Влияние домашних животных на социализацию младших школьников: мнения родителей

курсовая работа

1. Причины появления домашних животных в семье

Домашние животные в настоящее время присутствуют почти в каждой семье. Некоторые считают их чем-то само собой разумеющимся, некоторые сразу могут назвать причину их появления и рассказать о многих других аспектах, тесно связанных с этим вопросом.

При подготовке к проведению исследования и выработке критериев, наличие домашнего животного абсолютно не являлось обязательным условием для отбора респондентов. Соответственно, до обработки результатов анкетирования нам было совершенно неизвестно, каков будет процент наличия домашних животных у выбранных нами респондентов. Поэтому совершенно случайным образом получилось так, что у большинства респондентов имеется хотя бы одно домашнее животное.

Таким образом, у 63% людей, принимавших участие в исследовании, есть хотя бы одно домашнее животное, когда у других 37% - нет.

После проработки такого факта, как наличие домашнего животного и построения ряда двухмерных распределений, выяснилось, что этот фактор не влияет на мнение людей касательно отношения к домашним животным. Из всего этого следует, что не подтвердилась гипотеза о том, что присутствие животных в доме влияет на частоту и активность конфликтов в семейном кругу. Также оказалось, что отношение к домашним животным не зависит к тому же и от пола респондента. Стоит отметить, что в соотношении полов респондентов преобладает женский пол, который по традиции обычно более лоялен к домашним животным.

В целом же отношение к домашним животным у большинства респондентов положительное, как и предполагалось. Этого следовало ожидать по причине моральных устоев в обществе по поводу положительного отношения к домашним животным, а так же запрету о жестоком обращении с животными в целом. К тому же, любой индивид чаще сталкивается с адекватными домашними животными, чем с агрессивными. Ведь прошлый опыт оказывает большое влияние на восприятие тех или иных ситуаций, событий, субъектов и так далее.

Изучив таблицу одномерного распределения по отношению родителей младших школьников к домашним животным, можно сказать о том, что от общего количества опрошенных 85% респондентов относятся к домашним животным положительно и всего 4% - отрицательно.

Таблица 1 - Отношение к домашним животным родителей детей младшего школьного возраста.

Отношение к домашним животным

%

положительное

58

скорее положительное

27

нейтральное

11

скорее отрицательное

2

отрицательное

2

Всего:

100

В процессе обработки результатов опроса и поиска зависимых друг от друга критериев было обнаружено, что отношение к домашним животным зависит от количества детей в семье каждого респондента. Так выяснилось, что лучше всего родитель относится к домашним животным, когда в семье только один ребёнок. Если в семье присутствует 2 ребёнка, то исключительно положительный показатель отношения к домашним животным падает до 59% в сравнении с 66% в первом случае.

Таблица 2 - Влияние количества детей в семье на отношение родителей детей младшего школьного возраста к домашним животным.

Отношение к домашним животным

Количество детей в семье

один

два

больше двух

положительно

66

59

0

скорее положительно

21

32

33

нейтрально

10

9

34

скорее отрицательно

3

0

0

отрицательно

0

0

33

ИТОГО:

100

100

100

Если охарактеризовать всю таблицу целиком, то можно сказать, что позицию «отрицательно» выбрали только 33% от количества тех респондентов, у кого имеется больше двух детей в семье. Однако позиции этих людей распределились практически равномерно. Нельзя говорить о каком-то конкретном сдвиге в определённую сторону. Респонденты с другим количеством детей почти не выбирали этот вариант ответа (всего 3%).

При обработке результатов отношение к домашним животным сравнивалось с уровнем образования людей, принимавших участие в исследовании. Оказалось, что лучше всего к домашним животным относятся те, кто имеет уровень образования 9 классов, среднее профессиональное и высшее. При этом только среди тех, кто имеет начальное профессиональное образование, указали, что относятся к домашним животным категорически отрицательно (50%). Так же только среди людей с полным средним образованием (11 классов) есть те, кто отметил, что относится к домашним животным скорее отрицательно. Позицию «нейтрально» выбрали 75% из тех, у кого незаконченное высшее образование и 11% людей с высшим образованием.

