Влияние домашних животных на социализацию младших школьников: мнения родителей

курсовая работа

3. Особенности влияния домашних животных на различные качества детей и взаимоотношения в семье

Для изучения данной темы нами были просмотрены многие работы социологов и психологов о социализации детей. Практически везде было отмечено, что в процессе социализации на всех её этапах происходит становление многих качеств ребёнка. Ведь цель социализации - это личностные качества, которые должен приобрести ребёнок, и социальное поведение, которое он должен усвоить. Социализация детей выделяется из всех особо, ведь именно в детстве этот процесс начинает своё становление, а уже потом непрерывно продолжается на протяжении всей жизни. Ребёнок живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение Исследование особенностей социализации младших школьников. Электронный ресурс: [Режим доступа:] http://bibliofond.ru/view.aspx?id=521497#1.

В рамках выбранной темы исследования было необходимо изучить мнение родителей о влиянии домашних животных на отдельные качества детей младшего школьного возраста.

При анализе ответов на вопросы анкеты была составлена приведенная ниже диаграмма мнений родителей о наличии этого влияния. Все положительные и отрицательные ответы были объединены в одно значение «да» и «нет» соответственно для улучшения наглядности.

При первом же взгляде на диаграмму можно сказать о том, что родители уверены в том, что домашнее животное может влиять на большинство из приведенных качеств, формирующихся у ребёнка. Исключение составляет, что явилось неожиданностью, справедливость. Здесь проявился небольшой перевес мнений в негативную сторону. Близки в процентном соотношении обе позиции родителей касательно вопроса об опрятности. Это можно объяснить логически: наличие животного в доме редко приводит к чистоте и слежением ребёнка за ней. Однако в этом случае многое зависит от воспитания детей младшего школьного возраста и поведения их родителей.

В положительных оценках респондентов лидируют 4 качества: доброжелательность, жизнерадостность, дружелюбность и преданность. Количество выбранных положительных ответов в данных вопросах превысили отметку в 80%, чего не наблюдается в других случаях.

В результате можно сказать, что подтвердились все гипотезы, связанные с наличием влияния домашних животных на формирование определенных качеств ребёнка в процессе его социализации. Единственное исключение касается вопроса о справедливости.

Для того чтобы более тщательно рассмотреть данную проблему, был выполнен поиск статистически значимых взаимосвязей мнений родителей о влиянии этих качеств на социализацию младших школьников и других изучаемых признаков. Оказалось, что немалую роль в этих оценках играет образование респондентов.

Например, самый большой показатель наличия влияния на жизнерадостность ребёнка отметили те, кто имеет высшее образование. Примечательно, что в этой категории респондентов нет ни одного, кто отрицал бы это влияние. Мнения родителей, имеющих неполное среднее, начальное профессиональное и незаконченно высшее разделились примерно поровну. В этих случаях невозможно сказать о наличии какой-либо выраженной особенности.

Таблица 23 - Мнение родителей о влиянии домашнего животного на жизнерадостность ребёнка в зависимости от образования.

Мнение родителей о влиянии домашнего животного на такое качество ребёнка как жизнерадостность

Образование

Неп. сред.

(9 кл)

полн. сред. (11кл)

начальное проф.

(пту, пу)

среднее проф.

(техникум, колледж)

незаконченное высшее

высшее

да

50

43

0

36

50

54

скорее да, чем нет

0

29

50

36

0

43

скорее нет, чем да

50

29

50

0

50

0

нет

0

0

0

0

0

0

затруднились ответить

0

0

0

27

0

4

ИТОГО:

100

100

100

100

100

100

* Коэффициент Крамера [0..1]: 0,423, Вероятность ошибки: 0,02

Люди, имеющие только полное среднее образование, склонны считать, что домашние животные всё же влияют на жизнерадостность ребёнка младшего школьного возраста. В целом их положительные ответы составляют 72%, всего 29% тех, кто выбрал вариант «скорее нет, чем да». Сложнее всех на этот вопрос оказалось ответить тем, кто закончил техникум или колледж, то есть имеет среднее профессиональное образование. Из всех респондентов затруднялись ответить только родители с высшим и средним профессиональным образованием.

При рассмотрении влияния образования на мнение о влиянии на открытость стало возможно просмотреть несколько другие особенности. Абсолютно уверены в наличии такого влияния респонденты с неполным средним образованием (100%). После них с большим отставанием 39% родителей младших школьников, имеющие высшее образование, также абсолютно согласны с тем, что это влияние возможно. В целом же положительный ответ на данный вопрос в большинстве дали респонденты с полным средним, средним профессиональным и высшим образованиями. Кроме того, в этом вопросе увеличилось количество затруднившихся ответить. Наиболее высокий процент таких респондентов у тех, кто имеет высшее образование. Кроме них такие варианты ответов выбирали родители с полным средним и средним профессиональным образованием.

