logo
Современная семья, ее проблемы в России и за рубежом

1.1 История становления и развития социально-педагогической работы с семьёй

Проблемы семьи и положение детей в семье всегда занимали особое место в теории и практике воспитательной и социальной работы в России и странах с развитой рыночной экономикой. Первые формы социальной помощи зародились ещё в 18-19 веках, когда эту функцию выполняли главным церковь, некоторые общественные организации и отдельные частные лица. Лишь постепенно процесс оказания помощи переходил к людям, избравшим такой вид деятельности для себя главным к социальным работникам, которые безвозмездно трудились в детских приютах и лечебницах, распределяли продукты и вещи среди особо нуждающихся и т.д.

С начала 20 века в благотворительных организациях стали работать социальные работники- профессионалы. Социальная работа с семьёй как направление социальной работы получила своё развитие с момента зарождения профессии «социальная работа». Деятельность социальных работников была направлена в целом на «индивидуализацию каждой бедной семьи, так, чтобы каждый изъян мог быть выявлен и исправлен…»[15].

В конце ХIХ века в Германии в рамках социальной работы с семьёй развивались методы материальной помощи бедным, забота о сиротах, уход за нуждающимися и т.д. Для решения подобных социальных вопросов были основаны товарищества созданные Ханземаном, Райфазеном, возникли союзы ремесленников созданные Адольфом Кольпингом, приюты и учреждения по уходу за малышами ( например, по образцу детского сада Фрёбеля),союзы спасения детей, учительские союзы, союз по уходу за бедными и благотворительности, благотворительный союз « Каританс»,Немецкий Красный Крест и другие[8]. В 1893 г. открыты годовые курсы по профессиональному обучению благотворительной помощи, организованные Алисой Саломон. В 1908 г. эти курсы были преобразованы в двухгодичные, а само учебное заведение получило название « Социальная женская школа».

Рассмотрим развитие социальной политики по отношению к семье на примере некоторых стран.

США В 1900 г. Ч.Фолкнер, в своей президентской речи на Национальной Конференции по благотворительности, определил семью как «неотъемлемый элемент общественного строя» и предложил программу обучения в семье и в школе, способствующую нравственному совершенствованию личности. На Конференции по проблемам детей в Белом Доме (1909 г.) была признана важность семейной жизни для здорового развития и функционирования личности, а семья была определена как «наилучший продукт цивилизации».Следствием проведения данной Конференции, стало основание в 1912 г. Детского Бюро (Children Bureau) и 1921 г. Американской Лиги за Благосостояние Детей (Child Welfare League of America).

В эпоху Великой депрессии (30-40 гг.) в связи с необходимостью социального обеспечения федеральное правительство стало играть всё более заметную роль в жизни американских семей, защищая личность и семью от катаклизмов и падений рыночной экономики. В 1935 г. был принят Акт о Социальной Безопасности, который заложил национальную систему социальной защиты, в основу которой была положена ориентация американцев на успех, на личную ответственность за своё благополучие и благополучие своих семей. Позже была принята программа Помощь семьям с детьми на иждивении ( Aid to Family with Dependent Children) именно с этой программой в общественном мнении США ассоциируется само понятие «социальная помощь»[14]. К концу 30-х гг. 20 века социальные работники в агентствах по благосостоянию семьи оказывали не только материальную поддержку и помощь в адаптации к внешним условиям, но и помощь в разрешении эмоциональных и межличностных проблем в семье. В тот же период внимание деятелей социальной сферы было сосредоточено на взаимоотношениях между агентствами по благосостоянию семьи и агентствами по благосостоянию детей и на возможность их объединения.

К 60-м годам роль федерального правительства в социальных и экономических вопросах стала ещё более значительной, способствующей как росту экономики, так и активизации семейной политики.

Часть федерального бюджета выделялась на нужды населения, в частности на помощь низшим слоям, и не только виде денег, но и в виде талонов на питание, дотаций и ссуд на образование. субсидий на жильё, на медицинское обслуживание и т.д.

