Социализация детей как социальная проблема

реферат

3.2 Проблемы социальной адаптации детей из неполной семьи

Одной из главных общественно-социальных проблем во всем мире является неполная семья. В определение неполной семьи входит отсутствие одного из родителей. Тому могут быть разные причины, такие как: развод, смерть одного из родителей, дети, рожденные вне брака или случаи усыновления детей одинокими людьми. Такие семьи имеют свою специфику в воспитании детей. В семьях такого плана нарушается обыденное выполнение базовых функций семьи (экономической, воспитательной, духовной), но самое главное, социализация ребенка, вхождение в мир общественных отношений сильно усложняется. Труднее всего приходится детям дошкольного возраста, так как до семи лет сменяют друг друга важные периоды жизни, психика ребенка постоянно испытывает стрессовые ситуации и без семейных "войн". А в случае развода родителей весь жизненный уклад ребенка рушится.

В нашей стране в основном принято считать неполную семью, семьёй без отца. Хотя в последнее время есть тенденция увеличения количества семей, где одинокий отец воспитывает детей. Отсутствие отца в семье по-разному сказывается на мальчиках и девочках. Например, девочки испытывают трудности в основном материального характера, в то время как мальчики, теряют наглядный "полоролевой" пример, в связи с обеднением эмоционального общения. Отсутствие отцовского авторитета и излишняя забота матери приводит к закреплению у ребёнка инфантильного характера. Соответственно если в семье отсутствует мать, больше всего страдают от этого девочки.

Ситуация, когда один из родителей погибает, или умирает, является тяжёлым ударом для ребёнка, но считается, что с точки зрения воздействия на психику оно отличается от других видов разлучения с родителями: негативное влияние на психику сильное, но в то же время кратковременное, особенно в тех случаях, когда ребёнок ещё маленький. Малыш со временем свыкается с утратой и начинает принимать свою судьбу как факт, так как смерть - необратима. За частую горе об ушедшем и память о нём объединяют маму (папу) и ребёнка и в этой ситуации можно избежать тех трудностей в воспитании ребёнка, какие возникают при разводе родителей.

У родителей-одиночек можно отметить два подхода к воспитанию детей: усиление контроля над ребёнком (вроде как для того, чтобы компенсировать отсутствие второго родителя) и противоположный ему - когда ребёнка начинают жалеть, когда ребёнок вместе с родителем страдает о несчастной судьбе, выпавшей на их долю, или когда в качестве искупления своей вины перед ребёнком, ему позволяют буквально всё. В случае первой модели воспитания ребёнок может замкнуться в себе или может даже стать агрессивным, не контролирующим себя, во втором случае - ребёнок растёт избалованным и зачастую неуверенным в себе, инфантильным.

В том случае, когда в семье несколько детей, родителю в психологическом плане становится немного проще, так как в таких семьях старшие дети могут стать моделью поведения для младших, пускай, конечно, и не совершенной; они часто помогают матери (отцу) в воспитании маленьких. Однако, с одной стороны психологический климат в семье в этой ситуации будет более сбалансирован, так как при отсутствии отца часто старший брат заменяет его функции для остальных, но с другой стороны - те дети, которые вынуждены брать на себя отчасти функции взрослого, что становится непосильной по возрасту задачей, очень от этого сами страдают. Это оставляет отпечаток на дальнейшую жизнь человека.

Сам развод и все связанные с ним процедуры, ссоры и выяснения отношений между родителями при ребёнке сами по себе уже являются травмирующими факторами для него. Они вынуждают ребёнка участвовать в ненужных ему и нервирующих его семейных "войнах", где против его воли приходится принимать чью-то сторону.

Одной из основных проблем детей из неполных семей встаёт отсутствие образцов для подражания, типов поведения в различных ситуациях. Мальчик, выросший в семье без отца, всегда будет иметь проблемы в общении со взрослыми, со сверстниками своего пола, с девочками. Агрессия по отношению к отцу, которая порождается Эдиповым комплексом, у такого ребёнка находит в той или иной мере деструктивные выражения. Для девочки, отсутствие отца (мужчины) в семье проявляется в недоверии к мужчинам вообще, так как она не имеет моделей поведения с ними. Особенно это имеет место в семьях, где мама после развода не пытается устроить свою личную жизнь и в памяти у ребёнка остаётся только образ "плохого папы", выстроенный ею самой.

Многие дети воспринимают уход одного из родителей на свой счёт и чувствуют при этом свою вину, они воспринимают этот поступок как отказ от них самих, что это из-за его поступков произошёл развод родителей, что он не был достаточно хорош для мамы или папы. И оставшийся родитель сам подпитывает и развивает чувство вины в ребёнке своим негативным отношением и отрицательными словами в сторону ушедшего. Часто одинокие мамы совершают роковую ошибку, говоря детям о своих "жертвах" ради них: как трудно было их поставить на ноги и чем приходилось пожертвовать ради их благополучия. Такие эмоциональные заявления несут пагубные последствия для мальчиков. В итоге из них вырастают нерешительные, безынициативные мужчины, с трудом налаживающие контакт с женщинами и в большинстве случаев не способные во всей полноте выполнить в дальнейшем функции мужа в семье. Для девочек же это грозит тем, что изначально отношение к противоположному полу будет негативным, так как образ "мужа и отца" в их понимании - это человек неспособный обеспечить и сохранить семью. Девочки (в дальнейшем девушки и женщины) с самого начала будут предвзято относиться к мужчинам.

Среди последствий, вытекающих из воспитания в монородительской семье, можно выделить следующие:

- Гиперопека. Представляет собой деформированную форму воспитания. Ребёнок, все его прихоти и проблемы, выдвигаются на первый план, отстраняя действительно важные аспекты воспитания.

- Карьеризм. В этом случае, родитель посвящает себя профессиональной сфере и отстраняется от процесса воспитания. Якобы возмещая недостающее внимание, родитель пытается "откупиться" от ребенка, выполняя все его прихоти. Но, к сожалению, это приводит лишь к ещё большим запросам, конфликтам и непониманиям.

- Неприязнь. На основании неприязни к бывшему мужу (бывшей жене), родитель всячески пытается препятствовать контактам ребенка с матерью (отцом). Иногда это проявляется в настойчивых попытках подавления (стирания) качеств, которые ребенок унаследовал от отсутствующего родителя.

- Двойственное отношение. Отношение родителя к ребёнку сводится к проявлению то приступов любви, то приступов гнева (раздражения).

- Идеал. Проявляется в чрезмерном желании и попытках сделать своего ребёнка идеальным (образцовым). В этом случае родитель принимает роль "надзирателя", что приводит к пассивности ребёнка, либо, зачастую, к девиантному поведению.

- Отстранённость. Причиной отказа от выполнения воспитательных функций, или неполного их выполнения, могут быть как алкоголизм, наркотическая зависимость, беспорядочные связи, так и неудовлетворённость жизнью родителя, чувство отторжения, чувство "бесполезно прожитой жизни".

Делись добром ;)