Таблица 24 - Мнение родителей о влиянии домашнего животного на открытость ребёнка в зависимости от уровня образования

Мнение родителей о влиянии домашнего животного на такое качество ребёнка как открытость

Образование

Неп. средн.

(9 кл)

Полн. средн. (11кл)

начальное проф.

(пту, пу)

среднее профессиональное (техникум, колледж)

незаконченное высшее

высшее

да

100

14

0

18

0

39

скорее да, чем нет

0

43

0

36

50

29

скорее нет, чем да

0

29

50

18

0

11

нет

0

0

50

9

50

0

затруднились ответить

0

14

0

18

0

21

ИТОГО:

100

100

100

100

100

100

* Коэффициент Крамера [0..1]: 0,387, Вероятность ошибки: 0,05

Следующая статистически значимая зависимость мнения родителей от образовании связаны с таким качеством ребёнка младшего школьного возраста, как преданность.

Здесь, как и в приведенной выше таблице, абсолютно уверены во влиянии домашнего животного на формирование преданности у ребёнка люди с неполным средним образованием. Проявилась схожесть вариантов ответов при анализе преданности и жизнерадостности. Равное количество отрицательных и положительных ответов дали люди, имеющие начальное профессиональное образование. Большой процент тех, кто согласен с наличием влияния на преданность составили люди с полным средним, средним профессиональным, незаконченным высшим и высшим образованиями. Стоит отметить, что отрицали наличие влияния только респонденты из тех категорий, кто имеет начальное профессиональное и высшее образование, а затруднялись ответить только респонденты с полным средним и средним профессиональным. Ярких особенностей при анализе таблицы не наблюдается.

Таблица 25 - Мнение родителей о влиянии домашнего животного на такое качество ребёнка как преданность в зависимости от уровня образования.

Мнение родителей о влиянии домашнего животного на такое качество ребёнка как преданность

Образование

Неп. средн.

(9 кл)

полное среднее (11кл)

начальное профессиональное (пту, пу)

среднее профессиональное (техникум, колледж)

незаконченное высшее

высшее

да

100

43

50

64

25

46

скорее да, чем нет

0

43

0

18

75

50

скорее нет, чем да

0

0

50

0

0

4

нет

0

0

0

0

0

0

затруднились ответить

0

14

0

18

0

0

ИТОГО:

100

100

100

100

100

100

* Коэффициент Крамера [0..1]: 0,396, Вероятность ошибки: 0,05

Таблица 26 - Мнение родителей о влиянии домашнего животного на организованность в зависимости от возраста.

Мнение родителей о влиянии домашнего животного на такое качество ребёнка как организованность

Возраст

20-24

25-29

30-34

35-39

40-49

45-49

50-54

55 и старше

да

0

20

7

38

17

50

100

0

скорее да, чем нет

50

20

71

31

33

17

0

0

скорее нет, чем да

0

0

7

19

0

17

0

50

нет

50

60

0

6

17

17

0

0

затруднились ответить

0

0

14

6

33

0

0

50

ИТОГО:

100

100

100

100

100

100

100

100

* Коэффициент Крамера [0..1]: 0,441, Вероятность ошибки: 0,05

При поиске статистически значимых взаимосвязей оказалось, что возраст влияет лишь на мнение родителей о влиянии домашнего животного на формирование такого качества младшего школьника как организованность. Больше всех отрицание этого влияния проявилось у людей в возрасте 20-29 лет. Люди, возраст которых укладывается в рамки 50-54, все без исключения подтвердили наличие влияния домашнего животного на организованность. Здесь стоит заметить, что количество людей такого возраста, как и тех, кто старше 55 лет, очень мало в исследуемой совокупности. В целом социологическое большинство в пользу наличия влияния наблюдается в 4 возрастных группах респондентов из 8: 30-34, 35-39, 45-49, 50-54. Ни одного положительного ответа не ответили родители, чей возраст старше 55 лет. Половина из них затруднилась ответить на данный вопрос, а другая ответила отрицательно.

Проработав все получившиеся результаты, можно сказать, что образование влияет на мнение родителей всего лишь в 4 случаях из 11. Таким образом, мы можем заключить, что в целом для данной совокупности респондентов влияние образования незначительно. Влияние же возраста более заметно, однако при анализе влияния только на одно приведённое качество. Основным результатом является то, что родители детей младшего школьного возраста считают, что домашнее животное влияет на формирование определенных качеств ребёнка младшего школьного возраста, учащегося в МКОУ «СОШ №10», г. Ревда, в процессе его социализации.

Делись добром ;)