Содержание и соотношение понятий "потребность", "интерес", "ценность"

курсовая работа

3.2 Способы интеграции ценностей

В утопических проектах будущего общества очерчены формы организации жизни, в которых основным интегрирующим началом выступает наука. Весьма привлекателен и такой вариант общественного устройства, где высшей ценностью объявляется искусство и красота. История знает немало способов организации общественных отношений, где высшей ценностью является политическая власть либо система религиозных догматов.

В реальной жизни существуют весьма важные механизмы интеграции всех этих и иных ценностей, противостоящие одностороннему стремлению к одной из них, какой бы значительной она ни оказалась. Один из этих «механизмов» -- мировоззренческая сторона общественного сознания. Не случайно Гегель определял философию как квинтэссенцию духовной культуры данного общества. Именно в философском мышлении, если оно не изводится до тривиальностей, осуществляется переработка всех достижений науки, искусства, осмысления политических отношений.

В 1920 году в проекте резолюции «О пролетарской культуре» В. И. Ленин, подчеркивая роль мировоззренческой стороны марксизма, писал: «Весь опыт новейшей истории и в особенности более чем полувековая революционная борьба пролетариата всех стран мира со времени появления «Коммунистического Манифеста» доказали бесспорно, что только миросозерцание марксизма является правильным выражением интересов, точки зрения и культуры революционного пролетариата».

Для нас важно здесь то обстоятельство, что миросозерцание, философский уровень общественного сознания является выражением и интересов рабочего класса, и его культуры. Оно как бы интегрирует все иные духовные ценности, свойственные рабочему классу.

Если философское мышление осуществляет интеграцию форм духовной жизни как бы «сверху», опираясь на их теоретический, рациональный анализ, то нравственность как форма общественного сознания и самосознания решает тот же вопрос иначе -- путем приобщения каждой личности к системе нравственных ценностей, сложившихся в данном обществе. В интеграции этих ценностей и состоит функция нравственности как способа регуляции общественных отношений. Хотя пропаганда нравственных норм и изучение истории этических учений и может стать профессией, но это но превращает специалиста в области этики в творца нравственных ценностей. Нравственные ценности развиваются в обществе спонтанно, нравственные нормы, так же как и материальные интересы, пронизывают собою все сферы общественных отношений, они проникают во все роды деятельности людей, предлагая выработанные, закрепленные в опыте образцы регулирования человеческих, отношений.

Нравственные представления, мотивы, побуждения действуют и в сфере научного творчества, и в области искусства, и в политике. Через эти побуждения, в том числе через представления ученого, художника, политика о соотношении добра и зла, общественных п личных интересов, о допустимости или недопустимости неправых средств ради достижения правых целей, о справедливости и несправедливости устройства данного общества, п через иные элементы собственно нравственного содержания осуществляется саморегуляция индивидуального поведения и регулирование совместных действий членов того пли иного сообщества людей. Через действие нравственных регуляторов специфические мотивы тех пли иных видов профессиональной деятельности получают общественно значимый смысл. Оказывается, что, кроме интересов, действующих в рамках данной профессии, данного вида деятельности, помимо личных и частных интересов, обеспечивающих ее временный успех, существуют более высокие, более общие интересы, в свете которых и содержание профессиональной деятельности, и ее результаты получают признание. Отсутствие нравственных регуляторов, ослабление их влечет за собою не только обособление интересов, их замыкание в узкопрофессиональных рамках, культивацию концепций знания ради знания, искусства ради искусства, власти ради власти, но и деградацию общественных отношений.

Нравственная регуляция является центральной категорией морали, так как она интегрирует психическое побуждение и долженствование. Но дело не только в этом. В нравственном сознании интегрируются высшие ценности -- добро, истина, красота, любовь к свобод и справедливости,-- выработанные в истории общества в качестве определенных способов осознания и осмысления интересов. Такой подход к соотношению ценностей позволяет понять нравственность не просто как одну из форм общественного сознания, а как специфическую его форму, интегрирующую результаты иных способов отражения действительности и связывающую их с миром реальных жизненных отношений, реальных потребностей и интересов. Не случайно нравственность и мораль не сопряжены с особой формой духовного производства и с особой сферой общественных отношений.

Это «срединная» форма общественного сознания, вбирающая в себя столкновение и борьбу реальных жизненных интересов (со стороны своего основания) и высшие ценности науки, искусства, политической деятельности (со стороны более высоких областей надстройки). Именно поэтому нравственные ценности и нормы отнюдь не однозначны: они могут выражать и реакционные и прогрессивные потребности и интересы. Апелляция к нравственности не может быть конечным основанием системы ценностей в данном обществе. Марксизм показал, что в буржуазном обществе действует одновременно по крайней мере три системы нравственности и ценностей, имеющие различную классовую природу.

