Влияние домашних животных на социализацию младших школьников: мнения родителей
1. Причины появления домашних животных в семье
Домашние животные в настоящее время присутствуют почти в каждой семье. Некоторые считают их чем-то само собой разумеющимся, некоторые сразу могут назвать причину их появления и рассказать о многих других аспектах, тесно связанных с этим вопросом.
При подготовке к проведению исследования и выработке критериев, наличие домашнего животного абсолютно не являлось обязательным условием для отбора респондентов. Соответственно, до обработки результатов анкетирования нам было совершенно неизвестно, каков будет процент наличия домашних животных у выбранных нами респондентов. Поэтому совершенно случайным образом получилось так, что у большинства респондентов имеется хотя бы одно домашнее животное.
Таким образом, у 63% людей, принимавших участие в исследовании, есть хотя бы одно домашнее животное, когда у других 37% - нет.
После проработки такого факта, как наличие домашнего животного и построения ряда двухмерных распределений, выяснилось, что этот фактор не влияет на мнение людей касательно отношения к домашним животным. Из всего этого следует, что не подтвердилась гипотеза о том, что присутствие животных в доме влияет на частоту и активность конфликтов в семейном кругу. Также оказалось, что отношение к домашним животным не зависит к тому же и от пола респондента. Стоит отметить, что в соотношении полов респондентов преобладает женский пол, который по традиции обычно более лоялен к домашним животным.
В целом же отношение к домашним животным у большинства респондентов положительное, как и предполагалось. Этого следовало ожидать по причине моральных устоев в обществе по поводу положительного отношения к домашним животным, а так же запрету о жестоком обращении с животными в целом. К тому же, любой индивид чаще сталкивается с адекватными домашними животными, чем с агрессивными. Ведь прошлый опыт оказывает большое влияние на восприятие тех или иных ситуаций, событий, субъектов и так далее.
Изучив таблицу одномерного распределения по отношению родителей младших школьников к домашним животным, можно сказать о том, что от общего количества опрошенных 85% респондентов относятся к домашним животным положительно и всего 4% - отрицательно.
Таблица 1 - Отношение к домашним животным родителей детей младшего школьного возраста.
Отношение к домашним животным |
% |
|
положительное |
58 |
|
скорее положительное |
27 |
|
нейтральное |
11 |
|
скорее отрицательное |
2 |
|
отрицательное |
2 |
|
Всего: |
100 |
В процессе обработки результатов опроса и поиска зависимых друг от друга критериев было обнаружено, что отношение к домашним животным зависит от количества детей в семье каждого респондента. Так выяснилось, что лучше всего родитель относится к домашним животным, когда в семье только один ребёнок. Если в семье присутствует 2 ребёнка, то исключительно положительный показатель отношения к домашним животным падает до 59% в сравнении с 66% в первом случае.
Таблица 2 - Влияние количества детей в семье на отношение родителей детей младшего школьного возраста к домашним животным.
Отношение к домашним животным |
Количество детей в семье |
|||
один |
два |
больше двух |
||
положительно |
66 |
59 |
0 |
|
скорее положительно |
21 |
32 |
33 |
|
нейтрально |
10 |
9 |
34 |
|
скорее отрицательно |
3 |
0 |
0 |
|
отрицательно |
0 |
0 |
33 |
|
ИТОГО: |
100 |
100 |
100 |
Если охарактеризовать всю таблицу целиком, то можно сказать, что позицию «отрицательно» выбрали только 33% от количества тех респондентов, у кого имеется больше двух детей в семье. Однако позиции этих людей распределились практически равномерно. Нельзя говорить о каком-то конкретном сдвиге в определённую сторону. Респонденты с другим количеством детей почти не выбирали этот вариант ответа (всего 3%).
При обработке результатов отношение к домашним животным сравнивалось с уровнем образования людей, принимавших участие в исследовании. Оказалось, что лучше всего к домашним животным относятся те, кто имеет уровень образования 9 классов, среднее профессиональное и высшее. При этом только среди тех, кто имеет начальное профессиональное образование, указали, что относятся к домашним животным категорически отрицательно (50%). Так же только среди людей с полным средним образованием (11 классов) есть те, кто отметил, что относится к домашним животным скорее отрицательно. Позицию «нейтрально» выбрали 75% из тех, у кого незаконченное высшее образование и 11% людей с высшим образованием.
