Влияние культурно-досуговой деятельности на заключенных

дипломная работа

2.3 Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности

Культурно-досуговая деятельность (КДД) считается одним из самых важных средств сущностных сил человека и оптимизации социокультурной среды, которая его окружает. Процесс функционирования КДД можно представить в качестве социализации личности, которая состоит в присвоении человеком социальной сущности, благодаря которой он может развиваться. А, как известно, личность развивается именно в процессе жизнедеятельности. Т.е. социализация личности происходит, как правило, на базе группового опыта и возникает в процессе социальной деятельности, а именно как ее результат. Таким образом, формирование личности каждого осужденного может осуществляться в процессе социальной деятельности.

Социальная деятельность представляет собой процесс, в котором с одной стороны субъект в итоге своей деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует в них себя, а с другой - само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, присваивания и раскрытия свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него» Сукало А.А. Педагогические возможности культурно-просветительной деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей. - Л., 1987..

Присваивание «социальных знаний, умений, связей и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условиях культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности осужденные могут познакомиться с природой, искусством, трудом, различными эстетическими и нравственными ценностями. Как правило, отклоняющееся (девиантное) поведение осужденного - следствие нарушенного процесса социализации.

Коррекция нарушенной социализации возможна путем вовлечения людей в сферу досуговой деятельности, так как в ней человек наиболее открыт для непосредственного взаимодействия и влияния на них самых различных социальных институтов - это позволяет с наибольшей эффективностью воздействовать на их мировоззрение и нравственный облик.

Цель культурно-досуговой деятельности, сложившейся в пенитенциарных учреждениях - духовное развитие личности осужденного, которое построено на взаимоотношении с социальной средой.

Одним из важных направлений культурно-досуговой деятельности считается трудовое воспитание осужденных. Цель такого воспитания - оказание содействия в профессиональной ориентации человека. Следующее направление культурно-досуговой деятельности - это формирование личности с высоким нравственным сознанием и поведением, т.е. нравственное воспитание. Принцип нравственного воспитания заключается в воспитании на положительных примерах, оно должно осуществляться в сфере общения, а также через систему нравственного просвещения (этические беседы, диспуты, возможны встречи с интересными людьми).

Основной целью культурно-досуговой деятельности считается также эстетическое воспитание, т.е. развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия Сукало А.А. Педагогические возможности культурно-просветительной деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей. -Л., 1987.. Задача социальных работников состоит прежде всего во вовлечении человека в свою деятельность с помощью организаций каких-либо представлений, различных творческих конкурсов, встречи с музыкантами, модельерами и поэтами.

Направление деятельности, нацеленное на физическое воспитание, обуславливает укрепления и развитие здоровья, физических способностей осужденных. Важной задачей физического воспитания считается воспитание характера и воли, его эстетических вкусов и моральных качеств. Так можно заметить связь физического с нравственным и эстетическим воспитанием личности. Данное направление реализуется посредством организации различных кружков, спортивных секций, встречи с людьми, имеющие отношение к спорту - это тренеры и мастера спорта).

Из выше сказанного следует, что все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны между собой и взаимозависимы, а ее совершенствование делает наиболее эффективной.

В процессе воспитания личности осужденного, с одной стороны происходит нравственное и духовное развитие, а с другой - идет своего рода дифференциация способностей, так как раскрываются интересы и потребности, т.е. происходит социализация, носящая положительную направленность. В результате социального взаимодействия людей в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это и составляет фундамент облика каждой личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя также сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, который существенным образом определяет неповторимость и уникальность каждой отдельной личности.

Делись добром ;)