Современное образование на рубеже XXI века в Республике Беларусь

курсовая работа

1. Общая характеристика сферы образования Республики Беларусь

Образование в Республике Беларусь подразделяется на основное и дополнительное и включает в себя все виды и формы образовательной деятельности, осуществляемой как государственными, так и частными учреждениями образования.

Основное образование обусловлено единством и непрерывностью, которые обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования.

Приобрести право на продолжение образования на более высоком уровне возможно после получения соответствующего документа о прохождении обучения на предшествующем уровне. Закон допускает специальное образование на всех уровнях основного образования.

Дополнительное образование выражается во внешкольном воспитании и обучении, в повышении квалификации и переподготовке кадров. Оно направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного образования, углубления профессиональной компетентности, а также на решении задач кадрового обеспечения всех сфер социально-экономической деятельности.

В соответствии с существующим законодательством национальная система образования должна обеспечиваться государственным финансированием в объеме не менее 10% национального дохода.

Проанализируем общее количество учебных заведений в Республики Беларусь на некоторых уровнях образования включая государственную и частную форму образовательных учреждений. Данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количество учебных заведений Республики Беларусь государственной и частной формы собственности (данные на 1 сентября 2009 г.) [3, с. 52]

Учебное заведение

Форма собственности

Всего

государственная

частная

высших учебных заведений

44

14

58

средние специальные учебные заведения

147

7

154

общие образовательные школы и школы-интернаты

4449

12

4461

детские дошкольные учреждения

4359

3

4362

профессионально-технические учебные заведения

246

-

246

В Законе предусматриваются различные формы получения образования в учреждениях образования - это очная (дневная и вечерняя) и заочная [1, с. 3]. Образование может осуществляться и самостоятельно. Не исключается сочетание различных форм получения образования и обучения по индивидуальным учебным планам. Между тем, для всех форм получения образования в пределах образовательного уровня должны применяться единые образовательные стандарты. По отдельным профессиям и специальностям обучение в вечерних и заочных формах, а также экстернат не допускаются. Перечень таких профессий и специальностей дан в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 2 октября 2002 г. № 1355 «Об утверждении перечней профессий и специальностей, по которым не допускается аттестация в форме экстерната и обучение в вечерней и заочной формах». Не разрешается аттестация в форме экстерната для получения специальности «правоведение». По вечерней и заочной формах обучения получение такой специальности допускается.

Конкурсный прием граждан в государственные учреждения для получения среднего специального, высшего и послевузовского образования предполагает отбор и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к усвоению учебных программ. В соответствии с законодательными актами Республики Беларусь для отдельных категорий граждан могут предоставляться льготы при приеме в учреждения образования.

Не исключается обучение за определенную плату. Оно допускается для получения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования сверх доведенных контрольных цифр приема при соблюдении учреждениями образования норм и правил, предъявляемых к организации учебного процесса.

Обучающимся предоставляется право переводиться в другие учебные заведения (учреждения образования) при получении согласия этого учреждения и выполнении установленных требований.

Система среднего образования Республики Беларусь включает в себя 4808 дневных общеобразовательных школ, 98 специальных школ и школ-интернатов для детей с недостатками умственного или физического развития, 25 санаторных школ-интернатов, 82 вечерние школы и 242 профессионально-технические училища, находящиеся в подчинении Министерства образования и науки. Кроме того, в республике действуют 15 школ и 10 профессионально-технических училищ, находящихся в подчинении других министерств и ведомств [3, с. 53].

Система среднего специального образования Республики Беларусь включает в себя 146 государственных средних специальных учебных заведений (ССУЗов), в том числе, 77 техникумов, 18 колледжей и 51 училище. Кроме того, в республике действуют 3 негосударственных ССУЗа [3, с. 53].

Система высшего образования Республики Беларусь включает в себя 39 государственных высших учебных заведений (ВУЗов), Академию управления при Президенте Республики Беларусь и 20 негосударственных ВУЗов [3, с. 53].

Структура высшего учебного заведения. Высшее учебное заведение - это единый комплекс, в состав которого входят учебные, научно-исследовательские, производственные, социально-культурные, административно-хозяйственные и другие структурные подразделения с различной степенью хозяйственной самостоятельности.

Делись добром ;)