемы

К таким проблемам можно отнести:

- проблемы взаимоотношений с окружающими;

- проблемы создания семьи;

- досуговые предпочтения.

Выход за пределы стен детского дома влечет за собой ряд проблем.

«Неумение найти общий язык с людьми (сокурсники, родители, сослуживцы, соседи) часто приводит к тому, что выпускники оказываются в некоторой изоляции от коллектива, в котором живут, учатся, работают» [11, с. 45].

«Свободно себя чувствуют детдомовцы только в своем замкнутом мире. Именно поэтому они поддерживают отношения друг с другом и после выпуска из интернатного учреждения, часто даже живут компаниями».

По мнению ряда исследователей (М.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова) «уже с дошкольного возраста у этих детей отмечаются особенности в развитии общения как со взрослыми, так и со сверстниками» [11, с. 46].

«Частая сменяемость взрослых в учреждениях интернатного типа, несовпадение их программ поведения, снижение интенсивности и доверительности связей со стремлением подавлять и навязывать детям свое мнение, упрощенный эмоциональный фон общения, преобладание групповой отнесенности, направленность общения с ребенком в основном в сторону регламентации поведения и т. д. - все это ведет к нарушению межличностного общения» [11, с. 47].

Трудности общения со сверстниками обусловлены неудовлетворительным уровнем общения с взрослыми, не сформированностью навыков практической и речевой коммуникации, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблем.

Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких как неадекватная лояльность или агрессивность. Выпускники интернатных учреждений продолжают и во взрослой самостоятельной жизни испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно критичны к другим, неблагодарными, ждущими подвоха со стороны окружающих, при желании создать семью часто терпят неудачу [7, с. 115].

В детском доме ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, это ведет к тому, что «отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Подобные отношения не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с другими людьми, адекватно оценит свои качества, необходимые для избирательного дружеского общения» [11, с. 50].

«Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто подвержены негативным реакциям на общественные процессы, потребительскому отношению к жизни, асоциальному поведению, наркотизации и т. д. Многие из них не могут жить самостоятельно, строить свою семью» [24, с. 51].

Факт создания полноценной семьи можно рассматривать как свидетельство достижения определенного уровня социальной зрелости человека. Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, интерната, создание своей собственной семьи приобретает особое значение.

Проблема создания своей семьи является сложной для всех молодых людей. Социологические исследования показывают, что в первые годы совместной жизни супруги ориентируются в межличностных отношениях на стереотипы поведения, сформированные в добрачный период. Поэтому проблемы с созданием семьи у выпускников интернатных учреждений стоят более остро, чем у их сверстников, живущих в благополучных семьях [1, с. 11].

«Трудности создания семьи начинаются для выпускников с поисков партнеров. Проблема заключается в том, что круг их общения очень ограничен, они чувствуют себя увереннее среди «своих». Такая позиция ограничивает возможности молодого человека или девушки завязать отношения с кем-то, кто не входит в достаточно замкнутое общество детдомовских друзей» [24, с. 55].

В настоящее время многие молодые люди начинают свою семейную жизнь с гражданского брака, они могут многократно расходиться и сходиться, меняя партнеров. «Выпускникам интернатных учреждений более свойственно такое положение вещей, при котором такая «легкость» в человеческих отношениях принимается за норму, тогда создание полноценной семьи откладывается надолго или навсегда» [1, с. 15].

Главные сложности в любой молодой семье начинаются с рождением ребенка. «Выпускники интернатных учреждений сталкиваются не только с психологическими проблемами, связанными с появлением ребенка, но и с материально-бытовыми трудностями, отсутствием помощи со стороны бабушек и дедушек в воспитании и обеспечении ребенка» [24, с. 56].

«Подавленное моральное состояние, трудное материальное положение, незнание о необходимости медицинского наблюдения в период беременности, нехватка финансовых средств на полноценное питание и покупку витаминов, отсутствие какой бы то ни было помощи со стороны родственников, нехватка дружеского участия и поддержки ставят многих молодых матерей в безвыходное положение, из которого они не могут выйти без посторонней помощи» [7, с. 206].

