Система работы Центра занятости населения г. Ачинска

отчет по практике

2. Программы активной политики занятости для населения г. Ачинска

Рынок труда - система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства и механизм ее самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующей на основе информации, поступающей в виде изменения цены труда (зарплата).

19 апреля 1991 года принят Закон «О занятости населения в Российской Федерации». С этой даты свою работу начинает осуществлять Центр занятости населения города Ачинска. В настоящее время учреждение стало квалифицированной и технологической структурой, снижающей напряженность в городе.

Основными направлениями в работе Центра занятости являются - трудоустройство, профессиональная ориентация, профессиональное обучение и социальная поддержка безработных граждан.

Большое внимание уделяется работе с людьми, особо нуждающимися в социальной защите: подростками, молодежью, лицами, имеющими ограничения в трудоустройстве, освобожденными из мест исполнения наказания, военнослужащими, уволенными в запас.

При работе с военнослужащими особое внимание уделяется оказанию психологической и психокоррекционной помощи.

Население города Ачинска в Центре занятости может получить:

- информацию о свободных рабочих местах на предприятиях края;

- профессиональную ориентацию: консультации, профотбор, психологическую поддержку;

- помощь в переселении в сельскую местность для трудоустройства;

- обучение новой профессии, переподготовка, повышение квалификации;

- помощь в организации собственного дела: тестирование, тренинги, семинары, обучение.

В 4 квартале 2008 года на рынке труда Красноярского края наметились следующие негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:

- рост численности сокращенных из организаций работников. Значительно увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое увольнение работников;

- активное введение режимов неполной занятости в организациях. По состоянию на 31 декабря 2008 года 20 организаций края заявили о переводе работников на режим неполного рабочего времени или о предоставлении вынужденных отпусков в связи с простоем.

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения за октябрь-декабрь 2008 года увеличилась на 32,4% (на 8,9 тыс. человек - с 27,2 до 36,1 тыс. человек) и по итогам 2008 г. численность безработных составила 750 чел., а на 01.02.2009 уже 1005чел. (см. Приложение 1)

По прогнозам, в 2009 году ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. По предварительной оценке, численность занятых в организациях края может сократиться на 33,2 тыс. человек, в том числе в лесном комплексе (на 11,9 тыс. человек), машиностроении (на 6,7 тыс. человек), строительстве (7,1 тыс. человек), транспорте (4,5 тыс. человек), металлургическом комплексе (2,7 тыс. человек).

Численность незанятых граждан, обратившихся в 2009 году в органы государственной службы занятости в поиске работы, может увеличиться до 155 тыс. человек (на 30% по сравнению с 2008 годом), в их числе высвобожденные работники составят не менее 23,0 тыс. человек.

Сокращение численности работающих в организациях края повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, «сужение» вариантов занятости, особенно в территориях с моноэкономической структурой производства, районах крайнего севера и в сельской местности. Проблема усугубляется изолированностью локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности населенных пунктов.

Реализация ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Красноярского края на 2009-2011 годы», утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 29.08.2008 № 113-р, позволит в 2009 году:

§ трудоустроить при содействии службы занятости 90,0 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости - не менее 38 тыс. человек;

§ направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда (не менее 10,3 тыс. человек);

§ оформить на досрочную пенсию порядка 1,6 тысячи безработных граждан.

В целом, государственные услуги в сфере содействия занятости получат более 300,0 тысяч жителей Красноярского края.

Указанных мер не достаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда. По предварительным прогнозам, численность зарегистрированных безработных граждан к концу 2009 года может увеличиться до 67 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы - до 4,3% от численности экономически активного населения.

Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по следующим направлениям:

§ повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности)), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность;

§ стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства в трудоизбыточных территориях, необходимо создание временных рабочих мест для незанятых граждан;

§ развитие территориальной трудовой мобильности населения края. Перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории края будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала края до периода устранения негативных экономических тенденций. В 2009 году кадровая потребность стратегических инвестиционных проектов Красноярского края составляет 3,5 тыс. человек, кадровая потребность инвестиционных проектов, реализуемых на уровне муниципальных образований, - 6,1 тыс. человек. В рамках реализации инвестиционных проектов существует острая потребность предприятий в квалифицированных рабочих кадрах, таких как аппаратчики и машинисты горнодобывающих и горно-обогатительных установок, станочники, наладчики, слесари-ремонтники, каменщики, монтажники, отделочники на строительных работах, формовщики, сварщики, вальцовщики, водители, машинист подвижного оборудования, машинисты, бульдозеров, машинисты экскаваторов, слесари-ремонтники, электромонтеры, а также специалисты инженерно-технического состава.

Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Красноярского края, ответственным за реализацию мероприятий Программы, является агентство труда и занятости населения Красноярского края.

Финансовое обеспечение мероприятий Программы, направленных на снижение напряженности на рынке труда, осуществляется в пределах выделенных субсидий из федерального бюджета, перечисленных на счет краевого бюджета, открытый уполномоченному органу в управлении федерального казначейства в установленном порядке, а также за счет бюджетных ассигнований бюджета края.

В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, в условиях экономического кризиса, в Красноярском крае 19 января 2009 года была принята Программа дополнительных мер мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в регионе.

Целью Программы является принятие мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в регионе.

Задачи Программы:

1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения. Предполагается организация опережающего обучения в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников), включая женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х лет.

2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Предусмотрены мероприятия: по организации общественных работ в организациях края и на социально-значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, и незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных территориях. Приоритетными направлениями общественных работ являются благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения.

3. Развитие территориальной трудовой мобильности населения края. Предусмотрены мероприятия по оказанию адресной поддержки ищущим работу гражданам, переезжающим в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.

Основные мероприятия Программы:

1. Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).

2. Организация общественных работ в организациях края и на социально-значимых объектах для работников, находящихся под риском увольнения, а также для незанятых граждан, проживающих в трудоизбыточных территориях.

3. Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

4. Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.

Целевым показателем Программы является сдерживание зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения края) на уровне не выше 3,1% к концу 2009 года.

Показатели результативности Программы:

§ прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) - не менее 5,0 тысяч работников организаций, находящихся под риском увольнения;

§ создание не менее 21,0 тысяч временных рабочих мест в рамках организации общественных работ для трудоустройства 40,6 тысячи работников, находящихся под риском увольнения, и 9,5 тысячи незанятых граждан;

§ создание не менее 1600 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса;

§ оказание адресной финансовой поддержки не менее 2120 жителям края, переехавшим в другую местность для работы постоянного или временного характера.

Государственная политика в области содействия занятости предусматривает создание специальных условий и мер в целях оказания содействия в трудоустройстве безработным гражданам и незанятому населению. В комплекс мер, обеспечивающих занятость граждан, реализуемых службой занятости населения, входят мероприятия по реализации программ активной политики занятости, направленные на активизацию личности на рынке труда, создание условий, дополнительных гарантий и возможностей для обеспечения эффективной занятости безработных граждан и граждан, ищущих работу.

Делись добром ;)