Самостоятельность в развитии детей

отчет по практике

2. Практическая часть

Немыслимо говорить о возрождении института семьи, не занимаясь подготовкой молодежи к браку. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности общения, межличностных отношений в современной семье. Открытость семьи, ее обращенность к прошлому и будущему создают реальную основу для перехода к новому обществу, которое нуждается в прочном семейном механизме.

На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.

Исследование проходило в центре "Семья" Еланского района Волгоградской области.

Цель исследования:

- Выявить основные семейные ценности современной молодежи и создать (описать) образ идеальной семьи по результатам исследования.

- В ходе работы были выделены следующие задачи:

- Выяснить, важен ли для молодежи официальный брак;

- Выяснить, какой возраст оптимален для вступления в брак;

- Выявить возможные причины вступления в официальный брак;

- Выяснить, на каком месте среди других ценностей у студентов находится семья;

- Узнать, какой смысл молодые люди вкладывают в понятие "семья";

- Узнать, что нужно молодежи для того, чтобы создать семью;

- Выяснить, какие ценности семейной жизни (традиции, дети, любовь, поддержка) наиболее важны для молодежи;

- Узнать, сколько детей хотят иметь молодые люди (если хотят вообще) и какой стиль воспитания они скорее всего выберут;

- Выяснить, какие отношения молодые люди хотели бы сохранить с родителями после вступления в брак;

Объектом исследования являются студенты Жирновского нефтяного техникума 4 курс специальности экономика и бухгалтерский учет

Предметом исследования являются отношение к семейным ценностям студентов.

Было проведено анкетирование, по результатам которого сделаны соответствующие выводы и рекомендации.

Студентам были прочитаны лекции: "История семьи", "Роль семьи в развитии ребенка", "Ранние браки", "Семейные роли и отношения", "Супружеские конфликты", "Проблемы молодых семей", "Семейная жестокость", "Детско-родительские конфликты - профилактика и разрешение".

Социальный центр для детей и подростков был открыт согласно постановления Главы Администрации Волгоградской области №227 от 11.08.94. на базе Еланской ЦРБ

Центр "Семья" имеет статус государственно-общественного органа опеки и попечительства, и на время наблюдения за детьми несет ответственность за их здоровье; имеет право представлять интересы детей в суде и перед третьими лицами, принимать меры по оздоровлению условий их семейного воспитания. В соответствии с интересами детей он оберегает их от посягательств и жестокого обращении со стороны родителей и других лиц, а в случае необходимости ходатайствует перед судом о лишении родителей родительских прав, о временной передаче детей в другие семьи, детские дома и школы-интернаты.

Центр "Семья" организовывает свою работу и руководствуется федеральными, региональными и муниципальными законодательствами и приказами, регулирующими работу социальной службы с семьями.

Порядок предоставления мер социальной поддержки семьям, определяется администрацией Волгоградской области.

Расходы на реализацию мер социальной поддержки финансируются за счет средств областного бюджета Волгоградской области.

С принятием закона Волгоградской области "О социальной поддержке семей с детьми в Волгоградской области" (от 10 апреля 2010г. № 1362-ОД), который систематизировал существовавшие в регионе меры социальной поддержки, закрепил право на ряд выплат и основы предоставления социальных услуг, в области завершилось формирование основной нормативной правовой базы в сфере социальной поддержки семей с детьми.

В Волгоградской области законотворческие инициативы, направленные на улучшение положения семей с детьми, находят поддержку у населения и региональной исполнительной власти. Так, в 2006 году принят Закон "О дополнительной государственной поддержке граждан в связи с рождением ребёнка" (от 8 августа 2005 г. № 1097 - ОД). В 2007 году приняты законы "Об организации работы по опеке и попечительству в Волгоградской области", "Об обеспечении прав на отдых и оздоровления отдельных категорий детей в Волгоградской области", "О социальном пособии студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов" (от 17 мая 2009 г. № 1658 - ОД), "О патронатном воспитании в Волгоградской области", "О мерах социальной поддержки беременных женщин, кормящих матерей и детей от одного года до трёх лет, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Волгоградской области", в 2008 году - "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Волгоградской области" (от 21 ноября 2008 г. № 1829 - ОД). Из года в год растут бюджетные ассигнования, выделяемые на оказание социальной поддержки в соответствии с законодательством региона. В 2010 году Главой Администрации Волгоградской области принято решение об установлении фиксированных размеров мер социальной поддержки с условием их ежегодной индексации. Принято постановление от 29 декабря 2010 года № 1788 "Об индексации социальных выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, в 2011 году".

