logo
Роль субкультур в жизне современной молодежи (на примере изучения хип-хоп культуры)

1.1 Понятие, сущность, характеристики молодежных субкультур и признаки хип-хопа как молодёжной субкультуры

Понятие «субкультура» вошло в научный оборот сравнительно недавно. До середины 80-х годов ХХ века в справочной литературе оно не встречается. Термин был введен в научный оборот в 30-х гг. ХХ столетия американским социологом Т.Роззаком, определившим субкультуру как «систему культурных координат», вырабатываемую социальной общностью для ориентации в сложном и противоречивом социальном мире. Социологическая энциклопедия. - 2003. - С. 609.

Первоначально понятие «субкультура» употреблялось для описания социальных групп, в основном, молодежных, ориентирующихся на иные ценности, нежели принятые в данном обществе, и находящаяся в состоянии конфронтации с социальной системой.

Но по мере накопления эмпирического материала и углубления теоретических разработок появлялись другие определения субкультуры.

Понятие «субкультура» трактуется следующим образом:

· Это культура какой-либо социальной или демографической группы.

· Это в чём-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - с.-36..

· В настоящее время это понятие освободилось от негативного оттенка и заняло полноправное место в отечественной науке. С современной точки зрения, субкультура - это «особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами» Гуревич П.С. Субкультура: культурология ХХ век. - СПб.,1998. - С.11. .

Вот, что нам говорит о понятии «субкультура» социологический словарь: «Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней» Аберкоми Н.Социологический словарь/Н. Аберкоми, С. Хилл, Б. С. Тернер. - М.: «Экономика», 1999. - С. 325..

Понятие «субкультура» в первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, аттитьюдов и жизненных стилей той или иной не доминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее Эдгар Э. Субкультура: [Электронный ресурс] / Э. Эдгар. - Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/db/msg/127079.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус..

Согласно словарю, «субкультура -- это социальная, этническая или экономическая группа с особым собственным характером в пределах общей культуры общества» (С.Фрис). Именно в таком контексте социологи впервые использовали это понятие для определения культурных образцов поведения и ценностей у различных молодежных меньшинств в пределах плюралистических обществ Омельченко Е. Молодёжные культуры и субкультуры: [Электронный ресурс] / Е. Омельченко. - Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/resources/books/subcult/subcult8/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус..

Приставка «суб» в современном контексте подразумевает, что речь идет о подсистеме культуры как целого. Субкультура не представляет собою самостоятельного целого. Ее культурный код формируется в рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и целостность данного социума - культуры Щепанская Т.Б. Сиситема: тексты и традиции субкультуры: [Электронный ресурс] / Т.Б. Щепанская. - Режим доступа к ст.: http://poehaly.narod.ru/you-kniga2.html, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус..

Речь идет о доминирующей культуре, или как её ещё называют «массовой». Она представляет собой совокупность устоявшихся норм, ценностей, стиля и образа жизни С.И. Левикова. Молодежная субкультура:учебное пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - С. 156. .

Она не является для конкретного человека вопросом выбора, поскольку если он родился в рамках данной культуры, то впитал ее в процессе роста. Он живет, растет и действует в данном культурном пространстве. А в отношении определенных субкультур он может решать, принимать их или нет.

Российская Социологическая Энциклопедия определяет «массовую культуру» как производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление, т.е. подчинение ему как своей цели Российская социологическая энциклопедия / под.ред. Г.В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1999. - С.241..

Необходимо отметить, что субкультура и контркультура, которая противостоит культуре массовой - не одно и тоже. Они могут либо не иметь ничего общего друг с другом, либо взаимопересекаться, либо сливаться в одно целое.

Субкультура - это мир «для себя», она содержит набор определенных качеств, своеобразные черты поведения и сознания, которые отличающие данную общность от общества. В то же время, субкультура подчеркивает внутреннее единство группы и социокультурную идентичность включенных в нее членов.

