Вклад российских ученых в развитие социологии труда

курсовая работа

2.2 Взгляды Гастева, Богданова, Ядова, Кравченко на современном этапе эволюции социологии труда

После 20-х годов 20 века начался современный этап эволюции социологии труда, который продолжается и сейчас. Для этого этапа характерна ориентация на разработку общетеоретических вопросов и на прикладную социологию, а также стремление адаптировать сложившийся в русской социологии и марксизме понятийный аппарат к новым общественным условиям и идеологическим стандартам. В то время " машина красного террора " работала безостановочно. Из страны высылались лучшие философы и социологи на знаменитом " философском пароходе ", учёные, не принявшие разрушительные социалистические идеи. Началось формирование учёных -ортодоксальных марксистов.

Одним из лидеров нового поколения стал А.К. Гастев (1882-1941), видный революционер, писатель, создавший в 1921 г. Центральный институт труда (ЦИТ),разработал концепцию трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места, методику рационального производственного обучения и теорию управленческих процессов. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов М.: Академический проект, 2000, с. 324Данная концепция получила название " технобиосоциальной "и охватила сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории и педагогики, а также содержала основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики и праксеологии.

Оригинальность Гастева -- в тесном соединении внедрения новых форм организации труда и системы обучения рабочих новым трудовым приемам. Главное, рассуждал Гастев, дать каждому рабочему не "застывшую норму" или стандарт, как это делал Тейлор, а психологическую и общебиологическую установку -- нацеленность на постоянное, каждодневное совершенствование и приемов, и организации труда. Вейл П. Искусство менеджмента М.: Ново-сти, 1993, С.196

Большую известность приобрели социологические идеи Александра Александровича Богданова (1873-1928), изложенные в работе " Тектология. Всеобщая организационная наука". Он рассматривал тектологию - " учение о строительном искусстве"-как теорию организации и дезорганизации, или науку об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем. Основная идея тектологии состоит в тождественности организации систем разных уровней - от микромира до биологических и социальных.

Богданову принадлежит заслуга в разработке личной тектологии, или науки об организации жизнедеятельности, в основе которой лежат сознание и самосознание. Он считал, что у каждого человека есть своя маленькая и несовершенная стихийно построенная тектология, которой он оперирует практически неосознанно. Эту тектологию он получает из социальной среды через общение с другими людьми, на основе которого он и формирует свой житейский опыт. Богданов считал, что многие правила, общие нормы и методы организации жизнедеятельности, ведущие к взаимопониманию и согласию, имеют всеобщее значение, а их познание, в частности, для руководителей, представляет огромную ценность.1 Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов М.: Академический проект, 2000, С. 277

В тридцатые годы в Советском Союзе социология была объявлена буржуазной лженаукой, враждебной марксизму. И в то же время в нацистской Германии она была запрещена как социалистическая наука, т.е. одновременно её не приняли как фашисты, так и коммунисты, что свидетельствует о непосредственной близости таких, казалось бы, разных идеологий.

Возрождение советской социологии началось в период "хрущёвской оттепели", после исторического 20 съезда КПСС(1956),когда произошло развенчание культа личности Сталина. В 1970 году был образован институт конкретных социологических исследований АН СССР, в 1974 году стал выпускаться журнал "Социологические исследования", издавались социологические ежегодники, сборники статей и монографии, проводились научные социологические конференции в разных регионах страны. В то же время возникли и расширились международные контакты с зарубежными социологами.

В 70-е годы "выездные" советские социологи участвовали в международных социологических конференциях, что, несомненно, способствовало повышению научного уровня отечественной социологии.

Классическими темами социологических исследований в сфере труда в 60-70 гг. были: миграция и текучесть кадров, отношение труду, выбор профессии и профориентация, условия труда и жизни различных социальных групп населения, и т.д.

В этот период были опубликованы крупные монографии по социологии труда А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, В.Г. Осипова, Г.А. Пруденского. Проблематику социального планирования разрабатывали М.А. Антонов, З.И. Файнбург, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов, Ю.Е. Волков, В.И. Герчиков и другие. Они занимались изучением вопросов совершенствования профессионально - квалифицированной структуры предприятия, улучшения условий труда и быта, стимулирования труда и развития социальной активности работников. Новикова С. С. История развития социологии в России http://www.vusnet.ru/biblio/archive/novikova_hirsc

Проблемы профориентации и профотбора были в центре внимания В.М. Шубкина, М.К. Титма, В.Г. Подмаркова, Н.Н. Назимова, а управленческим трудом занимались А.А. Свенцицкий, Б.Д. Парыгин, В.М. Шепель, Д.П. Кайдалов, Ю.С. Колесников и др.

Заметным достижением советской социологии труда является книга ленинградских социологов "Человек и его работа". В методологическом и методическом значении это работа, несмотря на некоторые недостатки, представляет собой пример отечественного классического социологического исследования в сфере труда.

Основные задачи социолога состояли в том, чтобы:

- выяснить на материале эмпирических данных реальную картину отношения к труду рабочей молодёжи;

- изучить тенденции изменения отношения к труду;

- определить наиболее существенные объективные и субъективные факторы, способствующие превращению труда в первую жизненную потребность рабочего, и факторы препятствующие этому; на этой основе выяснить возможные последствия технического процесса с точки зрения его влияния на изучаемый процесс;

- сформулировать практические рекомендации с учётом современного уровня материально - технической базы промышленного производства и социальных условий трудовой деятельности для того, чтобы более полно использовать реальные возможности формирования отношения к труду как к первой жизненной потребности.