Данный период характеризовался усилением внимания к семье. Так, на Меморандуме по вопросам социального обеспечения (1961 г.) особое внимание было уделено необходимости создания реабилитационных услуг и развитию семейно-центрированного подхода (family-centered approach).В 1965 г. Вирджиния Сатир, специалист в области социальной работы, публикует работу, «Общая семейная терапия», раскрывающую теоретические основы психотерапевтического метода - семейной терапии, ставшего в дальнейшем одним из ведущих методов социальной работы с семьёй в США. Этот метод предполагает возможность терапевтического воздействия на ребёнка (взрослого клиента) через его семью, в которой он заболел или получил различного рода отклонения. Следует отметить, что постепенно появилась уверенность в том, что бесполезно пытаться изменить отдельную личность без учёта её связей с окружающим миром. Было доказано, что социальные факторы также являются источниками возникающих у человека проблем наряду с личностными факторами, и использования только психоанализа как метода социальной работы показало свою неэффективность в изучении проблем и нужд человека. Социальная работа стала фокусировать своё внимание на применении экологического подхода, который интегрирует и лечение, и преобразование(«исправление поломок»).

К середине 70-х годов, после трёх десятилетий стабильности и подъёма, темпы экономического роста замедлились. Возросла безработица, особенно в производственной сфере, стали расти цены.

В сложившейся ситуации масштабы вовлечения людей в трудовую деятельность постоянно увеличивались, что резко изменило семейную структуру. Типичная американская семья с одним- двумя детьми, где мать занята домашним хозяйством, а отец работает (70% всех семейных домохозяйств в 1950 году), значительно изменила свой облик. Всё большее распространение стали получать семьи, где работают вне дома оба супруга (в 1980 году доля типичных традиционных семей составляла лишь 15%)[21].

Проведённая Конференция по семье в Белом доме в 1980 году продемонстрировала степень изменения институциональных структур и взаимоотношений между семьёй, правительством и экономикой вопреки и независимо от господствующей идеологии индивидуализма, частной собственности и минимального вмешательства государства. После проведения Конференции по семье в Белом доме во многих штатах стали создаваться различные структуры, ориентированные на решение вопросов, связанных с семейной политикой.

Кульминацией всех дебатов и суждений по проблемам благосостояния семей явилось принятие в 1988 году Акта о поддержке семьи, потребовавшего от штатов добиться завершения школьного образования матерям-подросткам и финансового обеспечения (в том числе и федеральным правительством), ухода за детьми таких матерей. Другие положения акта связаны с различными формами поддержки детей и родителей.

В 1993 г. вступил в силу Акт о предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам и по болезни (Family and Medical Leave Act), согласно которому в случае рождения, усыновления ребёнка, а также в случае болезни может быть предоставлен 12 недельный неоплачиваемый отпуск и Акт о предоставлении услуг по сохранению и поддержке семьи (Family Preservation and Support Services Act), целью которого было предоставление услуг всем семьям, а не только семьям « группы риска». Ответственность за реализацию данных актов была возложена как на федеральное правительство, так и на правительство штатов.

В 1996 г. президент Клинтон подписал Акт о личной ответственности и возможности трудоустройства (The Personal Responsibility and Work Opportunity Act) согласно которому прежняя программа Помощь семьям с детьми на иждивении была заменена новой программой Временная помощь нуждающимся семьям ( Temporary Assistance for Needy Family). По данной программе ни одна семья не имеет право на федеральную помощь. Каждый штат свободен в своём праве определять, кто может получать помощь и при каких обстоятельствах. Кроме того, помощь может предоставляться не более 5 лет.

Целью данного Акта было сокращение иждивенчества и стимулирования на поиск работы и на трудоустройство.

В настоящее время система социальной поддержки семье имеет множество вариантов, связанных с особенностями и возможностями штатов. Дело в том, что 50 штатов проводят активную финансовую политику в социальной сфере и самостоятельно определяют формы помощи семье и методику реализации социальных программ. Федеральный центр, также финансируя наиболее крупные и важные социальные проекты, вырабатывает законодательную базу, определяет наиболее общие требования и осуществляет контроль за использованием финансовых средств. Так, например в, штате Масачусетс при распределении бюджета было выделено 5 миллионов долларов на реализацию программы помощи матерям - подросткам (Hands-on help for mothers),посредством визитов специалистов для оказания непосредственной помощи матерям на дому[21].

Наряду с деятельностью государства значительную роль в системе социального обеспечения играет общественная и частная благотворительность. Можно сказать, что социальная структура США буквально пронизана благотворительными обществами, фондами и агентствами, которые не только принимают участие в финансировании многих социальных программ, направленных на поддержку и защиту семьи, но и имеют собственные социальные службы.

