Роль информационных технологий в формировании процесса социализации студентов

дипломная работа

1.2 Основные научные подходы изучения социализационных процессов в условиях развития информационных технологий

Основные теоретические подходы, позволяющие выделить и проанализировать особенности социализационных процессов в условиях развития информационных технологий, можно разделить на три группы.

Первая группа представлена теориями информационного общества (М. Кастельс, Э. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский, П. Дракер), в которых анализируются социальные взаимодействия, опосредованные техническими средствами.

Глобальные сдвиги в обществе, по мысли Д. Белла, включают в себя увеличивающуюся активность граждан в управлении и уменьшение зависимости детей от своих родителей. В социально-культурной сфере жизнедеятельности Д. Белл отмечал растущий разрыв между культурой и социальной структурой, общество становится функционально более организованным и приспособленным к знанию и господству комплексных научных сил. Культура становится более экспрессивной, опрокидывающей авторитеты, не верящей в запоздалые вознаграждения буржуазного, ориентированного на успех, технологического мира [9].Д. Белл подчеркивает фундаментальность происходящих общественных изменений, отмечая мутации всех сфер общественной жизни, ведущей к вариативности общественных норм в обществе и спектральности социализационных траекторий.

Данная точка зрения нашла отражение и в трудах 3. Бжезинского, подчеркивающего, что постиндустриальное общество становится технотронным обществом - обществом, которое в культурном, психологическом, социальном и экономическом отношениях формируется под воздействием техники и электроники, особенно развитой в области компьютеров и коммуникаций. По его мнению, технотронная революция не носит локально-территориальный характер, а постепенно охватывает весь мир: "Эта новая революция почти одновременно оказывает воздействие на всю планету, и в итоге все новации и причуды в формах поведения быстро перемещаются от одного общества к другому. Поколение студентов уже живет в технотронную эпоху, хотя в ряде случаев окружающее их общество находится еще вне" [61]. Бжезинский З. уже в конце 60-х годов XX века выделил особенные условия профессиональной социализации студенческой молодежи, которая одной из первых попадает в струю технологического прогресса [1].

Приведенные прогнозы объединили ученых в рамках концепции постиндустриализма, подчеркивающей различия между сложившимся к концу 60-х годов XX века западным обществом и новой технологической цивилизацией. Другой подход был связан с определением уже нового состояния цивилизации посредством анализа информационных процессов. Так, в начале 60-х годов XX века одновременно в Японии и США был введен в научный оборот термин "информационное общество". Одна из наиболее разработанных концепций информационного общества принадлежит Е. Масуде. По мнению Е. Масуда, фундаментом нового общества станут компьютерные технологии, а замещение умственного труда человека - их главной функцией, что бесспорно приведет к видоизменению прежних социализационных траекторий [41].

Огромный вклад в развитие идей постиндустриализма внесла концепция Э. Тоффлера, который предложил свою схему феноменологии исторического процесса. Э. Тоффлер выделяет в истории цивилизации три волны, третья - пост - или супериндустриальная, в рамках которой происходит процесс отмирания индустриальной цивилизации в терминах "техносферы", "социосферы", "информационной" и "властной сферы". Обращаясь к "инфосфере", Э. Тоффлер отмечает основные принципы фабричного производства и в средствах массовой информации (штамповка одинаковых сообщений). Помимо чисто технологических моментов, Э. Тоффлер выделяет тенденции создания новой интеллектуальной среды, основанной на компьютерных сетях. Новая интеллектуальная среда приведёт к созданию новых механизмов социализации индивида [56].

На рубеже 80-90-х годов XX века появляются новые направления в развитии идей постиндустриального общества, которые связаны, прежде всего, с исследованиями П. Дракера и М. Кастельса.

К основным признакам происходящих изменений П. Дракер относил переход от индустриального способа производства к такой экономической системе, которая будет основываться на информации и формировании новой системы ценностей современного человека, трансформации идеи национального государства в сторону глобальной экономики и глобального социума. По мнению П. Дракера, современная эпоха - это эпоха радикальных изменений основ общественного устройства - трансформации капиталистического общества в общество, основанное на знаниях. В своей концепции П. Дракер соотносит прогресс с тремя этапами изменения роли знания в обществе:

- первый этап связан с применением знаний для разработки орудий труда, технологий и организации промышленного производства;

- второй этап - применение знаний к процессам организованной трудовой деятельности;

- третий (современный) этап характеризуется тем, что знание становится основным условием производства и "знание теперь используется, для производства знания" [21].

М. Кастельс отмечает и подчеркивает значимость знания для новых экономических отношений, которые опираются на капитал, имея при этом "информационную форму развития". Трансформационные процессы в экономике влекут за собой структурные изменения рынка труда. Индивидуализация условий найма работников дифференцирует рабочую силу на две категории:

1) высококвалифицированные специалисты, обладающие способностями к обучению;

2) люди, могущие выполнять только лишь определенные операции. Как утверждает М. Кастельс, происходит глобальное расчленение труда:". капитал и труд оказываются в разных пространствах и времени, они живут друг за счет друга, но друг с другом не связаны, ибо жизнь глобального капитала все меньше и меньше зависит от конкретного труда и все больше и больше от накопленного объёма труда как такового, которым управляет небольшой мозговой центр, обитающий в виртуальных дворцах глобальных сетей.". Отталкиваясь от идеи М. Кастельса, можно утверждать, что социализация также будет претерпевать глубокие изменения [31].

Подводя итог первой группе теорий можно констатировать, что глобальный, по охвату территорий, характер трансформаций соединяется с глобальными, и по его структурной глубине, изменениями. Данные изменения приведут к совершенно иной, постиндустриальной, информационной среде "обитания" человека, что, в свою очередь, отразится на всей его жизнедеятельности и, конечно, на характере социализации.

