Региональная модель системы социальной защиты населения на примере ЕАО

курсовая работа

1.2 Приоритеты социальной политики и нормативно - правовые основы социальной защиты населения в России

Стоит особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье, которые явно демонстрируют курс Правительства на инвестиции в человека.

Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.

Эти приоритеты совершенно очевидны. Основное - это продолжение социально-экономического курса, который появился в нашей стране и развивался в последние годы. Цель этого курса - улучшение качества жизни всех российских граждан.

В ходе реализации Приоритетных национальных проектов чётко прослеживается курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России.

25.04.2008г. состоялось расширенное заседание Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на котором с основным докладом об итогах работы Министерства в 2007 году и задачах на 2008 год выступила глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова.

Основные задачи в части, касающейся социальной защиты населения: «Важнейшим элементом политики улучшения социального самочувствия граждан является развитие системы социальной защиты и социального обслуживания населения, которая пока еще далека от совершенства. Новые демографические тенденции, прежде всего, старение населения в ближайшей перспективе приведут к росту потребности в качественных социальных услугах, ориентированных на граждан старших возрастов. Уже сейчас услугами соответствующих учреждений пользуются свыше 17,5 млн. человек. Субъекты Российской Федерации делают много для развития соответствующих учреждений. В регионах открываются дома-интернаты с комфортными условиями проживания, расширяется охват пожилых людей надомным обслуживанием.

Но этого недостаточно. К сожалению, увеличение объема оказанных социальных услуг не всегда сопровождается улучшением качества. В последнее время возросло число жалоб на неудовлетворительные условия проживания и неуважительное отношение со стороны работников стационаров, на установление платных социальных услуг. Спектр предоставляемых надомных услуг очень ограниченный Задача регионов - создать для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями комфортные условия и здоровый социально-психологический климат. Эта работа должна сочетаться с реальной поддержкой тех семей, которые собственными силами осуществляют уход на дому за инвалидами и престарелыми родственниками.»[3. www.minzdravsoc.ru]

Увеличение пенсий - одна из главных задач государства в социальной сфере убежден президент Дмитрий Медведев. В России сегодня 38,5 млн. пенсионеров, для большинства из которых пенсия - это единственный источник дохода. В 2009 году средняя трудовая пенсия должна, по меньшей мере, в полтора раза превышать прожиточный минимум для пенсионеров. Во всём мире нормальной считается ситуация, когда соотношение средней пенсии к средней зарплате составляет 40%. Для сравнения - в Германии этот показатель достигает 65%, во Франции и в Японии - около 50%, а в Италии и Испании - выше 60%. В России же в 2000 году средняя пенсия составляла около трети средней зарплаты, а к началу декабря 2007 года этот показатель снизился до 22,9%.

Беспрецедентные меры государственной поддержки направлены на стимулирование рождаемости в стране, укрепление престижа института семьи.

Важно, чтобы каждая женщина, принимая решение о рождении ребенка, ощущала поддержку государства и была спокойна за будущее своей семьи и для этого есть благоприятные условия.

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», в соответствии с которым при появлении второго или последующего ребенка семья получает право на получение материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. руб.

Заботу о семьях, имеющих детей, обеспечивает Федеральный закон от 27 декабря 2006года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Постановление от 30 декабря 2006 г. N 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал».

Особое внимание сегодня уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, устройству детей-сирот в семьи, укреплению института семьи. На совещании в Кремле по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, избранный Президент России сообщил, что в 2007году в результате предпринятых государством шагов 180 тыс. детей обрели новые семьи, однако порядка 170 тыс. малышей до сих пор находятся в специальных учреждениях. Он напомнил, что Президентом России Владимиром Путиным был подписан Указ «О создании Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». На обеспечение деятельности этого фонда в 2008 году из федерального бюджета выделяется более 5 млрд. руб.

В целях укрепления института семьи 2008 год на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 2007 года № 761 объявлен Годом семьи в Российской Федерации.

Предусматривается более активное государственное содействие решению вопросов занятости женщин, имеющих маленьких детей, организации семейного отдыха и досуга, укрепления здоровья и профилактики заболеваемости.

Таким образом, можно смело сказать, что государство активно проявляет заботу о своих гражданах.

Правовые основы социальной защиты - раздел законодательства, регулирующий систему мер социальной защиты: гарантии, нормы, обязанности, распределение функций. Правовая база социальной защиты строится на трёх уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

Наиболее значимым международным актом в сфере прав социального обеспечения является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. Особенно важна ст. 22, в которой закрепляется право каждого человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. В защите прав ребёнка ведущей является Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.

Ключевым документом Федерального уровня является Конституция РФ принятая 12 декабря 1993г. В Конституции в статье 7 Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

В соответствии с Конституцией РФ закрепившей права человека в области социальной защиты, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, а также в других случаях, установленных законом (Статья 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь; под защитой государства находится материнство, детство, семья.

Цели и принципы государственной политики в отношении детей, правовые основы прав ребенка определены в Федеральном законе от 24.06.98г. № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». В законе конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере.

Реализация направлений социальной политики в отношении граждан пожилого возраста и инвалидов основывается на законодательных документах, к которым относятся Федеральные законы Российской Федерации:

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 июля 2002г., 25 июля 2002г., 10 января 2003г., 22 августа 2004 г.);

«О социальной защите инвалидов» от 24.11.95 г. № 181-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007года);

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ, (с изменениями и дополнениями от 10января 2003г., 22 августа 2004г.);

«О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999г. (с изменениями и дополнениями от 22 августа, 29 декабря 2004г);

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195- ФЗ гласит, что каждому гражданину РФ гарантируется право на социальное обеспечение. Россия как социальное государство берёт на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

Федеральный закон 122-ФЗ содержит свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом. Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам.

Право человека на социальное обеспечение гарантируется Федеральными законами «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17декабря 2001г.; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001г. (о социальных пенсиях).

На региональном уровне социальные службы руководствуются областными законами, постановлениями правительства ЕАО, приказами председателя комитета социальной защиты населения правительства ЕАО.

Делись добром ;)