Семейное воспитание как один из факторов формирования толерантного поведения подростка

курсовая работа

1.2 Семья как институт социализации и среда воспитания толерантности

Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений, в том числе национальных и межнациональных, усваивает принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Этот процесс адаптации человека к условиям объективной действительности, или его социализация, осуществляется постепенно, последовательно, в соответствии с его психофизиологическим развитием и происходит на протяжении всей его жизни. Но особую роль в этом процессе занимают его детские и юношеские годы, когда социализация личности протекает наиболее активно. Этим обусловлена особая роль семьи в развитии общества.

Социализация как процесс приобщения человека к обществу начинается в семье. Именно в семье происходит становление человеческого индивида, формирование его социальной сущности, поскольку здесь ребенок непосредственно включается в систему социальных отношений, которые обусловливают формирование его как личности.

Семья - это мини-модель общества, в которой личность "отрабатывает" общественно важные (нравственные, коммуникативные и иные) качества. Как показывает многовековая история развития человечества, сформировать ребенка полноценным членом общества возможно только в условиях семьи, т. к. опыт коммуникации и процесс включения культурных социальных норм и ценностей во внутренний мир человека изначально закладывается и отрабатывается личностью в семейной практике.

С раннего детства через игры, традиционный уклад, быт старшие учат младших социальным отношениям в рамках данной культуры, первоначальным навыкам того или иного труда, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно. В этом отношении культура человечества (например, в виде народных традиций) выступает реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения ребенка. Всякое время, каждый этнос, культура этноса в определенный период времени по-своему влияют на формирование личности. Знание традиционной духовной культуры этносоциума и социума в целом способствует успешной адаптации человека в этнокультурной и поликультурной среде.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Вне семьи и вне общества человек не может существовать как полноценная личность. Поэтому укрепление семьи должно быть центральной задачей государства, нацеленной на процветание и духовное развитие, т. к. в целостности семьи заключен потенциал крепости и целостности общества, а достижение личностью самых возвышенных целей сопряжено с достижением личного счастья.

В современных гуманитарных, человековедческих науках нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями еще много веков назад (Платон, Аристотель, Кант, Гегель и др.). Не прекращаются поиски в этом отношении и сегодня. Наиболее часто о семье говорят, как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества.

В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая "среда обитания", особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. У семьи есть и такие признаки, как совместное проживание ее членов, общее домашнее хозяйство. Новейший Педагогический энциклопедический словарь трактует понятие семьи как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно семья выполняет специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). Нам импонирует также определение, данное в свое время известным исследователем А. Г. Харчевым: "Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной, ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения".

Заметим, что семья - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении ей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния семьи на ребенка, а об утрате монопольного влияния: семья начинает разделять свою воспитательную функцию с другими социальными институтами. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса.

Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития - одной из существенных детерминант развития личности ребенка общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является значительным фактором становления Я - концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.

Изучение развития личности ребенка в семейном контексте требует рассмотрения семьи как целостной системы межличностных взаимодействий, основанных на различного рода отношениях. Эта система, с одной стороны, является замкнутой, консервативной: она подчиняется внутрисемейным правилам поведения, функционирует сообразно собственной логике развития, имеет свои семейные тайны, передает образцы взаимоотношений и, как правило, модель семьи из поколения в поколение. С другой стороны, семья представляет собой открытую, динамичную систему: ее существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, частью которого она является. По каналам этих связей семья интериоризирует материальные и социокультурные схемы общества, но также и экстериоризирует свои собственные паттерны. В свою очередь для ребенка семья является одним из важнейших источников присваиваемого внешнего опята, а его индивидуальные способы усвоения семейных ценностей оказывают влияние на их формирование. Опосредующая роль семьи в отношениях ребенка ч с миром делает систему семейных отношений одним из основных источников формирования личности ребенка.

Одним из драматических моментов современного бытия, считают учёные, является ярко выраженная тенденция: семья, являясь ведущим фактором развития и социализации личности, в настоящее время находится в глубоком кризисе. Кризис общества не может не деформировать семью: ценностный вакуум, социальная апатия, нигилизм свидетельствуют о том, что саморазрушение общества неизбежно касается семьи.

О том, что семья в нашей стране является лишь декларируемой ценностью и не находит должной государственной поддержки, говорят многие реалии нашей жизни: усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей; развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, проявление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений; расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления; рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки; приобщение молодежи к наркотикам и токсическим веществам; распространение подростковой и юношеской проституции; увеличение количества случаев подросткового и юношеского суицида; падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье и т. д.

