logo
Система работы Центра занятости населения г. Ачинска

3. Механизмы реализации мероприятий программы

Производственная практика проходилась в отделе профессионального обучения и профессиональной ориентации населения. В 2009 году отдел участвует в одном из направлений Программы - опережающее обучение работников в случае угрозы массового увольнения.

Смысл опережающего обучения в следующем: например, на предприятии отпала необходимость в профессии и виде работ, которые осуществлял определенный работник. Но работодатель не желает увольнять этого работника, зная, что он человек ответственный, легко обучаемый и сможет принести пользу организации и на другом рабочем месте. В этом случае Центр занятости заключает договор с предприятием о направлении такого работника на обучение другой профессии.

Для проведения квалифицированного обучения безработных новым профессиям центр занятости заключает договоры со многими учебными заведениями города.

Реализация мероприятия «Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения» осуществляется на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работодателем, гражданином, находящимся под риском увольнения, и образовательным учреждением. Обучение проводится на базе образовательных учреждений по итогам конкурсного отбора, а также на учебной базе организаций, как проводящих увольнение, так и принимающих увольняемых работников (включая стажировку на рабочих местах).

Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как на своем предприятии (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся специальности), так и на других предприятиях по месту проживания или с переездом в другую местность.

Участниками программы могут быть занятые граждане, находящиеся под риском увольнения. Формы обучения: профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации. Продолжительность обучения работников устанавливается профессиональными образовательными программами и не превышает 6 месяцев. Опережающее профессиональное обучение работников осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения; оно может быть курсовым (групповым) или индивидуальным. Обучение может проводиться по месту жительства и в другой местности. Обучение работников может проводиться на учебно-производственной базе учебных заведений, предприятий, а также на рабочих (учебных) местах самих организаций в порядке индивидуальной профессиональной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (преподавательские услуги физических лиц). Для организации обучения между центром занятости населения и работодателем, планирующим опережающее обучение своих работников, заключается договор.

Обучение для работников бесплатное - все расходы, связанные с обучением, оплачивает учебному заведению Центр занятости населения.

Для участия в опережающем профессиональном обучении работников работодателю, работники которого находятся под риском увольнения, необходимо представить в Центр занятости населения необходимые документы. По результатам рассмотрения документов Центр занятости населения принимает решение о заключении договора с организацией на опережающее профессиональное обучение работников, в том числе на рабочих (учебных) местах работодателей в порядке индивидуальной профессиональной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Центр занятости населения вправе отказать работодателям в заключении договора на опережающее профессиональное обучение работников в случаях:

- отсутствия документов, гарантирующих трудоустройство каждого из работников по окончании обучения;

- отсутствия средств федерального и краевого бюджетов на эти цели.

Финансирование программных мероприятий за счет краевого бюджета осуществляется на основании порядка, утвержденного Правительством края.

Во время практики были получены знания о составлении и заключении Государственных контрактов на оказание образовательных услуг по опережающему обучению работников. Также, в процессе производственной практики были получены практические навыки по составлению актов сдачи-приемки оказанных образовательных услуг (см. Приложение 2). Ознакомление с составлением спецификаций к контрактам (см. Приложение 3).

Кроме, участия в Программе отдел профессионального обучения и профессиональной ориентации, занимается работой по профессиональному ориентированию граждан, оказывая психологическую поддержку тем, кто стоит на учете в Центре занятости и испытывает затруднения в трудоустройстве в настоящее время. Чтобы помочь населению в профессиональной ориентации, проводятся компьютерные тестирования, для выявления профессиональных способностей человека. После тестирования, сотрудники отдела дают рекомендацию, в какой сфере трудовой деятельности человек может себя реализовать.

В период нахождения в отделе получены практические навыки по работе с гражданами, обратившимися в Центр занятости. Практические навыки заключались в том, чтобы помочь гражданам заполнить заявления - анкеты, выдать направления на стажировку. Также производилась работа с образовательными учреждениями города по заключению контрактов на профессиональное обучение и переобучение безработных граждан.

Вторым направлением Программы является «Организация общественных работ». Среди программ активной политики занятости программа организации общественных работ занимает одно из ведущих мест. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, стоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

Продолжающаяся трансформация российской экономической системы затрагивает все стороны жизни общества. В числе наиболее серьезных проблем по-прежнему остается обеспечение занятости населения. В этих условиях необходима адекватная система мер по повышению уровня защиты населения от вынужденной незанятости. Важнейшее место среди них занимают региональные системы управления занятостью и программы активной политики занятости.

Общественные работы - важная программа активной политики занятости. Развитие и совершенствование организации общественных работ определенным образом оказывают влияние на социально-экономическое развитие.

Реализация программы общественных работ позволяет обеспечить:

- потребность территорий и организаций в выполнении работ, носящих временной или сезонный характер;

- сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих перерыв в работе;

- приобретение профессиональных знаний, умений, навыков;

- повышение информированности населения о возможности трудоустройства, услугах службы занятости, перспективах развития рынка труда;

- баланс спроса и предложения рабочей силы, ориентированной на потребности регионального рынка труда. Общественные работы организуются на основании договоров, заключенных между Центром занятости населения и работодателем. Реализация мероприятия «Организация общественных работ в организациях края и на социально-значимых объектах» осуществляется:

- в форме сохранения рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работником и работодателем по постоянному месту работы;

- в форме создания временных рабочих мест для занятых граждан, находящихся под риском увольнения, - на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения), работником и работодателем, создающим временные рабочие места либо органом местного самоуправления;

- в форме создания временных рабочих мест для незанятых граждан, обратившимся за содействием в трудоустройстве в службу занятости (включая граждан, официально зарегистрированных в качестве безработного), проживающих в трудоизбыточных территориях.