Таблица 3 - Отношение родителей младших школьников к домашним животным в зависимости от уровня образования

Отношение к домашним животным

Образование

Неполное среднее

(9 кл)

полное среднее (11кл)

начальное профессиональное (пту, пу)

среднее профессиональное (техникум, колледж)

незаконченное высшее

высшее

положительно

50

57

50

64

25

64

скорее положительно

50

29

0

36

0

25

нейтрально

0

0

0

0

75

11

скорее отрицательно

0

14

0

0

0

0

отрицательно

0

0

50

0

0

0

ИТОГО:

100

100

100

100

100

100

В итоге можно сказать, что родители детей младшего школьного возраста, учащихся в МАОУ «СОШ №10» г.Ревда, относятся к домашним животным положительно, реже - нейтрально. Очень мала доля тех, кто имеет негативную позицию по этому поводу. На отношение родителей к домашним животным влияют только независимые факторы: количество детей, образование, пол. Не оправдались ожидания о том, что наличие домашнего животного будет влиять на отношение к нему.

В целом 63% респондентов, у которых есть домашнее животное, имеют в основном кошку, на втором месте по численности - собака. Вопрос имел полузакрытый характер, поэтому родители могли выбрать несколько вариантов ответов и, к тому же, написать свой собственный. Поэтому в результате сумма всех значений получилась больше 100%.

Если проводить подобное исследование в более широком масштабе, то результат может получится совершенно другой. Так, например, Шмерлина И.А. в своём исследовании отношения россиян к собакам выяснила, что собак любит гораздо больше людей, чем кошек. В своей симпатии к собакам признались 70% респондентов, и лишь 8% сказали, что не любят этих животных. Нейтрально, равнодушно относятся к собакам 20% опрошенных Шмерлина И.А. О любви к собакам и не только // Социальная реальность. 2008. №1. С. 41.. Именно собака служит эмоциональным утешением, опорой для человека. Особенно люди любят больших собак. Явная или неявная антропоморфизация животного - одна из причин, по которой многие любят больших собак. Антропоморфизм -- (от греч. anthropos человек и morphe вид, форма) представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Так же Шмерлина говорит о том, что социализация ребенка полностью зависит от расположенности родителей к животным. Дети учатся у своих родителей, копируют их.

Широко распространена уверенность, что животные обеспечивают особую форму общения для детей, это наиболее часто упоминаемая причина приобретения животных для детей во многих источниках. В данном исследовании вопрос по поводу выявления причин появления питомцев являлся полузакрытым, что позволило более углублённо понять, как объясняют люди наличие в своей семье домашнего животного.

Таблица 4 - Причины, по которым в семье респондента появилось/могло бы появиться домашнее животное

Причины

%

домашнее животное разряжает обстановку в семье

46

одиночество ребёнка

28

животное - воспитатель для ребёнка

26

желание родителей завести животное

22

желание ребёнка быть похожим на сверстников, у которых есть домашнее животное

20

животное - защитник семьи

17

комфорт в доме

11

жалость к брошенным животным

7

любовь к определенному виду животных

6

нет причин

2

любовь к животным

2

Всего:

187

46% ответов пришлось на вариант «домашнее животное разряжает обстановку в семье». Из этого следует, что благодаря наличию домашнего животного в доме изменяется атмосфера: она становится более благоприятной и спокойной, возможно, жизнерадостной.

28% считают, что одной из причин появления питомца в доме может быть/стало одиночество ребёнка. Это говорит нам о том, что ребёнок в семье нуждается в общении, и родители надеются, что домашнее животное может помочь ребёнку. Принятие этого факта родителем является важным шагом на пути к принятию влияния домашнего животного на социализацию ребёнка.

Необычным является то, что в этом перечне причин «любовь к животным» и «жалость к брошенным животным» находятся внизу списка, хотя, по общим стереотипам, именно это причины являются основными в принятии решения о заведении домашнего животного. В данном случае низкий процент таких ответов - это всего лишь следствие того, что респонденты, возможно, посчитали, что другие ответы (такие как «комфорт в доме», «желание родителей завести животное» и т.п.) включают в себя аспект любви к животным.