В последние годы в связи с ростом материального благополучия граждан США наблюдается тенденция к коммерсализации социальных действий: социальные услуги становятся платными.

Другая тенденция в организации социальной помощи семье состоит в том, что в последние 2-3 десятилетия наблюдается ориентация на сохранение целостности семьи. Примерами тому служат Федеральные законодательства, такие как Акт об охране детства и помощи в усыновлении (1980 г.),рассматриваемый как первое законодательство, нацеленное на создание постоянных семей для детей, а также Акт об усыновлении и сохранении семьи (1997 г.), который способствует процессу усыновления.

Следующей тенденцией развития социальной работы с семьёй является необходимость учитывать всё разнообразие семейных структур и моделей семейных отношений, представленных в американском обществе на современном этапе.

Германия В Германии в начале ХХ века начинает складываться новая модель помощи и поддержки. В 1923 году Закон о суде по делам несовершеннолетних, в 1924 году Закон Рейха о воспитании молодёжи и декрет об обязательном социальном страховании.

Государственная идеология национал-социализма в Германии запретила всю практическую социальную работу и подчинила её своим политическим концепциям.Тогда же стало принято оказывать поддержку «ценным», по расовой теории, членам общества.

После 1945 года в Германии царило бедственное положение. Примерно в это же время вновь начала развиваться теория и практика социальной работы. Стали развиваться в основном два направления одной теории: социальной педагогики или социальной работы и социальной педегогики. Терия социальной работы исходила из идеи, сложившейся в 20-е годы ХХ века и соединяла англо-американские программы с современными методами. После Второй мировой войны к важнейшим группам клиентов социальный служб были отнесены сироты военного времени, беженцы, инвалиды. К новым группам клиентов стали относиться семьи гастарбайтеров, переселенцы, хронические больные и пожилые люди.

На сегодняшний момент социально-педагогическая работа в Германии может распространяться как через частный так и муниципальный сектор социальных служб. В муниципальном секторе действует общая социальная служба, которая организационно подчиняется социальному ведомству и ведомству по делам молодёжи. Общая социальная служба имеет децентрализованную форму организации, которая характеризуется охватом определенных частей города и единым принципом работы.

Франция В начале века во Франции принимается ряд законов, направленных на формирование системы социальной помощи. Этому предшествовали решения международного конгресса благотворительных сил, который состоялся в 1889 году в Париже. В соответствии с этими решениями во Франции в 1904 году выходит закон о помощи детям. В 1916 году в Гренобле промышленники начинают выплачивать пособия рабочим, имеющим на своём иждивении детей.

С 1932 года во Франции выплата пособий становится обязательной для всех наёмных работников в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и свободных профессиях. Разработанная система была расширена к 1937 году, и она охватывала мелких землевладельцов.

В 1923 году в Париже образуется Ассоциация Ольги Спитзер. Она поставила перед собой задачу не только обеспечить приют бездомным детям, но и представлять интересы ребёнка в суде, оказывать медико-психологическую помощь детям и подросткам, вести воспитательную работу в общинах.

В 20-х годах активизирует деятельность Французский союз защиты детей. Несмотря на то, что он был организован в 1887 году, тем не менее его расцвет деятельности приходится на эти годы. Союз принимал детей в свои учреждения после решения суда, проводил мероприятия по реабилитации детей и подростков.

В 1945-1946 годах во Франции складывается система социальной защиты населения: социальное страхование, семейные пособия и страхование на случай производственного травматизма. Каждый вид пособий был строго регламентирован. Семейные пособия выплачивались только лицам постоянно проживающим во Франции. Однако в зависимости от типа семьи предусматривались надбавки в процентном соотношении, например семья имеющая 4 детей получала 114% надбавки к основному пособию, дети-сироты - 30%, а надбавка за одного ребёнка свыше_ 16% и т.д.

На сегодняшний день действует сеть учреждений, ориентированных на защиту ребёнка. Существуют приюты для детей, система яслей и материнских домов, сеть учреждений сектора «Социальная помощь детям», детские судьи. под патронатом которых находятся дети из семей группы риска; специальная Объединённая служба помощи детям (ОСПД),сектор «Защиты матери и ребёнка», центры «Школьного здоровья», службы помощи «неприспособленным детям»[31].

Реформа 1980-1990 годов в области защиты детства поставили перед социальными педагогами новые задачи, среди них: повышение профессионализации работников социальных служб, улучшение системы обслуживания, координация действий на местном уровне.