Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

дипломная работа

Введение

Актуальность темы. Качественные преобразования в России, обусловленные радикальной социально-экономической реформой, спровоцировали многочисленные и разнородные по характеру проблемы в области детства: детская безнадзорность, социальное сиротство, низкое качество социализации детей. Это свидетельствует о масштабности проблемы сиротства и требует необходимости принятия мер по организации способов интеграции детей-сирот во взрослую самостоятельную жизнь в России наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются учреждения для детей-сирот - дома ребенка, детские дома, интернаты. В настоящее время уровень числа детей, нуждающихся в устройстве, в 3-4 раза превышает количество мест в таких учреждениях Модель воспитания, которая существует на данный момент в сиротских учреждениях, строится без учета адекватных условий, способствующих полноценному развитию детей Неэффективность данной модели устройства проявляется через негативные последствия как для психологического, так и для социального развития ребенка.

Особую актуальность приобретает явление социального сиротства, характеризующееся появлением в обществе детей, родители которых не осуществляют своих обязанностей по воспитанию по разным причинам: либо вследствие отказа от ребенка, либо лишения их родительских прав (на сегодняшний день, по разным данным, от 80 до 95% детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальными сиротами)

В этой связи актуализируется необходимость поиска выхода из сложившейся ситуации. Поэтому приоритетным направлением политики государства в сфере помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является поиск наиболее эффективных способов их устройства, предполагающий получение полного объема знаний о векторах развития, механизмах функционирования и организационной структуре каждой из возможных моделей устройства детей-сирот в сопряжении с быстроизменяющимся социальным пространством и увеличением числа детей-сирот. Подобная информация будет способствовать определению более четких стратегических действий и практических рекомендаций в разработке социальных механизмов, интегрирующих детей-сирот в самостоятельную жизнь.

Проблемная ситуация исследования определяется противоречием между необходимостью оптимизации процесса устройства детей-сирот и недостаточной эффективностью традиционно используемых способов, форм, технологий устройства детей-сирот.

Объект исследования - государственная социальная политика в области решения проблемы социального сиротства.

Предмет исследования - реформирование системы устройства детей-сирот в контексте быстроизменяющегося российского общества.

Гипотеза исследования - в решении проблемы социального сиротства существует тенденция перехода от интернатных форм устройства детей-сирот к семейным.

Цель исследования - выявить перспективы процесса устройства детей-сирот в современном российском обществе, проанализировать его сущность, предпосылки возникновения и распространения различных социальных практик устройства детей-сирот.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать содержание понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»;

- изучить исторический опыт социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России;

- осуществить сравнительный анализ современных моделей устройства детей-сирот;

- осуществить теоретический анализ оснований для реформирования сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- изучить практику устройства детей-сирот в рамках реализации реформы;

- выявить тенденции развития системы устройства детей-сирот;

- проанализировать опыт Краснодарского края по реформированию сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные следующими методами: анализ нормативно-правовой основы, сравнительный анализ статистических данных по данной проблематике по России.

Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

дети сирота социальный защита

Делись добром ;)