Таблица 3 - Отношение родителей младших школьников к домашним животным в зависимости от уровня образования
Отношение к домашним животным |
Образование |
||||||
Неполное среднее (9 кл) |
полное среднее (11кл) |
начальное профессиональное (пту, пу) |
среднее профессиональное (техникум, колледж) |
незаконченное высшее |
высшее |
||
положительно |
50 |
57 |
50 |
64 |
25 |
64 |
|
скорее положительно |
50 |
29 |
0 |
36 |
0 |
25 |
|
нейтрально |
0 |
0 |
0 |
0 |
75 |
11 |
|
скорее отрицательно |
0 |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
отрицательно |
0 |
0 |
50 |
0 |
0 |
0 |
|
ИТОГО: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
В итоге можно сказать, что родители детей младшего школьного возраста, учащихся в МАОУ «СОШ №10» г.Ревда, относятся к домашним животным положительно, реже - нейтрально. Очень мала доля тех, кто имеет негативную позицию по этому поводу. На отношение родителей к домашним животным влияют только независимые факторы: количество детей, образование, пол. Не оправдались ожидания о том, что наличие домашнего животного будет влиять на отношение к нему.
В целом 63% респондентов, у которых есть домашнее животное, имеют в основном кошку, на втором месте по численности - собака. Вопрос имел полузакрытый характер, поэтому родители могли выбрать несколько вариантов ответов и, к тому же, написать свой собственный. Поэтому в результате сумма всех значений получилась больше 100%.
Если проводить подобное исследование в более широком масштабе, то результат может получится совершенно другой. Так, например, Шмерлина И.А. в своём исследовании отношения россиян к собакам выяснила, что собак любит гораздо больше людей, чем кошек. В своей симпатии к собакам признались 70% респондентов, и лишь 8% сказали, что не любят этих животных. Нейтрально, равнодушно относятся к собакам 20% опрошенных Шмерлина И.А. О любви к собакам и не только // Социальная реальность. 2008. №1. С. 41.. Именно собака служит эмоциональным утешением, опорой для человека. Особенно люди любят больших собак. Явная или неявная антропоморфизация животного - одна из причин, по которой многие любят больших собак. Антропоморфизм -- (от греч. anthropos человек и morphe вид, форма) представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Так же Шмерлина говорит о том, что социализация ребенка полностью зависит от расположенности родителей к животным. Дети учатся у своих родителей, копируют их.
Широко распространена уверенность, что животные обеспечивают особую форму общения для детей, это наиболее часто упоминаемая причина приобретения животных для детей во многих источниках. В данном исследовании вопрос по поводу выявления причин появления питомцев являлся полузакрытым, что позволило более углублённо понять, как объясняют люди наличие в своей семье домашнего животного.
Таблица 4 - Причины, по которым в семье респондента появилось/могло бы появиться домашнее животное
Причины |
% |
|
домашнее животное разряжает обстановку в семье |
46 |
|
одиночество ребёнка |
28 |
|
животное - воспитатель для ребёнка |
26 |
|
желание родителей завести животное |
22 |
|
желание ребёнка быть похожим на сверстников, у которых есть домашнее животное |
20 |
|
животное - защитник семьи |
17 |
|
комфорт в доме |
11 |
|
жалость к брошенным животным |
7 |
|
любовь к определенному виду животных |
6 |
|
нет причин |
2 |
|
любовь к животным |
2 |
|
Всего: |
187 |
46% ответов пришлось на вариант «домашнее животное разряжает обстановку в семье». Из этого следует, что благодаря наличию домашнего животного в доме изменяется атмосфера: она становится более благоприятной и спокойной, возможно, жизнерадостной.
28% считают, что одной из причин появления питомца в доме может быть/стало одиночество ребёнка. Это говорит нам о том, что ребёнок в семье нуждается в общении, и родители надеются, что домашнее животное может помочь ребёнку. Принятие этого факта родителем является важным шагом на пути к принятию влияния домашнего животного на социализацию ребёнка.
Необычным является то, что в этом перечне причин «любовь к животным» и «жалость к брошенным животным» находятся внизу списка, хотя, по общим стереотипам, именно это причины являются основными в принятии решения о заведении домашнего животного. В данном случае низкий процент таких ответов - это всего лишь следствие того, что респонденты, возможно, посчитали, что другие ответы (такие как «комфорт в доме», «желание родителей завести животное» и т.п.) включают в себя аспект любви к животным.
При разборе причин, по которым в семье появилось или могло появиться домашнее животное, выяснилось, что эти на эти причины влияет количество детей, которых имеет респондент.