Для всех семей с детьми, помимо пособия на рождение, установленного федеральным законодательством, из областного бюджета выплачивается дополнительное пособие на рождение ребёнка, которое с января 2011 года проиндексировано.

Отдельные категории семей с детьми пользуются всеми мерами, установленными федеральным законодательством, и исполняемые Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области, а именно:

- оплата жилищно-коммунальных услуг, предоставление проезда по социальным проездным детям военнослужащих, погибших при выполнении обязанностей военной службы, а также детям-инвалидам;

- ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет неработающим и лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия;

- компенсационная выплата по уходу за детьми до 3-х лет лицам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия;

- ряд выплат детям, пострадавшим в результате и от последствий техногенных катастроф;

- перевозка безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних к месту жительства;

- выплата единовременного пособия при передаче ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в семью;

- выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- ежемесячная денежная выплата детям отдельных категорий военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы;

- организация оздоровительного отдыха.

Для отдельных категорий детей установлены дополнительные меры социальной поддержки за счёт средств областного бюджета, а именно:

- ежемесячное пособие детям военнослужащих, погибших при выполнении обязанностей военной службы;

- ежеквартальные адресные дотации многодетным семьям;

- ряд мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находившихся в социально опасном положении;

- оказание бесплатной протезно-ортопедической помощи детям до 18 лет, не имеющим инвалидности;

- единовременная выплата детям в возрасте от шести до семнадцати лет из многодетных семей.

Задаче усиления адресной социальной помощи подчинена сложившаяся в регионе система мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (семьям со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума). На территории области выплачиваются:

- ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей;

- ежемесячная денежная выплата детям от 1 до 3 лет;

- адресное социальное пособие на ребёнка;

- адресная социальная помощь малообеспеченным семьям с детьми, проживающим в сельской местности, в рамках технологии "Самообеспечение";

- ежемесячное пособие студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов;

- социальная стипендия студентам из социального фонда;

- ежеквартальная дотация семьям с детьми-близнецами;

- ежегодная единовременная денежная выплата на ребёнка, воспитывающегося единственным родителем-отцом;

- единовременная частичная компенсация по установке телефона семьям с детьми-инвалидами;

- единовременная компенсация затрат на газификацию жилья;

- ежемесячная денежная выплата беременным женщинам и кормящим матерям;

- единовременная помощь продуктовыми наборами, целевыми потребительскими субсидиями;

- субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (жилищная субсидия).

- бесплатная юридическая помощь.

Комплексная система социальной поддержки семей с детьми, сложившаяся в Волгоградской области, наряду с другими экономическими положительными реалиями прошедшего периода, позволили снизить на 42% численность малообеспеченных семей-получателей пособия на детей с 8695 семей в 2009 году до 4851 семей в 2010 году. Со второй половины 2010 года наметился рост обращений за назначением пособия на детей и прирост семей. В 2011 году увеличилось обращение малообеспеченных семей с детьми за адресным социальным пособием.

Федеральное законодательство предусмотрело повышение размеров отдельных выплат, производимых за счёт средств федерального бюджета и фонда социального страхования, в январе и июле 2012 года.

Несмотря на государственную программу адаптации семьи к переходному состоянию общества семья сама методом проб и ошибок, ценой больших лишений "нащупывает" механизмы выживания. Исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья.

На уменьшение числа браков и, как следствие, снижение рождаемости оказывают непосредственное влияние такие факторы, как падение уровня жизни, трудности с обеспечением жильем, социальные потрясения.

Готовность к семейной жизни - важнейший показатель социальной зрелости и психического здоровья молодежи. Отсутствие этой готовности у человека - источник его личностной и общественной нестабильности. Предварить эту проблему необходимо еще на ступени раннего юношеского возраста, наиболее восприимчивого для формирования ценностных установок. В учебном заведении, наряду с решением других задач, важно осуществлять задачу социального обеспечения готовности учащихся к семейной жизни.

Становление готовности студентов к семейной жизни является одной из составляющих процесса взросления и личностного роста, условием стабилизации будущих супружеских отношений и общества в целом. Осмысливая основу становления готовности учащихся к семейной жизни, можно определить ее как формирование ценностного содержания представления о семье.

Работа по обеспечению актуализации ценностного содержания представлений о семейной жизни переводит семейные ценности в разряд актуальных, но их содержание останется привнесенным извне, навязанным, если не будут организовываться специальные ситуации, в которых произойдет интериоризация этих ценностей. Это дало делает необходимым организацию модельных ситуаций, предполагающих выбор учащимися стратегии поведения будущего семьянина на основе творческой интерпретации семейных ценностей.