Приоритетными направлениями общественных работ являются: благоустройство и озеленение населенных пунктов, ремонт жилья и социальных объектов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения, технические работы по оформлению документов, распространение печатной продукции, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон.

Для участия в организации общественных работ работодателю, работники которого находятся под риском увольнения, необходимо представить в центр занятости населения копию приказа, надлежащим образом заверенную, об установлении неполного рабочего времени, о временной приостановке работ, о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, о мероприятиях по высвобождению работников.

Центр занятости населения вправе отказать работодателю, создающему временные рабочие места для общественных работ, в заключении договора на организацию общественных работ в случаях:

- наличия просроченной задолженности в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

- отсутствия средств федерального и краевого бюджетов на эти цели.

Возмещение работодателю расходов на организацию общественных работ производится на основании счетов-фактур, копий накладных, подтверждающих стоимость инвентаря и хозяйственных материалов, актов выполненных работ, копий приказов об организации общественных работ, списков участников и расчетных ведомостей по оплате труда.

Средства на реализацию мероприятий Программы выделяются на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края, включая перечень организаций, численность участников мероприятий, объемы и виды общественных работ. Распределение средств по городским округам и муниципальным районам края утверждается Правительством Красноярского края.

В период прохождения практики по направлению Программы «Организация общественных работ» были получены навыки комплектования личных дел граждан участвующих в реализации этого направления, и передача дел на хранение в архив Центра занятости. Также производилось взаимодействие с предприятиями города, работа с работодателями, заключение договоров.

Третье направление Программы - содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Направление разработано для граждан, признанных безработными в установленном законом порядке, стоящих на учете в Центре занятости.

Реализация мероприятия «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» осуществляется на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (центром занятости населения) и безработным гражданином. Субсидии безработным гражданам из средств федерального бюджета выделяются при условии положительной оценки независимой экспертизы бизнес-плана.

При условии положительного заключения экспертизы бизнес-плана между Центром занятости населения и безработным гражданином заключается договор на предоставление субсидии на организацию предпринимательской деятельности.

Субсидия предоставляется в сумме годового размера причитающегося данному безработному гражданину пособия по безработице в соответствии с представленным бизнес-планом.

Субсидия будет оказываться в первую очередь на приоритетные виды экономической деятельности (бытовые услуги, общественное питание, транспортные услуги) и при создании дополнительных рабочих мест.

Участниками программы могут быть граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке безработными, достигшие 18-ти лет, и желающие организовать предпринимательскую деятельность. Участники проходят консультацию на предмет открытия собственного дела. После этого, если у участника есть интересная бизнес-идея, он пишет по ней план, который проходит экспертизу.

В рамках программы они могут получить информацию о возможности организовать собственное дело, консультации специалистов, пройти тестирование на выявление способностей к ведению предпринимательской деятельности, обучение по курсу «Основы предпринимательства», им может быть оказана помощь в составлении бизнес-плана и предоставлена субсидия на организацию предпринимательской деятельности.

В случае если экспертиза признает бизнес план эффективным, экономически выгодным, гражданин регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Финансовая поддержка безработным гражданам осуществляется в виде субсидий и грантов на организацию предпринимательской деятельности.

Финансирование программных мероприятий за счет краевого бюджета осуществляется в форме грантов на конкурсной основе безработным гражданам на организацию предпринимательской деятельности в размере до 100 тыс. рублей. Порядок проведения конкурса и условия предоставления финансовой поддержки определяются Постановлением Правительства Красноярского края.

По этому направлению были получены знания по содержанию и составлению бизнес-плана.

И последним, направлением Программы является адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера.

Существует всероссийский банк вакансий. Центр занятости связывается с предприятиями, подающими заявки о своих потребностях в рабочей силе. Учитывая пожелания работодателя, подбирается конкретный работник, который проходит собеседование с представителем работодателя. После чего предприятие дает Центру занятости гарантийное письмо о том, что оно принимает данного работника к себе на работу. С человеком, прошедшим отбор, заключается договор, на основании которого путем авансирования оплачивается его переезд к новому месту работы, суточные и наем жилья.

Реализация мероприятия «Адресная поддержка ищущих работу граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера» осуществляется на основании договоров, заключенных между краевым государственным учреждением службы занятости (Центром занятости населения), ищущим работу гражданином, обратившимся за содействием в трудоустройстве в службу занятости, и работодателем.

Получателями адресной поддержки при переезде в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера могут быть граждане, постоянно проживающие на территории Красноярского края на момент обращения в Центр занятости населения за содействием в трудоустройстве, имеющие необходимую профессию (специальность) и квалификацию для трудоустройства на вакансии, заявленные в органы службы занятости работодателями. В приоритетном порядке адресная поддержка оказывается работникам, находящимся под риском увольнения, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Финансирование данного мероприятия осуществляется за счет предоставленной краевому бюджету субсидии из федерального бюджета. Адресная поддержка осуществляется на основании:

- заявления гражданина, претендующего на адресную поддержку;

- приглашения от работодателя, с указанием предполагаемой даты приема, периода трудоустройства, условий проживания;

- договора, заключенного между центром занятости населения, гражданином, зарегистрированным в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и работодателем.

По окончанию срока работ получатель адресной поддержки в установленные договором сроки предоставляет в Центр занятости населения авансовый отчет (проездные документы, счета за проживание). Возврат средств, не использованных получателем адресной поддержки, осуществляется в установленном договором порядке.

По последнему направлению Программы - производилась работа по заключению договоров между Центром занятости и гражданами зарегистрированными на учете в службе занятости.