Рассмотрим понятие «молодежная субкультура».

Это совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. Для молодежной субкультуры характерны попытки сформировать:

· собственное мировоззрение;

· своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга и т.д. Щепанская Т.Б. Сиситема: тексты и традиции субкультуры: [Электронный ресурс] / Т.Б. Щепанская. - Режим доступа: http://subculture.narod.ru/texts/symbolism/, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

Молодежная субкультура - это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это - частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей Свечников С.К. Молодежь и рок-культура: [Электронный ресурс] / С.К. Свечников - Режим доступа: http://piorme.narod.ru/subkult.htm#2, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус..

Молодежная субкультура может стать контркультурой, но лишь тогда, когда у нее появляется некий общий враг. Им может стать как общество в целом, так и определенные социальные несоответствия современности, но никак не отдельный человек или какая-либо социально-демографическая группа.

Молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней, то есть идентифицирует себя с ней. Члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта, например, компании, тусовки, так и виртуального общения, например, киберпанки.

Вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие и разделение им ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, определенного стиля в поведении, стиля жизни, а так же внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре, таких как прическа, одежда, украшения, жаргон, татуировки и т.д.

Чаще всего, молодежные субкультуры, как правило, возникают вокруг какого-либо «центра», либо инициатора тех или иных инноваций, либо выразителя каких-либо пристрастий к тем или иным музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям.

Так называемый «центр», вокруг которого группируются молодые люди, формирует субкультурное мировоззрение данной группы и закрепляет его в крылатых выражениях, лозунгах, возможно, в каких-либо текстах. Если деятельность «центра», привлекает внимание молодых людей, вокруг него появляется группа последователей, и данная субкультура растет в количественном отношении.

Значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы:

· посредством нее молодые люди узнают «своих»,

· она выделяет данных молодых людей среди «чужих»,

· она работает на объединение и сплочение группы,

· она позволяет молодым людям демонстрировать и отстаивать свою позицию в социальной среде.

Молодежная субкультура - частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. Ее сущность - поиск социального статуса. Посредством нее молодой человек «упражняется» в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире Молодежная культура. Специфика современных российских молодежных субкультур: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.countries.ru/library/typology/smsb.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус..

Именно молодежная субкультура - первая и последняя из возрастных разновидностей субкультур, где проявляется настоящее творчество и своеобразие. Взрослые и пожилые люди, даже когда они формируют свои субкультуры, уже не способны создавать ничего, что можно было бы сравнить по страстному накалу и творческой изобретательности с молодежной субкультурой. В своих экстремальных формах, когда культура перерастает в протест и тотальное отрицание существующего строя, субкультура превращается в контркультуру Кравченко А.И. Социология девиантности. - М.,1998. - С. 311..

Профессор С. Эйзенштадт говорит о том, что молодежная субкультура - «это период подготовки молодых людей к миру вне семьи. Она ограниченная пространственными - только малой группой сверстников и временными рамками, так как по мере перехода молодежи во взрослый мир существование и поддержание субкультуры становятся излишним» Там же. - С 313..

Данный термин используется при обращении к различным явлениям и процессам, которые происходят в молодежной среде. Разные ученые интерпретируют его по-разному, в зависимости от контекста.

Молодежная субкультура - устойчивая общность людей, выделившаяся на возрастной основе и имеющая свои собственные регуляторы социального поведения, такие, как нравы, традиции, обычаи.

Многие авторы отмечают, что молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, которое обладает общностью стиля жизни, поведения, ценностей групповых норм, и стереотипов.

Так же молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они как бы встроены в культурный контекст.

Следует отметить, что наряду с молодежной субкультурой существует «культура для молодых», они сосуществуют порой параллельно, порой пересекаясь, но, никогда не сливаясь - это не одно и то же понятие. Их следует разграничивать: «культура для молодых» - это всего лишь форма массовой культуры, она создается не самими молодыми людьми, как в случае молодежной субкультуры, а «отцами» для «детей». Кроме того, молодежная субкультура - явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди, а «культура для молодых» - массовое явление, для всех биологически молодых людей.