Таблица 5 - Причины, по которым в семье появилось/могло бы появиться домашнее животное, в зависимости от количества детей в семье респондента
Причины, по которым в семье появилось/могло бы появиться домашнее животное |
Количество детей в семье |
|||
один |
два |
больше двух |
||
одиночество ребёнка |
19 |
10 |
17 |
|
животное - защитник семьи |
9 |
9 |
0 |
|
желание ребёнка быть похожим на сверстников, у которых есть домашнее животное |
6 |
17 |
17 |
|
животное - воспитатель для ребёнка |
11 |
19 |
0 |
|
домашнее животное разряжает обстановку в семье |
26 |
21 |
33 |
|
комфорт в доме |
2 |
12 |
0 |
|
желание родителей завести животное |
13 |
12 |
0 |
|
жалость к брошенным животным |
8 |
0 |
0 |
|
нет причин |
0 |
0 |
16 |
|
любовь к определенному виду животных |
4 |
0 |
17 |
|
любовь к животным |
2 |
0 |
0 |
|
ИТОГО: |
100 |
100 |
100 |
Например, респонденты с одним и двумя детьми завели/могут завести домашнее животное в доме для того, чтобы разрядить обстановку в семье, снять напряжение. Родители, имеющие одного ребёнка, так же отмечают в основном такие причины, как одиночество ребёнка (что является актуальной проблемой у многих детей), желание самих родителей завести домашнее животное независимо от ребёнка и к тому же «животное - воспитатель для ребёнка». Респонденты, имеющие двух детей, отмечают в качестве причин следующее (кроме уже упомянутой «животное разряжает обстановку в семье»): воспитание ребёнка, желание ребёнка быть похожим на своих сверстников, комфорт в доме и желание родителей завести домашнее животное. В многодетных семьях безусловно лидирует то, что домашнее животное разряжает обстановку в семье; равные показатели у таких вариантов ответов как: одиночество ребёнка, желание ребёнка быть похожим на сверстников, любовь к определенному виду животных. Часть респондентов, имеющих больше двух детей, даже указала такой вариант как «нет причин». В результате можно сделать вывод о том, что главными причинами, выделенными всеми респондентами, являются одиночество ребёнка, напряжённая обстановка в семье и желание ребёнка быть похожим на сверстников, имеющих домашнее животное. Эти причины подтверждают, что соответствующие наличию этих причин гипотезы имеют право на существование.
При оценке полезности общения ребёнка и домашнего животного 89% родителей высказались в положительном ключе, что конечно, является следствием позитивного отношения и любви к домашним животным.
Таблица 6 - Оценка родителями младших школьников полезности времяпрепровождения ребёнка и домашнего животного вместе
Оценка полезности |
% |
|
да |
54 |
|
скорее да, чем нет |
35 |
|
скорее нет, чем да |
4 |
|
нет |
0 |
|
затруднились ответить |
7 |
|
Всего: |
100 |
Это суждение имеет место быть, так как взаимосвязь признаков в приведено ниже таблице является статистически значимой. Это значит, что те, кто имеет хотя бы одно домашнее животное, считают, что его присутствие рядом с ребёнком полезно, и наоборот при отсутствии питомца в доме. Это является явным подтверждением гипотезы, которая содержит в себе предположение о том, что совместное времяпрепровождение ребёнка и домашнего животного помогают младшему школьнику с пользой провести своё свободное время. Значимо также то, что затруднились ответить среди респондентов только те, у кого нет в наличии домашнего животного. С помощью этого факта можно предположить, что человек, не имеющий хотя бы одного питомца, может быть не в состоянии оценить полезность последнего по отношению к ребёнку.
Таблица 7 - Оценка полезности родителями времяпрепровождения ребёнка и домашнего животного вместе в зависимости от наличия домашнего животного в семье.
Оценка полезности времяпрепровождения ребёнка и домашнего животного вместе |
Наличие домашнего животного |
||
есть |
Нет |
||
да |
68 |
30 |
|
скорее да, чем нет |
29 |
45 |
|
скорее нет, чем да |
3 |
5 |
|
нет |
0 |
0 |
|
затруднились ответить |
0 |
20 |
|
ИТОГО: |
100 |
100 |
Помимо такого критерия как наличие домашнего животного оценка полезности общения домашнего животного и ребёнка младшего школьного возраста может зависеть от уровня образования респондента.