Современная семья оказалась дезориентированной относительно своей роли и возможностей воспитания в новых условиях. Вместо абстрактного противопоставления "благополучных" и "неблагополучных" семей в современной науке - социологии, криминологии и педагогике - выделяют семьи с различным воспитательным потенциалом.

Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом. Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся: факторы микросреды и те изменения, которые в ней происходят; структура семьи (нуклеарная или многоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная); материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.); личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ценностные ориентации и установки на воспитание и образование детей); психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность; помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализация подрастающего поколения.

Специфика Южного федерального округа требует рассмотрения вопросов формирования этнического самосознания у подрастающих поколений в процессе социализации. Проблема влияния этноса, этнической культуры на социализацию личности исследуется давно. Коренные изменения, произошедшие в последние годы: разгосударствление общества, выход новых социально-политических сил, переосмысление своей роли социальными и национальными структурами, получившими возможность для самосознания и самовыражения своих интересов - создают новую общественную и государственную ситуацию. В современных условиях гуманизации и демократизации общества сохранение национального облика каждым этносом весьма важно, чтобы подрастающее поколение освоило, усвоило и даже присвоило национальную культуру и на этой основе овладело мировой культурой. Следовательно, раскрытие сущности процесса адаптации, вхождение ребенка в этнос как специфическую общность людей и как следствие самоопределения личности относительно этнической культуры приобретает в наше время особую актуальность.

Астраханский регион полиэтничен по своему составу. На протяжении всей истории края возникали различные конфликтные ситуации, но в основном люди (и этносы) всегда находили способы мирного сосуществования, в чем заключается естественное стремление человека к самосохранению, к гармонии.

Каждое новое поколение ищет в прошлом ответы на свои вопросы. Возрождение и развитие самобытной культуры, национального воспитания является ценным начинанием и позволяет взять на вооружение все полезное из народного опыта. Немалую роль в создании ощущения причастности к истории играют семейные традиции. Относясь с уважением к национальным традициям своего народа и сохраняя чувство собственного достоинства, ребенок признает это право и за другими. Проявляется готовность пропагандировать достижения национальной культуры в сочетании с уважением к культуре других народов, а это важная сторона самосознания личности.

Не следует, однако, абсолютизировать роль семейных традиций в социализации ребенка. Когда представителям коренных национальностей внушается мысль о том, что традиции, обычаи, культура, язык этих народов самые лучшие, есть опасность формирования у них мыслей и чувств об исключительности их нации, превосходстве над другими нациями и культурами. Крайне важно найти формы использования народных традиций, которые бы снимали эгоцентризм, выступая условием приобщения к общечеловеческим ценностям и формирования культуры межнационального общения.

Мир, сотрудничество и дружба между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий, разной культуры начинаются в семье, снова приходят в семью, а оттуда - в общество. Исторический опыт свидетельствует о том, что семья есть источник и ведущий фактор развития таких отношений, которые характеризуют достижения цивилизации: совместное проживание представителей разных рас и народов, уважение к инаковерующим, взаимопомощь, объединение усилий для преодоления трудностей, недопустимость насилия, конфликтов, выработка толерантного сознания и поведения. Чтобы эти отношения становились устойчивыми, необходимо формирование их начинать в семье. Именно семья как первоначальная, исходная ячейка духовности призвана приобщать подрастающее поколение к умению жить в мире людей -- носителей различных религий и культур, мировоззрения и идеологии, т. е. в полиэтническом межкультурном обществе.

Семейный уклад, образ жизни семьи, характер жизнедеятельности всех ее членов определяет содержание взаимоотношений между взрослыми, между родителями и детьми. Через родителей, семью дети открывают для себя не только окружающий мир вещей, но и мир людей, отношения между ними. То, чем живет семья, становится жизненным ориентиром растущего ребенка. Вот почему содержание воспитания должно включать выработку у детей целостного толерантного отношения к жизни вообще и толерантной этнической устойчивости в частности, умения жить, самостоятельно действовать в современном полиэтническом мире.

Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что именно в семье происходит становление человеческого индивида, формирование его социальной сущности, поскольку здесь ребенок непосредственно включается в систему социальных отношений, которые обусловливают формирование его как личности.

Глава 2. Роль семейного воспитания в формировании толерантного поведения подростка

Делись добром ;)