Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

дипломная работа

2.1 Теоретические основания реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сиротские учреждения в России пережили существенное число позитивных трансформаций. Создавались разновозрастные группы, уменьшалась наполняемость групп до 10 человек, детские дома из школьных и дошкольных трансформировались в детские дома смешанного типа, что позволяло социальным и реальным сиротам на протяжении детства сохранять привычную обстановку. Однако дальнейшее сокращение бюджетного финансирования не позволило ощутить положительный результат от реформирования закрытой сиротской системы.

В рамках президентской программы «Дети России» была создана программа «Дети-сироты», далее появились программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей», однако это не оказало радикального влияния на главную проблему - катастрофический рост числа социальных сирот на этапе острых социально-экономических реформ середины 1990-х[23].

Стремительное возвращение семейных форм замещающей заботы о детях в большой мере стало возможно благодаря активности и готовности помочь со стороны зарубежных исследователей и практиков. Благодаря поддержке Министерства образования и науки РФ, благотворительной организацией «Христианская солидарность по всему миру» и Фонду Бакнера в ряде регионов формируется модель патронатной семьи на основе зарубежного опыта (Москва, Владимирская область, Калининградская область и др.).

Социальное сиротство, безнадзорность и беспризорность детей являются сегодня одними из самых серьезных проблем российского общества. Статистические данные свидетельствуют о том, что на фоне сокращения общей численности детей, число детей-сирот, лишившихся попечения родителей, продолжает увеличиваться, причем их немалая часть (более 260 тыс., 32%) воспитывается в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 50-90-е гг. ХХ века приоритетным в социализации детей-сирот в нашей стране был процесс их институционализации в учреждениях итернатного и других типов. Однако многие специалисты, занимающиеся проблемами социального сиротства (М.Е. Кобринский.C.И. Лихачева, Л.И. Смагина, Р. Спиц, Н.М. Щелованов, Л. Ярроу и др.), отмечают несовершенство существующей системы воспитания детей в учреждениях интернатного типа, так как она не способствует созданию условий для преодоления у воспитанников трудностей в дальнейшей социализации в обществе [9].

В связи с этим в России встал вопрос о реформировании детских домов и школ-интернатов как социальных институтов. Так, А. Васильев раскрывает стратегии перехода страны на политику деинституционализации, критикуя ее одностороннюю направленность, когда приоритетом является закрытие интернатных учреждений и передача всех детей на воспитание в семьи, и предлагает сохранить существующие интернатные учреждения, преобразовав их в негосударственные дома семейного воспитания [36].

Деинституционализация (deinstitutionalization) означает отмену того, что было установлено ранее. Причем это не обязательно расформирование социального института (в данном случае интернатного учреждения). С этой точки зрения можно говорить и об отмене либо пересмотре тех социальных отношений, которые существуют между субъектами социального взаимодействия в государственных учрежденях (учреждениях интернатного типа). Это позволяет расширить границы политики деинституционализации и говорить о ее результатах не только относительно сокращения численности детей-сирот и интернатныхучрждений, но и преобразования уже сложившейся в них системы социальных отношений, направленных на подготовку детей-сирот к жизни в обществе. И здесь следует отметить, что это не только создание для ребенка условий семейного воспитания, но и, как справедливо замечает А. Васильев, создание в интернате «молодежного общежития», где воспитание осуществляется на основе начальной трудовой деятельности и подготовки к профессиональному самоопределению (что особенно важно для подростков) в мастерских с обязательной реализацией собственной продукции.

Делись добром ;)