Самообразование как социальный феномен

курсовая работа

2. Самообразование в России и за рубежом. Современные проблемы самообразования

Еще в XVIII и начале XIX в. Андрью Белль и Ланкастер пришли к мысли о возможности распространять образование путем взаимного обучения; основанная на этом принципе белль-ланкастерская система была первым опытом коллективного самообразования , соединенного, впрочем, с школьными порядками. В настоящее время эта система, рассчитанная на распространение самых элементарных знаний, оставлена; но принцип коллективного самообразования может иметь и другие применения и притом на разных ступенях образования. Особое значение принадлежит кружкам самообразования, постоянно возникающим среди учащейся молодежи как в старших классах средних учебных заведений, так особенно в высших учебных заведениях. В этих кружках обыкновенно происходит совместное чтение научных книг и литературных произведений, а также рефератов о прочитанных книгах или интересующих вопросах, причем читаемое подвергается обсуждению и спору. Подобные кружки самообразования возникают и среди других общественных групп. Там, где существует право ассоциаций, общества самообразования получают и правильную организацию; подобного рода союзы образуются и среди рабочих. Вообще история самообразования показывает, что коллективное ("кружковое") самообразование из неорганизованного превращается в организованное.

Кроме чтения книг, одним из важных средств самообразования является посещение публичных лекций, особенно если последние читаются сколько-нибудь систематически. По мере развития стремления к самообразованию со стороны людей, могущих удовлетворить этой общественной потребности, обнаруживается большая охота оказывать помощь самообразованию на всех его ступенях путем соединения индивидуальных усилий. Существует целая научная литература, рассчитанная исключительно на популяризацию научных знаний, между прочим и среди народа. Сюда же нужно отнести народные библиотеки и читальни и народные чтения.

За последнее время на западе Европы и в Северной Америке особое развитие получили так называемые "народные университеты", поставившие своей задачей самое широкое распространение университетского образования. Конечно, систематические публичные лекции не могут заменить настоящего университетского преподавания, и в хорошо организованных народных университетах "домашнее чтение" все-таки играет первенствующую роль. В последнем отношении помощь самообразованию и в одиночку, и кружковому компетентные лица могут оказывать, руководя самообразовательным чтением, составляя программы и книжные указатели. Потребность в таких указателях чувствуется давно. В студенческих кружках самообразования она удовлетворялась многочисленными списками книг для чтения в целях самообразования часто неизвестного происхождения, передававшимися от одних к другим, случайно дополнявшимися или сокращавшимися и т. п. В Западной Европе давно известны печатные списки особенно рекомендуемых для чтения книг, многие из них получили большую известность, например список Леббока, составленный по просьбе рабочих и помещенный в книге "Радости жизни", а затем повторенный Ричардсоном в брошюре "Как читать книги, чтобы они приносили нам пользу". Эта попытка вызвала подражание в Германии, где появилась несколько лет тому назад книжка под заглавием "Лучшие книги всех времен и литератур" (ср. также Sch ц nbach, "Ueber Lesen und Bildung", 1894). У нас нечто подобное было предпринято М.М. Ледерло, издавшим в 1895 г. "Мнения русских людей о лучших книгах для чтения". Гораздо более серьезное значение имеет изданная в пользу голодающих (1892 г.) "Книга о книгах", составленная целым кружком московских ученых, под редакцией И.И. Янжула, и представляющая собою "толковый указатель для выбора книг по важнейшим отраслям знания". До известной степени составители этого издания стремились заменить им вышеупомянутые "систематические каталоги" и расширить указания на научные пособия, помещаемые в ежегодных обозрениях университетского преподавания.

Но лица, для которых предназначена была "Книга о книгах", т. е. представители так называемого образованного общества (получившие по меньшей мере среднее образование) и университетская "молодежь", нуждаются не только в "точном списке учебников" и важнейших монографий, но и в руководительстве самообразовательным чтением.

За удовлетворение этой потребности взялись несколько лет тому назад "Комиссия по организации домашнего чтения" в Москве и "отдел для содействия самообразования" в Петербурге, возникшие почти одновременно и выпустившие в свет свои программы, которые имели большой успех в публике. "Комиссия по организации домашнего чтения" образовалась при учебном отделе Общества распространения технических знаний в 1893 г. В ее состав вошли многие профессора, преподаватели и другие интеллигентные лица Москвы.

В отечественной литературе проблема самообразования традиционно освещается в педагогическом и психологическом ракурсах, не становясь предметом специальных социологических исследований. Как пишет профессор Л.Н. Коган, "основой приобретения нужных для жизни (не только для работы по той или иной профессии) знаний всегда было, есть и будет самообразование. К сожалению, социология у нас совершенно не занималась этой проблемой, считая ее только объектом изучения психологии".

Общими причинами такой ситуации являются, с одной стороны, неординарность для социологии самой этой проблемы, а с другой - имплицитное присутствие характеристик самообразования как одного из структурных элементов при анализе образования в целом. Сейчас, несмотря на появление широких возможностей для самообразования, отсутствуют стимулы к его осуществлению. Наше общество практически не формирует предпосылок для развития важнейшего компонента образования - самообразования, без которого ни сама система обучения и воспитания, ни вступление в цивилизованное общество не могут "состояться".

Самообразование связано с развитием личности, осуществляющимся на основе свободного выбора видов деятельности в процессе самореализации. Оно возможно в условиях создания разнообразной социокультурной и образовательной среды. Одним из ее срезов является ориентация на совокупность потребностей различных социальных групп. Каждая из них находит свою собственную социокультурную и образовательную нишу.

Вопрос состоит в том, чтобы умело скоординировать и направить все структуры социального института образования, все элементы его как системы и социальную политику государственных органов и организаций на то, чтобы они повышали эффективность процесса самообразования. Критерием эффективности и результатом его должен стать "самообразующийся" человек, а не система образования как самоцель.

Перенос акцента на самообразование, актуализацию личностного момента в образовательной деятельности человека является требованием времени. Суть его в том, чтобы личность самостоятельно формировала, "образовывала" себя, используя институциональные формы образования как инструмент самореализации, самоактуализации, самосовершенствования. Поэтому необходимо осознание личностью особой роли самообразования, которое становится системообразующим фактором образовательного пространства.

Эта проблема еще более актуализируется в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку здесь требуется соответствие человека, его интеллектуального, образовательного потенциала новым требованиям. Можно, следовательно, говорить о прагматическом аспекте самообразования.

Самообразование может выступать как цель (самоцель) и как средство для самореализации каких-либо целей (таких, как подготовка к труду, овладение профессией, новым для человека видом деятельности и т.д.). Самообразование дает возможность человеку испытать счастливые мгновенья открытия чего-то нового.

Поскольку самообразование выступает как средство подготовки к труду и овладения профессиональными навыками, имеет место совпадение в нем индивидуально-личностного и социально-значимого. Обе эти стороны самообразования -- "самоценная" и "инструментальная" -- имеют важное значение для человека, хотя та или иная из них при определенных условиях выдвигается на передний план.

Одна из проблем, требующих своего изучения, - типология самообразовательной деятельности социальных групп и ее критерии. В этой связи может быть поставлен вопрос об исследовании уровней самообразования.

Наконец, еще одна проблема, требующая своего комплексного анализа, потребности, интересы, мотивы самообразовательной деятельности, ориентации и установки на нее различных групп населения российского общества.

Делись добром ;)