Изучив данные в этой таблице можно сказать о том, что самую высокую оценку полезности дают люди с неполным средним, средним профессиональным и высшим образованием. Чаще всех затруднялись ответить на данный вопрос респонденты, имеющие начальное профессиональное и незаконченное высшее образование. Больше всех времяпрепровождение ребёнка и домашнего животного считают полезным люди, окончившие 9 классов и имеющие среднее профессиональное образование.
Таблица 8 - Влияние образования родителей на оценку полезности времяпрепровождения ребёнка и домашнего животного вместе.
Оценка полезности времяпрепровождения ребёнка и домашнего животного вместе |
Образование |
||||||
Неп. сред. (9 кл) |
полн. сред. (11кл) |
начальное проф. (пту, пу) |
Средн. проф. (техникум, колледж) |
незаконченное высшее |
высшее |
||
да |
50 |
29 |
0 |
73 |
25 |
61 |
|
скорее да, чем нет |
50 |
43 |
50 |
27 |
25 |
36 |
|
скорее нет, чем да |
0 |
29 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
нет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
затруднились ответить |
0 |
0 |
50 |
0 |
50 |
4 |
|
ИТОГО: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Родители, принимающие участие в исследовании, отвечали, ко всему прочему, и на открытый вопрос, связанный с ассоциациями, возникающими у них в связи со словосочетанием «домашнее животное». Большинство респондентов ассоциируют питомца как члена семьи (30%), объекта ответственности(22%) и друга(15%). Это подтверждает гипотезу о том, что наличие домашнего животного предполагает чувство ответственности за другого. Так же большой процент упоминаний у таких слов как уют, тепло, забота и внимание. Глядя на приведённую ниже таблицу линейного распределения, можно сказать о том, что домашнее животное вызывает у респондентов прежде всего положительные ассоциации. Из отрицательных имеются только «шерсть», «микробы» и «грязь». Только 6% родителей затруднились ответить на данный вопрос.
Таблица 9 - Ассоциации, возникающие у родителей младших школьников, в связи со словосочетанием «домашнее животное».
Ассоциации |
% |
|
член семьи |
30 |
|
ответственность |
22 |
|
друг |
15 |
|
уют |
15 |
|
тепло |
13 |
|
забота |
11 |
|
внимание |
11 |
|
спокойствие |
9 |
|
любимец |
9 |
|
радость |
9 |
|
дом |
7 |
|
добро |
7 |
|
игры |
7 |
|
преданность |
6 |
|
беспорядок |
6 |
|
шерсть |
4 |
|
грязь |
4 |
|
собака |
4 |
|
ласка |
4 |
|
позитив |
2 |
|
микробы |
2 |
|
кошка |
2 |
|
кролик |
2 |
|
корм |
2 |
|
затруднились ответить |
6 |
|
Всего: |
207 |
В целом можно сказать, что 84% ассоциаций являются положительными. Это объясняет позитивное отношение к домашним животным у большинства респондентов, о котором говорилось выше.
Такое отношение объясняет то, что больше половины родителей считает присутствие домашнего животного в доме неотъемлемой частью человеческого образа жизни. Также среди родителей популярно мнение, что животные приносят особую пользу и удовольствие детям, и это может объяснить, почему животные наиболее распространены в семьях с детьми.
Таким образом, мы видим подтверждение гипотезы о необходимости домашнего животного в жизни человека на уровне исследуемой совокупности. После такого результата вполне ожидаемым стал большой процент тех родителей, кто считает, что времяпрепровождение ребёнка и домашнего животного является полезным для младшего школьника. 89% респондентов оказались согласны с данным суждением, а затруднились ответить всего 7%.
Таблица 10 - Согласие с тем, что домашнее животное оказывает влияние на ребёнка младшего школьного возраста
Наличие согласия |
% |
|
согласны |
87 |
|
не согласны |
2 |
|
затруднились ответить |
11 |
|
Всего: |
100 |
Совокупность всех ранее сделанных выводов объясняет результаты ответов родителей на один из самых важных вопросов исследования: оказывает ли домашнее животное влияние на ребёнка младшего школьного возраста? Родители считают общество домашнего животного полезным не только на уровне общения с ребёнком, но и на уровне семьи, что было выявлено при изучении причин, по которым питомец появляется в семье.
К тому же само по себе домашнее животное вызывает у большинства позитивные ассоциации вследствие положительного отношения к животным, несмотря на некоторые различия в этих вопросах при распределении ответов респондентов по количеству детей, имеющихся в семье, полу и возрасту.