Мы привели различные определения понятия «молодежная субкультура». На их основе, можно выделить основные признаки, которые ее характеризуют ее сущность :

· Невписываемость в массовую культуру общества.

· Желание привлечь внимание.

· Плюрализм, множественность, децентрация, неопределенность, прерывность, изменчивость.

· Каждый представитель сам идентифицирует себя с этой общностью.

· Принятие и разделение представителем субкультуры ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, определенного стиля в поведении, стиля жизни, а так же внешних атрибутов принадлежности.

· Облегчает адаптацию подростков и юношей в новой среде, помогают тяжелому процессу перехода детей во взрослый статус.

· Ограничена пространственными и временными рамками.

· Это устойчивая социальная общность людей, выделившаяся на возрастной основе.

· Имеет свои собственные регуляторы социального поведения, такие, как нравы, традиции, обычаи.

· Это система смыслов, средств выражения, стилей жизни.

· Встроена в культурный контекст.

· Явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди.

· Это урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя.

· Сущность - поиск социального статуса.

· Стержень любой молодежной субкультуры - уличный стиль.

· Сленг -- одна из главных отличительных черт субкультуры. Владение специфическим языком зачастую - пропуск в группу.

Феномен молодежной субкультуры проявляется через множество различных форм и явлений, которые позволяют провести типологизацию молодежных субкультур по различным основаниям.

Молодежные субкультуры начали типологизировать ещё в 70-х годах ХХ века. Это стало возможным в связи с тем, что сам феномен рассыпался на множество различных форм, миновав стадию первоначальной целостности. Эти формы представляют собой своеобразную «групповую индивидуальность» молодых людей, которые объединялись в субкультуры. С этого периода создавались различные типологии молодежных субкультур по различным основаниям.

Типологии высвечивают неформальные молодежные объединения, смыслы, которых невозможно раскрыть в полной мере, прибегнув к единственной классификации, по одному основанию.

Таким образом, в литературе существует целый ряд типологий молодежной субкультуры, которые взаимно дополняют друг друга, но ни одна из них не является исчерпывающей.

Феномен молодежной субкультуры проявляется через множество групп. С.С. Фролов в «Основах социологии» типологизирует их следующим образом:

· Разделение групп по признаку принадлежности к ним индивида. По этому основанию они делятся на ингруппы и аутгруппы.

Ингруппы представляют собой те группы, к которым индивид чувствует принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как «мы».

Так, например, каждый представитель субкультуры хип-хопа отличает «своих» от «чужих» посредством атрибутики.

Аутгруппы - это, так называемые, другие группы, к которым индивид не принадлежит, для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие». Фролов С.С. Социология: учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2000. - С. 181.

Для хип-хоперов в роли таких групп выступают эмо, готы и т.д.

· Группы, разделяемые по характеру взаимоотношений между их членами делятся на первичные и вторичные группы.

Под первичными группами понимаются такие группы, в которых каждый член видит других членов группы как личностей и индивидуальностей. К примеру, в таких группах, как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения смягченными, неформальными - они интересуют друг друга прежде всего как личности. Ярким примером может служить танцевальная хип-хоп культура, в которой все её представители являются одной большой семьёй.

Во вторичных же группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Дружеские контакты с другими членами в таких группах вовсе не обязательны, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Вторичная группа может быть трудовым союзом или клубом, командой. Она всегда ориентированна на цель Фролов С.С. Указ. соч. - С. 187. Сюда можно отнести такие субкультуры, в которых есть «главарь», предводитель, например, некоторые байкеровские субкультуры.

Приведенные выше типологии предельно общего характера, но они хорошо отражают сущностную основу неформальных молодежных объединений.