В этом исследовании под руководством В.Я. Ядова было обследовано 2,5 тыс. молодых рабочих в возрасте до 30 лет, занятых различным по характеру и содержанию трудом; неквалифицированных, малоквалифицированных, высококвалифицированных специальностей. Ядов В.А. Социология в России, 1998 http://www.vusnet.ru/biblio/archive/jadov%5Fsociologija/09.aspx

В работе было зафиксировано, что не условия в первую очередь определяют общественную сущность отношения рабочего к своему труду - содержание труда, творческие возможности работы ведущими специфическими факторами, которые определяют отношение рабочего к труду преимущественно или как к потребности личности, или как к средству существования. Содержание труда детерминирует объективные показатели работы, прежде всего степень удовлетворённости размером заработной платы.

В процессе исследования выяснилось, что размер заработка и материальная заинтересованность в более широком смысле выступают как фактор вторичного порядка, подчинённый функциональному содержанию труда. При этом материальное стимулирование работника повышает производительность и качество труда независимо от содержания трудовой деятельности, однако только при условии высокого содержания самого труда оно является эффективным средством формирования отношения к труду как к потребности личности, но при низком содержании труда материальное стимулирование скорее тормозит этот процесс, чем способствует его развитию.

Принцип материальной заинтересованности в результатах труда, наиболее полно отвечающий условиям социалистического производства, сам по себе повышает результативность труда. Но в зависимости от содержания труда он либо содействует, либо, напротив, препятствует формированию отношения к труду как к потребности личности. Было отмечено, что в группах с творческим содержанием труда относительно высокая заработная плата рабочих есть то необходимое условие, которое открывает простор для свободного развития содержательного интереса к труду, совершенствования личности рабочего в процессе труда. В группах с низким (нетворческим) содержанием труда и большой физической нагрузкой относительно высокая заработная плата выступает как форма компенсации за непривлекательную или малопривлекательную по своему содержанию работу. В этих условиях материальное стимулирование рабочего не действует, а сдерживает формирование содержательного интереса к труду и способствует к закреплению отношения к нему как к средству существования, к средству удовлетворения потребностей личности лежащих за пределами трудовой деятельности.

В то же время результаты проводимых социологических опросов фиксировали приоритетность творческих мотивов в структуре мотивации работников, а данные социальной статистики отражали совершенно противоположенную социальную мобильность, или трудовые перемещения, людей с высоким уровнем образования (инженеров) на рабочие места, не требующие соответствующего уровня образования, с более высокой оплатой труда (водители такси, грузчики и т.д.).

Исследования показали, что рабочие с большим жизненным и производственным опытом более удовлетворены имеющейся работой и специальностью, чем молодые и сравнительно менее опытные. Молодые люди предъявляют более жёсткие требования к своей работе и стремятся реализовать эти требования на практике. От этого доля молодёжи среди меняющих место работы намного выше, чем доля рабочих старшего возраста.

Было выявлено противоречие между уровнем запросов рабочих и уровнем возможностей к их удовлетворению в содержании труда на рабочем месте.

Весомый вклад в развитие современной зарубежной и отечественной социологии труда внёс известный российский социолог Ф.И. Кравченко, посвятивший ей следующие работы: "Социология труда в 20 веке: Историко - критический очерк" (1987); "История зарубежной социологии труда. Общие принципы" (1991); "Трудовые организации: структура, функции, поведение" (1991).

В одной из своих последних работ - "Прикладная социология и менеджмент" (1995) - А.И. Кравченко даёт глубокий анализ достижений прикладной социологии, ориентированной на менеджмент, подробно рассматривая вопросы управления персоналом, гуманизации и рационализации труда, а также проблему внедрения новых форм организации труда.

Исключительно важное значение в развитии социологии труда имеет работа новосибирских социологов Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной "Методологические проблемы систематического изучения деревни" (1977), основные достоинства которой заключались в системном подходе к изучению такого сложного социального объекта как советская деревня, излагалась теоретическая концепция деревни и её подсистем, давалась характеристика системообразующих связей деревни: трудовых ресурсов, занятости сельского населения и его образа жизни. Заметным явлением стало их совместная публикация "Социология экономической жизни" (1991), где даётся определение предмета экономической социологии как междисциплинарной науки, исследующей закономерности экономической жизни (экономические отношения, экономические процессы) с помощью системы категорий, выработанных социологией. Там же рассматриваются малоизученные проблемы экономической культуры как регулятора функционирования и развития экономики общества в целом.

Дальнейшее развитие идеи влияния культурных факторов на экономику получили в блестящей работе Р.В. Рывкиной "Экономическая социология переходной России. Люди и реформы" (1998), в которой отражено, что экономическая культура общества включает в себя традиции, привычки и сложившиеся нормы поведения, которые реализуются в сфере экономики и связаны с экономической деятельностью людей.

Экономическая культура тесно связана с правом, нравственностью и религией, и от традиций в правовой сфере и морального облика разных наций и народов зависит, "какие именно экономические действия позволяют, а какие не позволяют себе люди".

Делись добром ;)