Социальная адаптация дошкольников

курсовая работа

2.2 Направления коррекционно-развивающей работы по социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

В социальной адаптации лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата традиционно определяют два направления:

первое - приспособление окружающей среды к человеку с нарушениями функций ОДА (использование специальных технических средств передвижения (колясок, костылей, тростей, велосипедов), предметов обихода (тарелок, ложек, особых выключателей электроприборов), пандусов и т.д.);

второе - приспособление самого человека с нарушениями функций ОДА к обычным условиям социальной среды [18].

Работа по первому направлению начинается с подготовки дошкольного учреждения к осуществлению интегрированного обучения и воспитания ребенка с нарушениями функций ОДА.

Успешность организации интегрированного обучения и воспитания зависит от подготовленности к нему всех участников образовательного процесса (работников дошкольного учреждения, родителей, детей).

Образовательная интеграция - процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития, а именно с нарушением функций опорно-двигательного аппарата готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству дошкольного учреждения. С другой стороны, и дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с особенностями физического развития, создает специальные условия для его обучения и воспитания.

Подготовка дошкольного учреждения к осуществлению интегрированного обучения и воспитания включает:

ѕ кадровое обеспечение (наличие в штате учителя-дефектолога, воспитателей, помощника воспитателя и др.);

ѕ создание адаптивного образовательного пространства (в том числе безбарьерной среды) с учетом потребностей детей;

ѕ предварительную подготовку всех участников образовательного процесса, включающую просветительскую работу в педагогической и родительской среде, отражающую положительные стороны интегрированного обучения и воспитания;

ѕ установление эффективного сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников;

ѕ создание благоприятной атмосферы, обеспечивающей эмоциональный комфорт, сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников;

ѕ программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса [19].

Правильно организованное микропространство дает абсолютно новые возможности активной организации жизнедеятельности, нормализуя жизнь ребенка и семьи в целом на всех уровнях:

· физическом - у ребенка не появляются контрактуры и деформации, т.е. предотвращается вторичная инвалидизация;

· функциональном - ребенок может передвигаться, есть, пить, писать, читать, т.е. повышаются функциональные возможности;

· социальном - ребенок может развиваться, посещать школу, общаться;

· общественном - семья может занимать активную жизненную позицию: работать, отдыхать.

Выстраивание микропространства - это создание функциональной среды. Под функциональной средой следует понимать организацию безбарьерного пространства и использование вспомогательных средств и приспособлений для повышения самостоятельности и независимости человека с ограничениями.

Рекомендации по созданию функциональной среды составляет команда специалистов: инструктор-методист по физической реабилитации, эрготерапевт, учитель-дефектолог, администрация, родители. Они отражаются в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения и обязательны для выполнения.

При организации функциональной среды следует учитывать основные принципы:

o среда должна препятствовать развитию вторичных осложнений;

o компенсировать физические ограничения ребенка;

o уменьшать влияние или препятствовать возникновению патологических двигательных образцов;

o способствовать развитию физиологических двигательных образцов;

o облегчать движение;

o стимулировать собственную двигательную активность;

o оказывать помощь в самообслуживании.

Для удобства передвижения организуется подвоз детей, группы размещаются на первом этаже здания, оборудуются безопасными подъездами и пандусами. Вместе с ребенком изучается наиболее удобный маршрут его передвижения. Обязательным является выбор правильного положения тела, максимально удобного для ребенка. Строго соблюдается двигательный и ортопедический режим детей.

В учебную зону подбирается многофункциональная мебель - используются детские автомобильные сиденья, деревянные стулья оборудуются подлокотниками и подставками для ног. Для удобства восприятия детьми познавательной информации столы для занятий расставляются в форме круга или подковы. Приспосабливаются маты, переносные зеркала, наклонные поверхности для занятий с детьми в положении лежа, утяжелители, резонансные доски и др. Для развития мелкой моторики и мускульных ощущений подбирается разнообразная предметная среда (комплекты мозаик, волчки, эспандеры, рамки Монтессори с различными видами застежек и т.д.). Организуются занятия по развитию таких движений, как сжатие, откручивание, закручивание, открывание, закрывание, протягивание, нанизывание, прокалывание, рисование, склеивание и др [19].

Профессионально организацией функциональной среды для детей с нарушениями функций ОДА занимаются эрготерапевты. Указанную специальность в Республике Беларусь можно получить в Белорусском государственном университете физической культуры [18].

С целью профилактики патологических стереотипных поз и движений учащимся с нарушением функций ОДА придают такие положения тела в пространстве, в которых формируются физиологически правильные стереотипы поз и движений. Для этого используются различные вспомогательные приспособления и технические средства. Рекомендуется как на уроках, так и во внеурочное время менять положение тела: учащийся сидит на стуле, в коляске, стоит, лежит.

Для детей, нуждающихся в коррекции, по основным направлениям развития ребенка разрабатываются индивидуальные программы сопровождения.

Учебно-воспитательный процесс как неотъемлемая часть жизни любого ребенка всегда осуществляется в определенном социальном и пространственно-предметном окружении. Такое окружение детей с нарушениями функций ОДА должно способствовать их нормальному функционированию, максимальному увеличению способности развиваться и учиться.

