Влияние культурно-досуговой деятельности на заключенных

дипломная работа

1.2 Феноменология личности осужденного

В момент прибытия осужденного в ИУ сотрудникам различных служб (воспитательных, оперативных и психологических) необходимо составить подробный портрет личности каждого.

Для изучения личности осужденного в первую очередь, требуется следующее:

- установление: года и места рождения, наличия образования и профессии, название специальности, семейного положения осужденного и других социально-демографических данных;

- выявление индивидуальных особенностей личности, таких как: волевые, интеллектуальные и эмоциональные;

- описание черт характера;

- определение: типа темперамента, состояния здоровья, физического развития и других индивидуальных качеств;

- определение: условий получения воспитания в семье, состава семьи; любимых занятий, образования и поведения родителей, отношения со стороны родителей, характера взаимоотношений в семье, ее материальные и жилищные условия;

- условия и результаты обучения в школе или других учебных заведениях, особенности профессиональной деятельности, характеристика окружающей среды школьного и производственного коллективов;

- основные потребности, взгляды, интересы, склонности, привычки, жизненные ценностные ориентации и цели субъекта;

- отношение к труду, учебе, общественным обязанностям, другим людям, семье, к самому себе;

На наш взгляд, данный перечень сейчас можно дополнить еще некоторыми характеристиками. Это могут быть: информация из личных документов (анализ писем, дневников и др) и отношение к религии.

А.Ф. Лазурский разделил осужденных на несколько типов Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. -М.: Наука, 1997. - 446 с.:

- Пассивный тип, который имеет два подтипа:

а) апатичный - отсутствуют ярко выраженные интересы и потребности, отличается равнодушным отношением к окружающим;

б) безвольно-робкий - легко внушаемый, присутствует подавленное настроение. Люди, относящиеся к данному подтипу, как правило, не относятся к криминальному типу, но могут служить непосредственно самим источником пополнения преступного мира;

- Расчетливо-эгоистический тип, характеризуется изрядной хитростью и черствостью, а также злопамятностью, обычно, заботится только о своих интересах и выгодах, как правило, материальных; люди, относящиеся к этой группе близки к криминальному, так как его представители сознательно становятся на путь преступлений;

- Аффективно-извращенный криминальный тип, характеризуется беспорядочно-веселым легкомысленным характером, обычно это: пропойцы, драчуны, мелкие воришки, скандалисты;

- Активно извращенный криминальный тип насильника, который также имеет два подтипа:

а) беспорядочного насильника - характеристикой которого является решительность, энергия, склонность к дракам, не желание работать;

б) сосредоточенно-жесткого - преобладает способность на самые жестокие убийства и зверства.

Данная классификация А.Ф. Лазурского имеет познавательное значение, хоть в ней и допускается психологизация преступности.

Также попытку классифицировать личность преступника предпринял С.В. Познышев еще в 1920-х годах С. В. Познышев. Криминальная психология (Преступные типы). - Л., 1926.. Он делит преступников, исходя из соотношения внешних обстоятельств (экзогенных факторов) и личностных особенностей (эндогенных факторов), которые толкнули их на преступление. Выделяют здесь два основных типа: экзогенные и эндогенные.

К экзогенным преступникам относятся лица, которые совершили преступления вопреки своим ожиданиям и расчетам. Быстро и резко изменившиеся обстоятельства дали толчок к преступлению такой, что под их давлением конкретный человек не устоял перед совершением преступления. Такие люди, потерпели крушение в жизненных бурях, сбились на преступный путь под давлением обстоятельств, превышавших легкие жизненные затруднения. И не попав в данное положение, они смогли бы прожить всю жизнь, не сталкиваясь с уголовным законом и судом.

Данный тип характеризуется также пониженной сопротивляемостью к неблагоприятным внешним обстоятельствам и имеет два подтипа:

1) лица, которые с достаточной ясностью не смогли увидеть другие, не преступные выходы из своего положения (у одних это могло произойти из-за интеллектуальной недостаточности - глупые, недалекие, легкомысленные, малоразвитые, у других - из-за растерянности, к ним относятся трусы, впавшие в уныние, отчаявшиеся и т.п.);

2) лица, увидевшие социально приемлемый и не преступный выход из создавшегося положения, но не имеющие достаточной энергии, чтобы своевременно им воспользоваться, обычно, это пассивные, безвольные и слишком застенчивые люди).

Эндогенные преступники, в свою очередь - лица, которые предрасположены к различным известным видам преступной деятельности: они, обычно, сами ищут условия для возможности реализации своего преступного замысла. Самой высокой степенью предрасположенности к преступлению обладают так называемые преступники-профессионалы. Центральным признаком профессионального преступника является склонность к удовлетворению своих потребностей с помощью определенного преступления, которая образует своего рода установку его личности на это преступление. Эндогенные преступники подразделяются на три подтипа:

1) импульсивные преступники - лица, которые испытывают чувство удовольствия непосредственно от самого процесса совершения общественно опасных деяний (к таким можно отнести лица, которые отдаются мимолетным низменным наслаждениям, руководствуясь при этом тщеславием и самолюбием, а также стремятся к различным развлечениям);

2) эмоциональные преступники - лица, которые совершают преступления только лишь для удовлетворения внезапно возникшего сильного чувства, называемым аффектом. Обычно они не умеют и не желают управлять своим поведением;

3) расчетливо-рассудочные преступники- на преступление их толкает не стремление к мимолетным чувственным наслаждениям и не порыв чувства, а представление известной связи совершаемого преступления конкретно с их общей целью - достижением известного служебного, социального, семейного положения, имущественного и т.п.

Для каждого из перечисленных типов и подтипов необходима своя конкретная выработанная воспитательная система, в основе которой должно обязательно быть положено знание особенностей каждого и планомерное наблюдение за действием на них различных мер.

Делись добром ;)