logo
Совершенствование молодежной политики в Минусинском районе Красноярского края

3. Государственные проекты - их внедрение и контроль результатов (на примере проекта «Гражданин России»)

Проект «Гражданин России» предусмотрен для реализации приоритетного направления, включающего совершенствование государственной политики в сфере духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи, защиты их нравственности.

Основной целью проекта "Гражданин России" является развитие системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи. К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся популяризация и пропаганда духовно-нравственных ценностей в молодежной среде; совершенствование системы гражданского воспитания в молодежной среде на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей с учетом современных условий и потребностей российского общества; совершенствование системы патриотического воспитания.

Основными видами работы по реализации указанного направления являются:

- разработка и реализация программ и проектов, направленных на приобщение молодежи к отечественной культуре, историческому наследию народов России, формирование прочных духовных и нравственных начал личности, а также межличностных отношений

- развитие системы гражданского и патриотического воспитания молодых людей (пропаганда государственных символов России, защита прав и свобод молодых граждан, формирование культуры мира) [1].

Сложность работы в этом направлении заключается в том, что сейчас это «не модно», это «не в тренде». Корень проблемы лежит в неверно расставленных жизненных приоритетах молодежи, не та система ценностей насаждена молодым людям, которая необходима для формирования полноценных, инициативных личностей. Я употребила правильный термин, именно «насаждена». Насаждена средствами массовой информации, современным стилем жизни, хотя понятия «система ложных ценностей» и «современный стиль жизни» скорее резонирующие.

Если конкретнее, то сложно заинтересовать молодого человека историей своего народа, когда все его существо занято мыслями о новом гаджете, брендовой одежде и о мнении окружающих. Это обширная и важная проблема, я бы сказала основная - система ложных ценностей в молодежной среде, от нее уже отходят последствия. Решение этой проблемы так же лежит в «подготовительных работах», о которых я рассказывала выше. Изменить самосознание молодого человека «революционным» путем, конечно, можно, но это может иметь непредсказуемые последствия, поэтому здесь лучше приметить путь «реформаторский», описанный во второй главе данной работы. Так, с раннего детства и до совершеннолетия, шаг за шагом нужно направлять рост личность индивида в правильное русло, культивировать в нем духовность, нравственность, инициативность и патриотизм.

В рамках проекта «Гражданин России» ежегодно проводится масса мероприятий. Однозначно отметить их эффективность или неэффективность сложно. И вот перед нами вторая проблема данного проекта - оценка эффективности внедрения проекта. Основным способом решения этой проблемы признан количественный показатель. Т.е. оценка количества посетителей мероприятий, проведенных в рамках данного проекта. Это универсальный подход, неудивительно, что был выбран именно он. Но в чем его слабая сторона и есть ли альтернативное решение.

Возьмем, к примеру, такое мероприятие, как «Слет участников военно-патриотических клубов «Игра всерьез»». Оно предусмотрено в долгосрочной целевой программе «Молодежь Минусинского района», сроки его проведения обозначены во втором квартале 2011-2013 г. Обозначено его финансирование в размере около 2000 рублей в год. Очень небольшое финансирование, для мероприятия из раздела «слет», но важно даже не это, важнее то, что об этом мероприятии просто невозможно найти информацию, ни положений о проведении, ни отчетов, ни фотоотчетов, ни объявлений о предстоящем мероприятии. К чему я это отметила? К тому, что возможно оно существует только документально и ни разу не проводилось. Отчего это все? Оно не имело бы должного успеха среди молодежи. Но если даже оно и проводилось бы, то что мог бы отразить количественный показатель? Количество прибывших участников? Но ведь туда могли приехать и люди вовсе не заинтересованные тематикой слета. От избытка свободного времени, от скуки, за компанию. Как количественный показатель может отразить эффективность этого мероприятия для развития молодежной политики?

Это был всего лишь единичный и, возможно, не самый удачный пример. Но он наглядно показал проблему. Есть ли альтернативное решение? На мой взгляд, есть. И, на мой взгляд, это решение - проектный подход. Проект можно написать и развить по абсолютно любой теме, одно условие - наличие желания. Желание это производная от заинтересованности. И вот он выход. Для каждого мероприятия, проводимого в рамках государственного проекта необходимо разработать ряд заданий, которые каждый участник должен будет выполнить в завершении мероприятия. Это может быть задание по контролю усвоенных знаний, это может быть задание проектного характера, есть множество различных вариаций. Подобрать нужный ряд заданий можно исходя из рода мероприятия, цели и прочих параметров. Суть этого способа заключается в том, что он позволит явно увидеть реальное количество заинтересованной молодежи, точно, без прикрас отразить существующую ситуацию.

Что касается контроля выполнения, здесь не нужно «изобретать колесо» - отчеты, доклады и фотоотчеты помогут в выполнении этой задачи. Разница лишь в том, что описанная мною альтернатива количественному показателю поможет отразить реальную ситуацию, что впоследствии поможет внести конструктивные изменения в существующий проект, если это потребуется.

В этой работе я решила рассмотреть именно проект государственного масштаба, а не масштаба муниципального потому, что это поможет при обозначении общих проблем, а рассмотрение внедрения этого проекта на муниципальном уровне позволит увидеть ситуацию в целом, выделить проблемы, способы решения проблем опять же таки в масштабе государственном.

На данном этапе реализации проекта, в существующей ситуации было бы неплохо ввести описанный мною альтернативный способ оценки эффективности, и произвести переоценку при внедрении описанных в этой работе «подготовительных работ». Тогда при сравнении полученных результатов, мы увидели бы реальную оценку эффективности и государственного проекта и подготовительных работ.