В результате социологического опроса была исследована специфика отношения к браку и семье со стороны девушек и парней. Были опрошены 50 человек в возрасте 16-20 лет (25 человек мужского пола и 25 женского), студенты. [График 1.] 100% респондентов не состоят в браке.

График 1

Одной из тенденций современности является появление новых нетрадиционных видов брака и семьи, к чему молодёжь относиться весьма спокойно. Так 62% девушек и 47% парней положительно относятся к гражданскому браку. [График 2, 3.]

График 2

График 3

В отношении респондентов к видам брака не было особых различий между полами. Большинство (80%) считает приемлемым брак, основанный на любви, так как любовь и взаимопонимание - основные ценности семьи. Однако 5% считают приемлемым брак по договору, а 15% - по расчету, в которых определяющим является взаимная выгода партнеров, а не чувства. [График 4.]

График 4

Большинство девушек (84%) и юношей (72%) против того, что парни вступают в брак, чтобы "откосить" от армии, однако остальные 16% девушек и 28% юношей одобряют этот поступок, если нет других способов не ходить в армию. Эти результаты говорят о том, что большинство респондентов относятся к браку серьёзно, считают его важным поступком в своей жизни. [График 5, 6.]

График 5

График 6

75% опрошенных хотели бы в будущем вступить в брак, 20% пока не задумывались об этом. А 5% ответили на этот вопрос отрицательно, что можно объяснить, скорее всего, личными причинами, связанными с отношениями респондентов в своей семье, индивидуальной психологией человека или негативным отношением к данной социальной форме отношений. [График 7.]

График 7

Ранний брак 61% респондентов считает нормальным, но все считают, что он длится недолго. [График 8.]

График 8

Тем не менее, 85% опрошенных считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, всего лишь незначительная часть (4%) считают от 30 и старше и 11%, что в 18-20 лет. [График 9.]

График 9

Среди девушек техникума мнения по поводу вопроса "Обязательно ли брак должен основываться на любви?". Положительно на этот вопрос ответили 62%, а отрицательно соответственно 38% опрошенных. [График 10.] А среди юношей мнения разделились следующим образом: 96% учеников ответили положительно [График 11.]

График 10

График 11

Ответы на вопросы о семье также не были однозначными. 52% девушек и 78% парней считают, что главой семьи должен быть мужчина, остальные ответили, что совместно. Только 1% респондентов ответил, что главой семьи должна быть женщина [График 12.].

График 12

Среди причин расторжения брака только 7% девушек и 2% парней назвали материальные проблемы. Были также следующие варианты ответов: 15% считают причиной расторжения брака скуку, 32% - измену, а 36% - различие в характерах. Такой разброс в ответах респондентов можно объяснить тем, что в собственном браке они не состояли, а значит, исходили из опыта знакомых, родственников или друзей [График 13.].

График 13

Мнения по поводу вопроса "Кто должен приносить основной доход семьи?" разделились следующим образом: 44% человек мужского и 42% человек женского пола считают, что основной доход должен приносить мужчина, 48% парней и 52% девушек считают, что по обстоятельствам, остальные ответили, что в равной степени [График 14.]. Такое распределение ответов свидетельствует о том, что к XXI веку женщина наряду с избирательными политическими правами получила и серьёзные обязанности по материальному содержанию семьи.

График 14

Проведенный социологический опрос еще раз доказал изменение отношения современного общества к браку и семье. Среди респондентов значительное число положительно относится к гражданскому браку, а также другим нетрадиционным формам брака и семьи. Однако большинство опрошенных все-таки считают вступление в брак серьёзным поступком, об этом говорит также то, что практически все считают наиболее приемлемым брак по любви, а также что большинство девушек и юношей против того, что парни вступают в брак, чтобы "откосить" от армии.

Таким образом, современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Изменился возраст вступления в брак. Большинство опрошенных считают, что самый приемлемый возраст для этого 20-30 лет. В этом идет различие, так как раньше были популярны ранние браки (17-19 лет). Положительно ответивших на вопрос о том, хотели бы вы вообще вступать в брак, оказалось большинство, хотя были и отрицательные ответы. Это обусловлено личными причинами, связанными с отношениями респондентов в своей семье, индивидуальной психологией человека или негативным отношением к данной социальной форме отношений

Отсюда можно сделать вывод, что современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Эпоха сменяла эпоху, менялась культура, менялось мировоззрение и ценностные ориентиры. Вместе с ними изменялись и отношения между мужем и женой, положение женщины, отношение родителей к детям, а детей к родителям. Но, несмотря на все изменения, которые коснулись семью за последние десятилетия, существенно этот социальный институт не изменился и продолжает оставаться одним из самых важных для человека институтов общества.

Делись добром ;)