logo
Адресная социальная помощь в Тюменской области

1.1 Адресная социальная помощь: понятие, сущность, задачи, принципы

Адресная социальная помощь - это выплата в денежной форме, предоставляемая государством лицам (семьям) с ежемесячным среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. На сегодняшний день величина прожиточного минимума по Тюменской области составляет 6809 (шесть тысяч восемьсот девять) рублей. Ранее, в советском союзе, придерживались норм декларации прав человека от 1948г., где провозглашается, что каждый человек, как член общества имеет право на социальное обеспечение. С тех пор многое изменилось, потребность в социальной помощи и поддержке населения особенно возросла в начале 90 -х. годов, когда в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижения доходов, резко понизился уровень жизни населения. Появились нехарактерные для нашего общества безработица, вынужденная миграция населения, профессиональное нищенство, падение уровня рождаемости, распад института семьи брака. Экономический кризис и рост социальных проблем «подтолкнули» к созданию учреждений социальной направленности и организации социальной работы как профессиональной деятельности. Постепенно, в настоящее время, социальное обеспечение перестало выступать в роли доброхотства и благодетельствования, которое более богатые слои общества дают более бедным гражданам. Существующая социальная защита, как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантии достаточного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. В настоящее время государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения. В России существует множество мер социальной поддержки и социальной помощи, но каждая из них разная и направлена на что-то особое. Всех их обобщает государственная социальная помощь. Краткое описание основных элементов системы социальной защиты можно представить в виде таблицы 1:

Таблица 1- Основные элементы системы социальной зашиты

элемент

задача

примеры или типы программы

1

2

3

социальное страхование

перераспределение и выравнивание доходов в целях защиты от нападения уровня потребления при наступлении страховых случаев

страхование от несчастных случаев на производстве, заболевания, потеря работы

социальное обеспечение нетрудоспособных граждан

поддержка минимального уровня благосостояния наиболее незащищенных категорий - детей, престарелых и пр.

пенсии по старости, пенсии по случаю потери кормильца, пособия гражданам, имеющим детей и т.д.

защита социальных прав и минимальных гарантий

Поддержка наименее защищенных групп в сфере защиты их прав, связанных с получением дохода

Права на труд для лиц с ограниченными возможностями, минимальная заработная плата

социальная поддержка или помощь

оказание материальной помощи предоставление социальных услуг для обеспечения минимального уровня благосостояния семей, неспособных поддержать свое потребление и благосостояние на минимально гарантированном уровне

пособия по нуждаемости

Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации. В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в статье 1 Федерального закона “О государственной социальной помощи” - «Государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров». Эта мера социальной поддержки оказывает помощь и позволяет многим гражданам нашей страны справится со сложными жизненными ситуациями. Существуют различные виды государственной социальной помощи: Денежные выплаты (социальные пособия - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг; социальные доплаты к пенсии - предоставление гражданину денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). Натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ. Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Во вторых, адресность основана на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью. И в третьих - создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Это хотя и требует большой работы органов социальной защиты, но представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным. На этом принципе и основывается адресная социальная помощь. Для начала, хотелось бы перечислить принципы адресной социальной помощи, которые помогут понять специфику данной социальной услуги. Итак, принципы адресной социальной помощи: предоставление помощи не категориям, а отдельным лицам; обоснованность предоставления помощи (наличие среднедушевого дохода ниже прожиточного уровня, установленного законодательством Тюменской области); определение механизма выявления нуждающихся; проведение проверок нуждаемости, обследований состояния малообеспеченных семей и одиноких граждан; ответственность получателя социальной помощи (за достоверность представленных документов, сведений); сочетание государственной и негосударственной помощи; наличие единого банка данных лиц, получающих помощь . Адресная социальная помощь в виде социального пособия оказывается в виде денежной выплаты, назначается единовременно и не чаще одного раза в год. Данная социальная выплата оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, а также иных категорий граждан; адресного использования средств областного бюджета; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения. Адресная социальная помощь может оказываться малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях содействия в самостоятельном повышении ими своего среднедушевого дохода путем создания или развития личного подсобного хозяйства, развития и реализации трудового потенциала на условиях социального контракта, т.е. выход на самообеспечение. Самообеспечение - это деятельность граждан, осуществляемая с учетом предоставления стартовой межведомственной помощи на развитие личного подсобного хозяйства, ведение индивидуальной предпринимательской деятельности с целью увеличения доходов как в денежной так и в натуральной форме. Социальный контракт заключается в целях повышения качества жизни получателя, адресной социальной помощи, путем активизации их адаптивных возможностей, социальной реабилитации и повышения социальной ответственности получателей адресной социальной помощи, снижения иждивенческого мотива их поведения. Адресная социальная помощь в целях выхода на самообеспечение, оказывается, по решению Департамента на основании рекомендаций территориально межведомственной комиссии по выходу граждан на самообеспечение и содействию их занятости в размере, определяемом в соответствии с индивидуальным планом входа семьи на самообеспечение. Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей, значительной социальной поддержкой будет являться, как бы подвид адресной социальной помощи - материальная помощь. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. Основным методом защиты наиболее уязвимых категорий населения становится адресное предоставление социальной помощи лишь тем гражданам, фактическое потребление которых находится ниже черты прожиточного минимума. Понятие "адресность" в данном контексте означает ограничение круга получателей социальной помощи конкретной целевой группой в зависимости от приоритетов социальной политики государства на данном этапе. В данном случае принцип адресности является противовесом "категорийному подходу", когда социальная помощь предоставляется гражданам по их формальной принадлежности к той или иной социальной (профессиональной или социально-демографической) группе населения без учета фактора нуждаемости.