Социальная адаптация дошкольников

курсовая работа

1.3 Факторы, влияющие на социальную адаптацию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

На уровень жизнедеятельности и социальной адаптации учащихся с нарушениями функций ОДА влияет степень "безбарьерности" окружающей его среды, качество образовательного процесса, отношение ближайшего социального окружения. Это говорит о том, что большинство учащихся с нарушениями функций ОДА нуждаются не только в медицинской, но и в психолого-педагогической и коррекционной помощи, создании свободного доступа в учреждение образования, помещения в самом учреждении образования, организации адаптивного образовательного пространства.

В Республике Беларусь реабилитационная помощь указанной категории детей оказывается:

· в системе образования: Осиповичская специальная общеобразовательная школа-интернат, специальные классы (группы) и классы интегрированного (совместного) обучения и воспитания в общеобразовательных школах, центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, обучение на дому;

· в системе Министерства труда и социальной защиты: республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов, Ивенецкий дом-интернат, Речицкая школа-интернат, Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр;

· в системе Министерства здравоохранения: медицинские реабилитационные центры, иные организации здравоохранения.

Реализация права ребенка с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства (Закон Республики Беларусь "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)") позволила внедрить в практику обучения новую форму организации образовательного процесса - интегрированное обучение и воспитание.

Обучение детей с особенностями психофизического развития (далее - ОПФР) в условиях образовательной интеграции позволяет ребенку жить в семье, а родителям активно участвовать в воспитании и развитии своих детей.

Необходимым условием организации интегрированной или специальной группы для детей с нарушениями функций ОДА является создание в общеобразовательных учреждениях адаптивной образовательной среды, позволяющей удовлетворять особые образовательные потребности детей с нарушениями функций ОДА [18].

Работа по созданию адаптивной образовательной среды проводится в следующих направлениях:

ѕ создание безбарьерной пространственной среды в учреждении образования в целом (организация макропространства);

ѕ создание доступного развивающего пространства в классе (организация микропространства);

ѕ работа по формированию толерантного отношения к детям с нарушениями функций ОДА;

ѕ подготовительная работа с детьми с нарушениями функций ОДА по принятию условий и правил функционирования интегрированного или специального класса, школы;

ѕ подбор кадров для работы в интегрированном или специальном классе;

ѕ создание группы психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения и осуществление сопровождения;

ѕ программно-методическое обеспечение функционирования интегрированного или специального класса;

ѕ организация подвоза детей с нарушениями функций ОДА в учреждение образования и домой;

ѕ создание условий для физического развития и воспитания как обязательной части учебно-воспитательного процесса детей с нарушениями функций ОДА;

ѕ организация коррекционных занятий на диагностической основе и по направлениям учебного плана;

ѕ организация профессиональной ориентации учащихся с нарушениями функций ОДА в зависимости от психофизических особенностей ребенка, рекомендаций медицинских работников и предпочтений самого учащегося с нарушениями функций ОДА;

ѕ организация внешкольной и внеклассной работы с обязательным включением в мероприятия детей с нарушениями функций ОДА.

Важным составляющим качества интегрированного обучения детей с нарушениями функций ОДА является использование в коррекционно-образовательном процессе информационных коммуникационных технологий: специализированного программно-аппаратного обеспечения для лиц с нарушениями функций ОДА[18].

Чтобы избежать стрессовых ситуаций при поступлении ребенка с нарушениями функций ОДА в дошкольное учреждение, необходимо грамотно подойти к одной из проблем - проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать, но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Часто причиной неадекватного поведения детей с нарушениями функций ОДА бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности - неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов - сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [10].

Как правило, дети с нарушением функций ОДА труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими людьми. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.

Игнорирование воспитателем особенностей ребенка с нарушением функций ОДА в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в дошкольном учреждении. Резкий тон обращения вызывает у легковозбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

В разных ситуациях один и тот же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Даже спокойный и общительный ребенок при расставании с близкими людьми начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям[9].

Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок с нарушениями функций ОДА, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей с нарушениями функций ОДА в сфере общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [23].

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя[3]

В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей, играет с ними, кормит. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п. [7].

Таким образом, на социальную адаптированность ребенка и характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированность опыта общения, а также степень родительской опеки.

Делись добром ;)