В данном случае для нас важно не конкретное содержание нравственных норм, а способ существования самой нравственности как формы сознания и особого вида общественных отношений. Экономические интересы классов не просто «отражаются» в нравственности. Логика морали состоит в том, что интересы здесь «не просто выражаются, но так или иначе оцениваются, ограничиваются или утверждаются в зависимости от того, как они соотносятся с потребностями общества в целом или его прогресса, с «требованиями истории», т. е. с общечеловеческими интересами, какими они должны быть осознаны и признаны всеми актуально».

Любой человеческий интерес, выступающий на историческую арену, только через нравственное сознание и систему нравственных отношений получает оправдание, обоснование в качестве «истинного человеческого» интереса, вписывающегося в систему культурных ценностей, созданных человечеством.

Одна из наиболее существенных характеристик нравственности состоит в том, что она возвышает личность, пронизывает мотивацию ее деятельности такими ценностями, как долг, честь, совесть, справедливость, которые возвышают человека над миром повседневных обстоятельств, делают его сильнее и чище, пробуждают в нем особый строй чувств и умонастроений, не связанных непосредственно и прямо с пассивным отражением «окружающей среды». Эти чувства обращены к таким качествам человека, как гордость, чувство собственного достоинства, которые побуждают каждую личность задумываться о жизненном призвании, о смысле своего существования. И. Кант писал, что ничто так не возвышает человека, как нравственный закон в его собственном сердце. Ощущение причастности к человечеству, к своему классу, к свершениям своего народа и есть главный момент в нравственных представлениях человека.

Вторая особенность нравственности заключается в том, что нравственные побуждения, моральные нормы осуществляются всегда в сложной борьбе мотивов. И сознательно, и подсознательно человек как бы взвешивает все «за» и «против» при выборе того или иного поступка. Это «взвешивание» и есть работа нравственного сознания личности, оно включает в себя весь его предыдущий жизненный опыт, все то, что составляет именно эту личность. Разные люди в одной и той же ситуации ведут себя по-разному. И это различие объясняется не просто различиями среды и воспитания, оно определяется прежде всего нравственной позицией личности, уровнем ее социальной ответственности, мерой зрелости гражданских чувств человека, его сознательности.

Нравственная жизнь человека -- это вовсе не усвоение им некоторой суммы прописных истин. Она протекает в борьбе мотивов, в постоянном напряжении духовных сил. Осуществление того пли иного выбора, поступка не только характеризует личность, оно оказывается важнейшим средством ее формирования. Тот, кто все делает по указке, по предписанию свыше, не проснулся к самостоятельной нравственной жизни. Позиция такого человека может быть правильна, но она несамостоятельна, а потому и ненадежна.

Третья особенность нравственного сознания состоит в том, что сами нравственные нормы, требования к человеку формируются на разных уровнях общности. Практическая мораль, подкрепляемая обычаем, отнюдь не всегда совпадает с нравственными предписаниями. Поэтому выбор, как правило, не выступает в виде альтернативы доброго и злого поступка. Он принимает гораздо более сложную форму, которая предполагает учет множества конкретных обстоятельств. Главная форма, в рамках которой раскрывается нравственно-проблемная ситуация, связана с установкой: поступить так, как «все поступают», или же поступить, как должно. В первом случае обеспечивается согласие с мнением большинства, и, как следствие этого, более или менее спокойная жизнь, во втором -- возможен, а иногда и неизбежен конфликт с устоявшимся мнением, напряженность в отношениях, борьба, исход которой вовсе не предрешается однозначно.

Нравственный поступок и нравственное поведение предполагают готовность отстаивать нравственные принципы. Моральная зрелость человека обусловливает его готовность брать на себя ответственность за происходящее, не искать оправданий собственной пассивности, бездеятельности в объективных обстоятельствах и не дожидаться, что те вопросы, которые он может, а иногда и должен решать, будут решены другими лицами или что стечение обстоятельств само собою приведет к заранее обусловленному позитивному результату.

Первый признак кризисного состояния различных областей духовного производства, связанных с воспроизводством ценностей, заключается в противопоставлении этих сфер и соответствующих им ценностей и нравственных начал. Уход в область профессионально значимого, но нравственно нейтрального и есть проявление отчуждения в сфере духовного производства, разрушение целостной системы потребностей, интересов и ценностей. В этом случае продукты науки, искусства, политики становятся чуждыми реальным потребностям и интересам общества, они становятся либо самоцелью, либо предметом эксплуатации со стороны меркантильных, торгашеских интересов. В результате ценности человеческой культуры перерождаются в свою противоположность -- научная истина превращается в сумму прагматических рекомендаций, подлинное искусство в бульварщину и порнографию.

Делись добром ;)