Субкультура - феномен многогранный, постоянно развивающийся, поэтому необходимо отметить и ряд других типологий.

Ф.А. Фрадкин типологизирует молодежные субкультуры так:

· Просоциальные (содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры, например, «зеленые»), антисоциальные (отличаются специфическим способом жизнедеятельности, в нравственном и психологическом плане, обособленные и отчужденные от всех остальных, например, «наркоманы»)., асоциальные (характеризуются размытостью моральных норм, жестокостью, утратой общечеловеческих качеств), например, асоциальной считается субкультура «гопников»);

· Группы принадлежности (с которыми индивид идентифицирует себя, например, эмо, готы) и референтные группы (эталонные группы, с которых индивид берет пример);

· Большие и малые группы (группы, в которых все подростки непосредственно общаются друг с другом - малые, а где нет такой возможности - большие);

· Постоянные и случайные группы (возникшие в результате какого-то происшествия, например, ДТП, прекращают свое существование после устранения причины возникновения - случайные, а существующие долгое время, объединенные общностью интересов и т.д. - постоянные);

· Группы с демократическим подчинением (на основе социальных ролей) и группы с авторитарным подчинением (на основе формальных правил);

· Разновозрастные и одновозрастные группы;

· Группы однополые и разнополые и т.д. Фрадкин Ф.А. Введение в педагогическую специальность: лекции-диалоги. - М.: ТЦ Сфера, 1996. - С.44.

А.В. Толстых типологизирует молодежные субкультуры по направлениям деятельности групп:

· Общественно-политические группы, которые ставят своей целью пропаганду определенных общественно-политических взглядов, они не агрессивны;

· Радикалы (люберы, скины) очень агрессивны, во главе у радикалов чаще всего стоят представители старшего поколения;

· Эколого-этические группы (например, «зеленые»);

· Группы образа жизни, или собственно неформально-молодежные объединения (например, панки, хиппи, готы, эмо и т. д.);

· Нетрадиционно-религиозные группы (например, сатанисты);

· Группы по интересам, такие как значкисты, спортивные и музыкальные фанаты. Левикова С. И. Указ. соч. - С. 280.

По словам С. И. Левиковой, эта типология, конечно, имеет право на существование, но она не охватывает всех разновидностей молодежной субкультуры. Автор в своей книге «Молодежная субкультура» отмечает, что наиболее удачны типологии С. Сергеева и А. Тарасова.

Типология профессора С.А. Сергеева представлена в его статье под названием «Молодежные субкультуры в республике», опубликованной в журнале «Социс» Сергеев С.А. Молодёжные субкультуры в республике //Социс.-1998.-№11.-С.113.. Он предлагает типологию по характеру совместного времяпровождения:

· Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);

· Гедонистическо-развлекательные («мажоры», рэйверы, реперы и т.п.);

· Криминальные (гопники, люберы);

· Анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого и правого» толка), которые также можно назвать радикально-деструктивными Там же.- С.113..

А. Бабахо и С. И. Левикова в своей типологизации выделяют группы на основании жизненных ценностей:

· Объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей (металлисты, битломаны и т. д.)

· Ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок ( ностальгисты, анархисты, пацифисты и т. д.)

· Аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки)

· Эстетствующие («митьки»)

· Исповедующие культ мускулов и физической силы («качки»)

· Криминогенные, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправности деятельности (гопники, люберы и т. п.) Социология молодежи / под.ред. В. Н. Кузницова. - М.: ГАРДАРИКИ, 2007. - С. 187..

Это всё частные авторские типологии. Наиболее общая - по степени конформности той или иной молодежной субкультуры (А. Башлачев):

· Конформный;

· Условно конформный;

· Нонконформный (протестная группа) Там же. - С. 186..