Ко второй группе теорий, в которых рассматриваются вопросы, связанные с особенностями процесса социализации в информационном обществе, можно отнести постклассические социальные теории, представленные Г. Дебором, Ж. Бодрийяром и М. Маклюэном. В рамках данных теорий учеными осуществляется акцент на релятивизации реальности и маркетизации социальных взаимодействий. Например, Г. Дебор рассматривал общество Запада со столь прогрессирующими в нем явлениями гипертехнизированности и виртуализации жизни с позиции кризисности, отмечая особую специфику с точки зрения трансформационных процессов. Кризисные явления порождают нестандартный характер социализации, очертить который возможно только после его стабилизации [28].

Отправным пунктом для большинства ученых, применяющих понятия реального и виртуального, является созданная в середине 70-х - начале 80-х годов XX века концепция "упадка реальности" Ж. Бодрийяра, который первым на рубеже 80-90-х годов XX века стал использовать метафору виртуальности при описании современных социальных процессов [28].

В связи с развитием информационных технологий и в социологической науке получает распространение роль информации в жизни общества и тенденции, ведущие к построению информационного общества [7]. В связи с этим представляют интерес работы М. Маклюэна, в которых представлены его философские воззрения, культурологическая концепция и теория коммуникационных технологий. Говоря о влиянии масс-медиа на общество, М. Маклюэн отметил выход в большую жизнь "поколений, с телевизором, узнавших пространство мира через рекламу", согласно которой "демократические свободы в очень большой мере выражаются в том, что люди озабочены не политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой работой кишечника, мало привлекательной формой груди, больными деснами, лишним весом и застойными явлениями кровообращения". Речь идёт о формировании "новых" людей, не похожих на другие поколения. При этом решающим социализационным фактором выступают средства массовой информации в современных обществах [40].

Подводя итог постклассическим социальным теориям, подчеркнем, что исследователи отмечают новые направления концентрации внимания человеческой деятельности, новые пути жизнедеятельности, следующие за теми, которые указываются средствами массовой информации, влияющими на действительное большинство.

К третьей группе теорий, рассматривающих особенности социализации в условиях развития информационных технологий, можно отнести теории виртуализации, основными представителями которых являются А. Бюль, А, Крокер, М. Вэйнстейн и М. Паэтау, В. Плешаков. В их трудах внимание фокусируется на процессе имитирования социального взаимодействия, роли массовых коммуникаций в жизни общества, человека.

По мысли автора теории "виртуального общества" А. Бюля, в каждой подсистеме общества имеются виртуальные копии реально существующих механизмов воспроизводства общества: общение с героями компьютерных игр, политические акции и экономические интеракции в сети Интернет. Процесс замещения с помощью информационных технологий реального пространства пространством виртуальным А. Бюль называет виртуализацией [28]. Тем не менее подмена реальности виртуальностью, однако, не означает отсутствие реальных действий, которые индивиду не нужно выполнять. Более того, для успешного выполнения действий в виртуальной реальности требуется определенная подготовка, осуществляемая в процессе социализации.

Авторы теории "виртуального класса" А. Крокер и М. Вэйнстейн в своих трудах разоблачают киберкапитализм как систему, порождающую новый тип эксплуатации и неравенства. Владельцы компаний, которые производят программное обеспечение (Майкрасофт - бесплатные программы для студентов) и предоставляют доступ в Интернет, рассматриваются как ядро нового господствующего класса, превращающего виртуальную реальность в капитал. Как указывает Д. Иванов, А, Крокер и М. Вэйнстейн отмечают существование нового типа отчуждения, который называется ими виртуализацией. Данный тип отчуждения характеризуется отдалением человека от собственного тела в процессе использования компьютерных технологий. М. Паэтау описывает возникновение гиперпространства Интернет как реакцию на "использования" обществом новых форм коммуникации для самовоспроизводства. Вместе с традиционными формами, коммуникация, опосредованная компьютерами, вносит свой вклад в производство социальности [28].

Весьма интересен подход В.А. Плешакова и А.В. Мудрика к раскрытию такого понятия как "киберсоциализация человека" (социализация личности в киберпространстве, от англ. Cyber - в настоящий момент, связанный с компьютерными и цифровыми технологиями, в особенности, с всемирной глобальной сетью Интернет + англ. Socialization - социализация), введённом в научный оборот в 2005 году. Исследователи рассматривают его как процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных и цифровых технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности. Определена классификация факторов киберсоциализации: мегафакторы (киберпространство, интернет, сотовая связь); макрофакторы (национальная доменная зона, почтовые сервисы интернет-среды, социальные сети интернет-среды, поисковые системы, файлообменные сети, интернет-реклама, блогосфера, массовая он-лайн-игра); мезофакторы (вики-проекты и интернет-словари, интернет-телевидение и радио, IP-телефония, форумы, чаты, интернет-магазины, интернет-аукционы, электронные платежные системы, компьютерная или консольная игра) и микрофакторы (программное обеспечение ПК и сотовых телефонов, персональная зона киберпространства, игровой персонаж в компьютерной игре) [46].

В итоге можно констатировать, что виртуальность является характерной чертой современных обществ. Виртуальность, являясь важной составляющей жизнедеятельности студентов, подменяет реальность, изменяя характер процесса социализации студентов. С одной стороны студенту необходимо социализироваться в "реальном" обществе, с другой - доминирующая виртуальность принуждает следовать в немалой степени именно виртуальной реальности. Каждая из рассмотренных теорий актуализирует роль информационных технологий и Интернета в процессе социализации индивида. Однако единый подход к Интернету, на наш взгляд, отсутствует. Можно лишь говорить о нескольких направлениях интерпретации социализирующей роли Интернета.

Делись добром ;)