Влияние детско-родительских отношений на социально-психологическое благополучие ребенка

курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития российского общества носит кризисный характер, отличающийся резкой нестабильностью, деструктивными изменениями во всех сферах жизни и наличием противоречий, проявляющихся на всех уровнях жизни, и сопровождается распадом привычных форм взаимодействия людей, включая взаимоотношения взрослых и детей.

Резкие изменения в обществе, произошедшие за последнее десятилетие, привели к трансформации социальной ситуации, росту эмоциональной напряженности и повышению риска социальной и психологической дезадаптации населения, что не могло не сказаться негативно на положении семьи, а именно детско-родительских отношений. Наблюдается рост родительской безответственности, увеличение количества родителей, не справляющихся со своими семейными обязанностями. В связи с этим, необходимо осуществлять поиск форм и технологий психологического сопровождения личностного развития родителей через повышение психологической компетентности и совершенствование их воспитательного потенциала.

Будучи членом семьи, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию у детей различных психологических проблем и комплексов.

В работах А.Я. Варги, В.И. Гарбузова, Г.В. Козловской, В.И. Костицкой, И.М. Марковской, В.М. Миниярова, В.В. Столина исследуются типы и стили отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения, указывается, какой стиль семейного воспитания способствует возникновению той или иной аномалии развития детско-родительских отношений, рассматриваются другие проблемы детско-родительских отношений.

Таким образом, актуальность проблемы и имеющиеся противоречия определили цель исследования: - теоретическое и эмпирическое изучение влияния детско-родительских отношений на социально-психологическое благополучие ребенка.

Объект исследования - семья, предмет исследования - монотипия в практике социальной работы с семьей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

- рассмотреть семью как объект социальной работы;

- изучить технологии социальной работы с семьей;

- рассмотреть детско-родительские отношения в практике социальной работы;

- применить опыт социальной работы с семьей;

- исследовать опыт социальной работы с семьей в различных регионах.

Методы исследования:

- теоретические: анализ социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- эмпирические: интервьюирование, анкетирование. В качестве основных были использованы следующие психодиагностические методики: тест Варга-Столина «Родительское отношение к детям», анкета для определения отношения подростков к родителям.

В качестве опытно-экспериментальной базы выступила МОУ СОШ №22 г. Балаково Саратовской области, респондентами выступили учащиеся 10 «Б» класса в количестве 26 человек и их родители (26 человек).

Гипотеза исследования: общая удовлетворенность во взаимоотношениях ребенка с родителем положительно влияет на общий уровень активности во взаимоотношениях, инициативность, готовность противостоять стрессовым воздействиям. Оптимальные детско-родительские отношения напрямую влияют на социально-психологическое благополучие ребенка.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что систематизированы подходы к проблеме детско-родительских отношений, выделены психологические особенности детей старшего школьного возраста, рассмотрены основные психолого-педагогические формы работы в условиях общеобразовательного учреждения по гармонизации детско-родительских отношений. Исследовано влияние арт-терапии и в частности метода монотипии на процесс оптимизации детско-родительских отношений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы проведенного исследования и разработанная программа могут быть использованы для практического применения в работе педагога-психолога общеобразовательной школы с целью оказания психолого-педагогической помощи семьям по оптимизации детско-родительских отношений.

Делись добром ;)