Как отмечают многие специалисты, причины неудач характерны для большинства выпускников и обусловлены специфическими особенностями их жизни:

1) отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно отстраненное отношение к ним, неумение общаться затрудняют установление контактов с противоположным полом;

2) неразвитая индивидуальность проявляется в неуверенности в себе;

3) неразвитые культура чувств и социальный интеллект, недостатки полоролевого развития не позволяют выйти за пределы привычного круга общения, а в нем проще найти сексуального партнера, чем спутника жизни;

4) слабое развитие чувства ответственности за свои поступки, за благополучие тех, кто связал с ними свою жизнь, эгоцентризм, потребительское отношение к близким, неумение заботиться о них;

5) отсутствие положительного примера семейных отношений осложняет строительство собственной семьи или приводит к копированию негативных родительских образцов;

6) отсутствие дружеской поддержки, моральной, материальной и практической помощи со стороны родственников в момент выбора спутника жизни и начала строительства молодой семьи.

В основе указанных причин лежат четыре обстоятельства: отрицательный опыт жизни в родительской семье, стереотипы поведения, которые формируются в условиях детского дома, несформированность многих функциональных умений, важных для взрослого человека, отсутствие специальной социально-педагогической службы, способной помочь молодой семье [11, с. 99].

Еще одно социальное пространство, в рамках которого ребенок-сирота занимается самотворчеством, выражая свои личностные интересы и стремления - это сфера досуга.

«Подростковый возраст - время активного формирования индивидуального мировоззрения, нравственных, эстетических и иных принципов, пора накопления информации. И если в общеобразовательной школе подростка рассматривают как пассивный объект воздействия, то все остальные формы познания осуществляются им самостоятельно, в процессе активного творческого освоения окружающей действительности» [3, с. 65].

Среди основных видов досуга подростков-выпускников сиротских учреждений можно назвать следующие: «домашние дела, посещение кинотеатров, просмотр телевизионных передач, посещение друзей, родственников, занятия спортом, прием гостей, дискотека» [3, с. 65].

«Полноценная досуговая деятельность позволяет сформировать такие личностные качества, как инициативность, избирательность, самостоятельность в принятии решений. В процессе досуга формируются духовность, внутренняя культура, эстетическое мировоззрение» [3, с. 72].

«Сироты, использующие свободное время преимущественно для домашних дел, обедняют свою жизнь». В их досуговом поведении наблюдается приоритет пассивных форм над активностью. Напрашивается неутешительный вывод: «сирота, как само образующаяся личность, в сфере досуга себя не реализует» [2, с. 73].

В процессе формирования личности сирота следует определенным образцам поведения. «Исследователи отмечают, что для ребенка первыми и наиболее устойчивыми образцами поведения являются родители. Лишенные этого стержневого стандарта поведения, сироты вынуждены ориентироваться на официально принятые нормативы, которые нередко носят условно-атрибутивный характер, категоричны или односторонни» [3, с. 68].

Представляется, что беззаботная жизнь в детском доме на всем готовом культивирует в детях такие качества, как коммуникативная беспомощность, завышение самооценки, потребленчество. Обращает на себя внимание неумение детей организовывать свое свободное время. Очевидно, они не получают навыков самостоятельного выбора занятий в досуговой сфере, что, вероятно, также связано с высокой степенью регламентации жизни в детском доме.

Неспособность детей занять себя в свободное время, неразвитость индивидуальных интересов в сфере досуга в дальнейшем может служить причиной вовлечения их в антиобщественную среду». [2, с. 77].

Для правильной коррекции поведенческих действий может быть использован эталон, заимствованный подростками из литературных источников. Однако, опросы показывают, что набор книг, пользующийся спросом у сирот, крайне узок, тематически ограничен и вряд ли сможет помочь развить у подростков гибкую систему поведения в жизненных ситуациях. К таким же выводам можно прийти, анализируя просмотренные сиротами кинофильмы. Систематическое пребывание в среде себе подобных, имеющих невысокий уровень социальных притязаний, формирует у сирот заниженные жизненные стандарты.

Делись добром ;)