Педагоги, работающие одновременно как с нормально развивающимися детьми, так и с детьми, имеющими особенности психофизического развития, должны обладать высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности, владеть методами и приемами коррекционно-развивающей работы и умело их использовать с учетом имеющегося у ребенка нарушения [19].

Коррекционно-педагогическая работа органически входит в триединую схему образования: обучение - воспитание - развитие. Она направлена на активизацию двигательной и социальной мобильности, развитие познавательной деятельности, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование общих интеллектуальных умений, навыков социального взаимодействия, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности ребенка.

Развитие компенсаторных приспособлений зависит от характера, времени и степени нарушения функций, оказания своевременной квалифицированной комплексной помощи, а также таких психологических факторов, как осознание дефекта, установка на компенсацию, социальная позиция индивида и т.д.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в эмоциональной и социальной поддержке. Поэтому в дошкольном учреждении педагогом-психологом и учителем-дефектологом проводится работа, направленная на развитие их коммуникативных способностей, уверенности в себе с применением игротерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игр на релаксацию и других методов. Рассмотрим подробнее некоторые из них:

1. Игровая терапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических, психических состояний ребенка. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации.

Игры несут в себе элементы физического и социально-психологического тренинга, активизируют мыслительную деятельность, воображения, творческие способности детей, игра развивает ориентацию, учит поиску нужного решения.

Например, при использовании лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости, Игры, проведённые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это вызывает искренний смех и у детей и у родителей. Непринуждённая весёлая атмосфера не даёт ребёнку "уйти" в болезнь, позволяет родителям проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости. Это является мощнейшим терапевтическим средством [26].

2. Арттерапия - лечение искусством, посредством художественного творчества. Ценность данного метода состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне изучать и анализировать разные чувства.

Существует несколько вариантов использования этого метода:

ѕ использование уже существующих произведений искусства через их анализ.

ѕ побуждение интереса ребенка к самостоятельному творчеству.

ѕ использование произведений искусств и самостоятельное творчество ребенка.

ѕ творчество педагога - лепка, рисование, направленное на взаимодействие с детьми с нарушением ОДА.

3. Библиотерапия предусматривает специальное коррекционное воздействие на лицо с ограниченными возможностями с помощью чтения специально подобранной литературы, которая способствует нормализации и оптимизации психического состояния ребенка. Реабилитационное воздействие чтения проявляется в том, что художественные образы и связанные с ними чувства или направляют их по новому руслу.

4. Музыкотерапия. В ней используются разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции детей с ограниченными возможностями, развитие их творческих способностей, расширению кругозора, активации социально адаптивных способностей.

5. Глинотерапия - работа с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто). Изготовление различных поделок способствуют развитию интеллекта, мотивации для активного участия в социокультурном пространстве, повышению самооценки, овладении навыками профессионального мастерства.

6. Трудотерапия - это метод восстановления нарушенных функций и трудоспособности при помощи трудовых операций [17].

Работу по планированию физического развития и воспитания учащихся с нарушениями функций ОДА осуществляет инструктор-методист по адаптивной физической культуре, инструктор-методист по физической реабилитации школы или центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации по месту нахождения общеобразовательного учреждения.

При планировании работы по физическому воспитанию и развитию детей с нарушениями функций ОДА необходимо учесть индивидуальные особенности ребенка, включающие:

ѕ группу здоровья;

ѕ диагноз основного и сопутствующего заболевания;

ѕ уровень физического развития;

ѕ группу по физкультуре;

ѕ адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы;

ѕ уровень мотивации ребенка.

Исходя из индивидуальных особенностей ребенка должны быть подобраны:

ѕ кратность выполнения комплекса упражнений (ежедневно 1-2 раза в день; 2-3 раза в неделю);

ѕ темп упражнений (медленный, быстрый);

ѕ исходное положение, при котором выполняются упражнения; наиболее полезные упражнения и направления работы [18].

Физическое развитие и воспитание для детей с нарушениями функций ОДА осуществляется по следующим направлениям:

Ш правильная организация двигательного режима;

Обязательным условием рационально построенного двигательного режима является качественное разнообразие движений. Движения должны быть сбалансированными в количественном отношении с индивидуальными потребностями и возможностями растущего организма системой взаимосвязанных, рационально сочетающихся друг с другом организационных форм физического воспитания, направленных на удовлетворение биологической потребности ребенка в движении.

Движениями учащихся с нарушениями функций ОДА нужно управлять, то есть формировать такой двигательный режим, который позволит им реализовать заложенную природой потребность в движениях в течение суток (суточная двигательная активность - СДА). Она зависит от генетических факторов, внешних воздействий и психофизического состояния. СДА стимулирует и одновременно отражает развитие организма, определяет самочувствие и работоспособность человека[18].

Ш физическая реабилитация;

Основной задачей физической реабилитации является формирование адекватной двигательной активности, профилактика контрактур, обеспечение вспомогательными средствами (инвалидная коляска, костыли, протезы, ортопедическая обувь) и проведение лечебной физкультуры для укрепления мышечной системы (изометрическая лечебная физкультура при заболеваниях мышечной системы).

Делись добром ;)