logo
Реализация государственной молодежной политики в регионе

2.1 Анализ состояния молодежи в Свердловской области

На сегодняшний день на территории Свердловской области проживает 1 211 224 молодых гражданина в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 27% всего населения области. Работают 11 неполитических общественных молодежных организаций областного уровня и не менее 281 объединения муниципального уровня.

Коэффициент естественного прироста населения в Свердловской области по оценкам специалистов будет падать с - 1,4 в 2011 году до - 4,5 в 2025 году. В Свердловской области в наиболее репродуктивном возрастном интервале 20-24 лет при благоприятных показателях суммарной рождаемости и продолжительности жизни численность лиц женского пола может снизиться с 11 тыс. в 2010 году до 7,3 тыс. в 2015 году и до 5,6 тыс. человек в 2020 году. При этом в современной семье наблюдается следующая специфика.

Увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса детей в этих сожительствах. Доля людей состоящих в гражданском браке наиболее высока именно в молодёжном возрасте (15,3 процента).

Переход от расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений, к нуклеарной, состоящей из родителей и их детей. Как следствие увеличивается доля престарелых одиночек. Семья становится малодетной и однодетной.

Исчезают традиции пожизненного брака, растет число разводов. В 2009 году в Свердловской области количество разводов превысило количество браков в 1,2 раза (21910 разводов / 19448 браков). Около 70 % браков и разводов приходится на молодёжный возраст. Около трети семей в Свердловской области - неполные, в основном, материнские. Размываются ценности рода (долг, семейная ответственность, дети как ценность и гарантия благополучной старости) [22].

В Свердловской области проживают около 218 тысяч молодых семей, из них, по результатам исследования, порядка 42 тысяч молодых семей нуждаются в улучшении жилищных условий. При этом плохие жилищные условия оцениваются вторым, по значимости, сдерживающим фактором рождения детей и четвертым как причина для развода.

Состояние здоровья молодого поколения вызывает серьезные опасения. Свердловская область занимает 3 место в Уральском федеральном округе по распространенности наркологической патологии. По данным статистики, среди подростков распространенность курения - 45% (юноши) и 16% (девушки). В екатеринбургских школах вредной привычке подвержены 12,4 % школьников.

Наблюдается отрицательная динамика годности призывников к прохождению службы в армии. Из тех, кто может служить, 50% все же имеют проблемы со здоровьем, а 60% - не выполняют предусмотренных армейским уставом контрольных нормативов физической подготовки.

Растет число лиц, страдающих алкогольной зависимостью, около 70 процентов из них - лица в возрасте до 30 лет.

По экспертным данным, число ВИЧ-инфицированных в регионе составляет не менее 120 тысяч человек, 79,5% составляют молодые люди в возрасте 18-29 лет. В Свердловской области среднероссийский уровень заболеваемости превышен в 2,7 раза.

По прогнозу Федеральной службы государственной статистики, к 2020 году коэффициент демографической нагрузки в Свердловской области возрастет на 28% и составит 806 нетрудоспособных на тысячу человек трудоспособного населения. Количество населения Свердловской области в возрасте 20-30 лет уменьшится к 2020 году с 844 тысяч до 443 тысяч человек. Возникает необходимость в 1,3 раза повысить эффективность экономики Свердловской области [22].

Нынешняя система профориентации не обеспечивает в достаточной мере формирование у молодежи необходимых для экономики осмысленных мотивов для получения профессионального образования и выбора профессии. Лишь 50% выпускников учреждений профессионального образования трудоустраиваются по полученной специальности.

В Свердловской области уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 18-29 лет в июне 2010 года составлял 3,83%, или 45% от общего числа безработных.

Несмотря на разнообразные меры государственной поддержки предпринимательства, явно видна тенденция, связанная с низкой предпринимательской активностью молодых людей. Из общего числа безработных граждан лишь 1181 человек, или 1,5 процента от общего количества безработных, решили открыть свое дело.

У молодежи слабое стремление к общественной деятельности, навыкам самоуправления. В Свердловской области, по официальным данным, лишь 9% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций.

По данным Главного управления Министерства юстиции Российский Федерации по Свердловской области, на 12 декабря 2005 года в Свердловской области были зарегистрированы 214 детских и молодёжных объединений. Но за почти 10 лет опыта по оказанию поддержки деятельности молодежных и детских общественных объединений, государство выстроило партнерские отношения не более чем с 40 из них.

Молодежь в целом индифферентна по отношению к деятельности властных структур. Выборные общественные институты не пользуются ее доверием. Среди молодежи отсутствует надежная идеологическая база для формирования политических движений и партий, ей свойственна ориентация на конкретных лидеров [22].

При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятия социальной инфантильности как нормы. Уже через десять лет при такой тенденции может существенно сократиться количество экономически активного населения и снизиться доля граждан желающих участвовать в определении государственной политики в социально-экономической сфере.

При этом активность молодежи все больше находит проявление в радикальной и экстремистской деятельности. По данным правоохранительных органов, на сегодняшний день в Свердловской области существенно возрос количественный состав движения «скинхедов». В националистические группировки вовлекаются подростки всё более раннего возраста.

Проявляется несформированность в молодежной среде российской идентичности (россияне), принадлежности к уральскому народу (уральцы). Социологический мониторинг показал, что около половины молодых людей готовы покинуть пределы Свердловской области.

Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодёжи, снижения экономической активности, криминализации молодёжной среды, угроз роста в ее среде нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.