При разборе причин, по которым в семье появилось или могло появиться домашнее животное, выяснилось, что эти на эти причины влияет количество детей, которых имеет респондент.

Таблица 5 - Причины, по которым в семье появилось/могло бы появиться домашнее животное, в зависимости от количества детей в семье респондента

Причины, по которым в семье появилось/могло бы появиться домашнее животное

Количество детей в семье

один

два

больше двух

одиночество ребёнка

19

10

17

животное - защитник семьи

9

9

0

желание ребёнка быть похожим на сверстников, у которых есть домашнее животное

6

17

17

животное - воспитатель для ребёнка

11

19

0

домашнее животное разряжает обстановку в семье

26

21

33

комфорт в доме

2

12

0

желание родителей завести животное

13

12

0

жалость к брошенным животным

8

0

0

нет причин

0

0

16

любовь к определенному виду животных

4

0

17

любовь к животным

2

0

0

ИТОГО:

100

100

100

Например, респонденты с одним и двумя детьми завели/могут завести домашнее животное в доме для того, чтобы разрядить обстановку в семье, снять напряжение. Родители, имеющие одного ребёнка, так же отмечают в основном такие причины, как одиночество ребёнка (что является актуальной проблемой у многих детей), желание самих родителей завести домашнее животное независимо от ребёнка и к тому же «животное - воспитатель для ребёнка». Респонденты, имеющие двух детей, отмечают в качестве причин следующее (кроме уже упомянутой «животное разряжает обстановку в семье»): воспитание ребёнка, желание ребёнка быть похожим на своих сверстников, комфорт в доме и желание родителей завести домашнее животное. В многодетных семьях безусловно лидирует то, что домашнее животное разряжает обстановку в семье; равные показатели у таких вариантов ответов как: одиночество ребёнка, желание ребёнка быть похожим на сверстников, любовь к определенному виду животных. Часть респондентов, имеющих больше двух детей, даже указала такой вариант как «нет причин». В результате можно сделать вывод о том, что главными причинами, выделенными всеми респондентами, являются одиночество ребёнка, напряжённая обстановка в семье и желание ребёнка быть похожим на сверстников, имеющих домашнее животное. Эти причины подтверждают, что соответствующие наличию этих причин гипотезы имеют право на существование.

При оценке полезности общения ребёнка и домашнего животного 89% родителей высказались в положительном ключе, что конечно, является следствием позитивного отношения и любви к домашним животным.

Таблица 6 - Оценка родителями младших школьников полезности времяпрепровождения ребёнка и домашнего животного вместе

Оценка полезности

%

да

54

скорее да, чем нет

35

скорее нет, чем да

4

нет

0

затруднились ответить

7

Всего:

100

Это суждение имеет место быть, так как взаимосвязь признаков в приведено ниже таблице является статистически значимой. Это значит, что те, кто имеет хотя бы одно домашнее животное, считают, что его присутствие рядом с ребёнком полезно, и наоборот при отсутствии питомца в доме. Это является явным подтверждением гипотезы, которая содержит в себе предположение о том, что совместное времяпрепровождение ребёнка и домашнего животного помогают младшему школьнику с пользой провести своё свободное время. Значимо также то, что затруднились ответить среди респондентов только те, у кого нет в наличии домашнего животного. С помощью этого факта можно предположить, что человек, не имеющий хотя бы одного питомца, может быть не в состоянии оценить полезность последнего по отношению к ребёнку.

Таблица 7 - Оценка полезности родителями времяпрепровождения ребёнка и домашнего животного вместе в зависимости от наличия домашнего животного в семье.

Оценка полезности времяпрепровождения ребёнка и домашнего животного вместе

Наличие домашнего животного

есть

Нет

да

68

30

скорее да, чем нет

29

45

скорее нет, чем да

3

5

нет

0

0

затруднились ответить

0

20

ИТОГО:

100

100

Помимо такого критерия как наличие домашнего животного оценка полезности общения домашнего животного и ребёнка младшего школьного возраста может зависеть от уровня образования респондента.

