logo
Роль информационных технологий в формировании процесса социализации студентов

1.1 Специфика и особенности формирования процесса социализации студентов в современном информационном обществе

Автором термина "социализация" применительно к человеку является американский социолог Франклин Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге "Теория социализации" употребил его в значении, близком к современному, - "развитие социальной природы или характера индивида", "подготовка человеческого материала к социальной жизни" [47].

Написание книги было связанно с повышением интереса к отношениям "человек - культура", а также с началом систематического исследования противоречий между практикой воспитания и требованиями общества [17]. К данному понятию стали обращаться в социальной философии, социологии, социальной психологии для объяснения поведения в тех или иных ситуациях не только детей, подростков, молодежи, но и взрослых представителей различных социальных групп [52].

В широком смысле слова термин "социализация" применяется для обозначения процесса, в ходе которого человек с определёнными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе [57]. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Социализация в социологическом контексте рассматривается как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу, общность или социальное пространство в целом [50]. Социальное пространство интегрирует как социальные структуры, то есть самих субъектов и их объединения разного рода и уровня общности, так и социальные движения, допустимые в данное социальное время. В этом случае в социальном пространстве конструктивно могут быть определены возможные одобряемые или наказуемые формы социального поведения, а также траектории движения личности, которые характеризуют индивидуальные особенности жизненного пути, гражданскую и профессиональную карьеру субъекта [15]. В частности, это означает, что субъект в течение, своей жизни проходит через множество различных социальных систем (таких как общности, институты, движения, объединения), со своей структурой, узлами, элементами и нормами отношений [51].

Специфические черты социализации студенческой молодежи в целом связаны с особенностью возрастного этапа социализации, который включает в себя завершение ее первичной стадии и начало вторичной. Основу первичной социализации, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, составляет интернализация (от лат. Interims - внутренний), сущность которой заключается в непосредственном постижении или интерпретации объективного факта как определенного значения [9]. То есть первичная социализация формирует установки, которые позволяют молодому человеку осваивать социальную субъектность. Вторичная социализация представляет собой интернализацию уже институциональных или институционально обоснованных, по выражению П. Бергера и Т. Лукмана, "подмиров". Поэтому ее степень и характер определяются сложностью, как разделения труда, так и соответствующего ему социального распределения знания. Формальные процессы вторичной социализации детерминированы ее фундаментальной проблемой, состоящей в том, что вторичная социализация всегда предполагает предшествующий ей процесс первичной социализации. Это значит, что приходится иметь дело с уже сформировавшимся Я и уже интернализированным миром [10].

Социализация студенческой молодежи в целом зависит от окружающей среды, в которой индивиду и предстоит социализироваться. Так, Ю. Клейберг, подчеркивая значимость влияния уровня культуры общности на процессы социализации молодежи, отмечает, что именно данная возрастная группа является наиболее сложной в криминогенном отношении [33].

Современная российская студенческая молодежь представляет собой социальную группу, отличную от студенчества других временных периодов. Как справедливо отмечает О. Карпухин, современная молодежь относится к той категории граждан, чье детство и юность совпали со временем становления постсоветской России [30]. Среди агентов социализации на процесс усвоения социального опыта данным поколением гораздо большее влияние оказали средства массовой информации и информационные технологии, нежели традиционные агенты (семья, религия и школа). По мнению Д.В. Лепишева, медиатизация определяет основные параметры социума, индустрии, политики; произошла глобализация сети информационных технологий, в которую постепенно включаются, ассимилируются, адаптируются отечественные структуры средств массовой информации [39]. Процесс взросления молодого поколения проходил в обстановке радикально меняющегося общества, что не могло не повлиять, как отмечает О. Карпухин, на формирование молодежных мировоззренческих установок и ценностных ориентаций [30].

Социализацию как сложный процесс мы классифицируем по различным критериям.

Рисунок 1 - Типология социализации (составлено автором)

Современные исследователи рассматривают определение понятия социализации, основываясь на разных методологических принципах.

Основываясь на классическом определении понятия "социализации", Абрамовой была предложена схема, отображенная на рисунке 2 [2].

Рисунок 2 - Понятие процесса социализации в обществе

На рисунке 2 показано, как социум или общество транслирует ценности, знания и нормы индивиду, которые тот усваивает, находясь под влиянием определенного средового воздействия (воспитания или стихийных процессов). Присвоив ценности, знания и нормы общества, индивид оказывается вовлеченным в жизнь социума, становясь его полноценным членом. Однако в связи с глобализацией российского общества и появлением в нём информационных технологий жизнь индивида изменилась, перейдя на качественно новый уровень. Анализируя предложенную выше схему, попробуем представить, где и как информационные технологии непосредственно воздействуют на индивида, способствуя его дальнейшей социализации. В настоящее время влиянию информационных технологий подверглись все факторы социализации. Но, прежде всего, изменилось само общество. Оно стало "информационным" или "информатизационным". Информационное (информатизационное) общество - "новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания" [29].

Теперь схема понятия "социализация" приобретает несколько иной вид (см. рисунок 3) [2].

Рисунок 3 - Понятие процесса социализации в информационном обществе

Исследователи различных профессиональных и научных отраслей: специалисты по коммуникациям, психологи, социологи отмечают рост влияния современных информационных и коммуникационных технологий, включая Интернет, на социализацию [4].

Рисунок 4 - Взаимосвязь понятий, связанных с информационными технологиями (составлено автором)

Применяя возможности глобальной телекоммуникационной сети Интернет, индивид становится не только потребителем и пользователем информации, но и получает возможность активно участвовать в движении и преобразовании информационных потоков. Поэтому информация как ценность общества нового типа определяется не только и не столько её общедоступностью, познавательным, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, определяющей новые грани самоидентификации личности [23], [25].

Таким образом, новая информационная среда выступает одновременно и средством, и средой социального развития личности. Поэтому, социализационные процессы в современном обществе являются, с одной стороны, преемниками прошлых моделей, с другой стороны, включают в себя характерные черты, связанные с новой общественно - политической, экономической, образовательной, информационной средой жизнедеятельности человека. И тем самым, социализация современного студенчества представляет собой актуальную тему социологического исследования, имеющую свою специфику и возрастную особенность.