Большинство неформальных молодежных объединений и групп, как правило, относятся к нонконформной категории. В таких субкультурах распространено мнение, что социальное устройство страны следует изменить. Отчасти и хип-хоп культуру можно отнести к этому типу, т.к изначально она создавалась в качестве протеста. Это можно увидеть даже на примере музыки, рэпа.

Каждая из приведенных выше типологий имеет свои достоинства и недостатки, нельзя выявить идеальную, т.к. любая модель и схема - это абстрагирование. Реальная жизнь намного богаче любой схемы и не укладывается в нее, можно наметить лишь общий контур.

Лично я считаю, что молодежные субкультуры можно разделить на такие группы как:

· Связанные с музыкой: Реперы, рокеры, металлисты,

· Связанные со спортом: биэмиксеры, скейтеры, стрит рэйсеры, байкеры.

· Связанные с определенным мировоззрением и образом жизни: хиппи, растаманы, готы

· Связанные с религиозными объединениями: сатанисты, секты, кришнаиты

· Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

Существующее многообразие различных субкультур позволяет молодому человеку сделать наиболее подходящий ему выбор: близкий ему стиль поведения, одежды, музыки- стиль жизни.

Сегодня хип-хоп это не просто стиль музыки, а целая культура, стиль жизни, который даёт подростку возможность самовыражения. Как и любая субкультура, хип-хоп культура возникла вокруг своего «центра»- музыки, об этом мы говорили ранее. Чтобы до конца прочувствовать все тонкости хип-хоп культуры, надо стать её частью.

Мы в своей работе рассмотрим хип-хоп как молодёжную субкультуру. Но возникает вопрос, а действительно ли хип-хоп культуру можно считать молодёжной субкультурой. Это альтернативные формы культуры, связанные с процессом создания и выработки нового отношения к миру. В такие группы молодёжь объединяется исходя из своих интересов, предпочтений, мировоззренческих взглядов. Неформальные объединения и движения молодежи имеют определенные функции. Одной из главных является возможность самореализации, т.е. субъективного воплощения. Эвристическая функция выражает художественно-творческие и нравственные устремления молодежи и реализуется в социокультурной деятельности. Это все порождало зарождение новых музыкальных направлений, в которых каждый мог себя выразить, самореализовать. Таким направлением в музыке является и хип-хоп. Вообще то хип-хоп это не просто музыка, это целая культура, включающая в себя: рэп (сама музыка), граффити, брейк-данс, экстремальные виды спорта. Итак, мы спокойно можем отнести хип-хоп к молодёжным субкультурам.

Вернёмся к понятию молодёжной субкультуры Т.Б Щепанской. По её мнению, это совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодёжи, у которых досуг и отдых как ведущие, формы жизнедеятельности вытеснили труд, вытеснили труд в качестве важней потребности. Для молодёжной субкультуры характерны попытки сформировать:

· собственное мировоззрение;

· своеобразные манеры поведения, стили одежды и причёски, формы проведения досуга и т.д.

Так и у хип-хоп культуры есть все выше перечисленные признаки, об этом мы упоминали ранее. Это именно молодёжная субкультура, потому что в неё вступают подростки для того чтобы найти себя в этом мире. И вступая в неё, они начинают придерживаться ценностям, нормам и взглядам данной культуры, а также моде, стилю одежды и музыкальным предпочтениям.

Тем самым, молодёжь пытается привлечь к себе внимание, каждый индивид пытается проидентифицировать себя с данной общностью,

Хип-хоп культура полностью отвечает признакам молодёжной субкультуры, таким как:

· Невписываемость в массовую культуру общества

· Желание привлечь внимание

· Плюрализм, неопределённость, изменчивость

· Принятие представителем норм, ценностей и обычаев субкультуры

· Ограничена пространственными и временными рамками

· Стержень любой молодёжной субкультуры - уличный стиль

· Сленг - одна из важных отличительных особенностей молодёжной субкультуры.

Таким образом, своё творчество представители хип-хоп культуры выражают в музыке, танцах, граффити и других элементах хип-хоп культуры.