Изучив данные в этой таблице можно сказать о том, что самую высокую оценку полезности дают люди с неполным средним, средним профессиональным и высшим образованием. Чаще всех затруднялись ответить на данный вопрос респонденты, имеющие начальное профессиональное и незаконченное высшее образование. Больше всех времяпрепровождение ребёнка и домашнего животного считают полезным люди, окончившие 9 классов и имеющие среднее профессиональное образование.

Таблица 8 - Влияние образования родителей на оценку полезности времяпрепровождения ребёнка и домашнего животного вместе.

Оценка полезности времяпрепровождения ребёнка и домашнего животного вместе

Образование

Неп. сред.

(9 кл)

полн. сред. (11кл)

начальное проф.

(пту, пу)

Средн. проф. (техникум, колледж)

незаконченное высшее

высшее

да

50

29

0

73

25

61

скорее да, чем нет

50

43

50

27

25

36

скорее нет, чем да

0

29

0

0

0

0

нет

0

0

0

0

0

0

затруднились ответить

0

0

50

0

50

4

ИТОГО:

100

100

100

100

100

100

Родители, принимающие участие в исследовании, отвечали, ко всему прочему, и на открытый вопрос, связанный с ассоциациями, возникающими у них в связи со словосочетанием «домашнее животное». Большинство респондентов ассоциируют питомца как члена семьи (30%), объекта ответственности(22%) и друга(15%). Это подтверждает гипотезу о том, что наличие домашнего животного предполагает чувство ответственности за другого. Так же большой процент упоминаний у таких слов как уют, тепло, забота и внимание. Глядя на приведённую ниже таблицу линейного распределения, можно сказать о том, что домашнее животное вызывает у респондентов прежде всего положительные ассоциации. Из отрицательных имеются только «шерсть», «микробы» и «грязь». Только 6% родителей затруднились ответить на данный вопрос.

Таблица 9 - Ассоциации, возникающие у родителей младших школьников, в связи со словосочетанием «домашнее животное».

Ассоциации

%

член семьи

30

ответственность

22

друг

15

уют

15

тепло

13

забота

11

внимание

11

спокойствие

9

любимец

9

радость

9

дом

7

добро

7

игры

7

преданность

6

беспорядок

6

шерсть

4

грязь

4

собака

4

ласка

4

позитив

2

микробы

2

кошка

2

кролик

2

корм

2

затруднились ответить

6

Всего:

207

В целом можно сказать, что 84% ассоциаций являются положительными. Это объясняет позитивное отношение к домашним животным у большинства респондентов, о котором говорилось выше.

Такое отношение объясняет то, что больше половины родителей считает присутствие домашнего животного в доме неотъемлемой частью человеческого образа жизни. Также среди родителей популярно мнение, что животные приносят особую пользу и удовольствие детям, и это может объяснить, почему животные наиболее распространены в семьях с детьми.

Таким образом, мы видим подтверждение гипотезы о необходимости домашнего животного в жизни человека на уровне исследуемой совокупности. После такого результата вполне ожидаемым стал большой процент тех родителей, кто считает, что времяпрепровождение ребёнка и домашнего животного является полезным для младшего школьника. 89% респондентов оказались согласны с данным суждением, а затруднились ответить всего 7%.

Таблица 10 - Согласие с тем, что домашнее животное оказывает влияние на ребёнка младшего школьного возраста

Наличие согласия

%

согласны

87

не согласны

2

затруднились ответить

11

Всего:

100

Совокупность всех ранее сделанных выводов объясняет результаты ответов родителей на один из самых важных вопросов исследования: оказывает ли домашнее животное влияние на ребёнка младшего школьного возраста? Родители считают общество домашнего животного полезным не только на уровне общения с ребёнком, но и на уровне семьи, что было выявлено при изучении причин, по которым питомец появляется в семье.

К тому же само по себе домашнее животное вызывает у большинства позитивные ассоциации вследствие положительного отношения к животным, несмотря на некоторые различия в этих вопросах при распределении ответов респондентов по количеству детей, имеющихся в семье, полу и возрасту.

Делись добром ;)