Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы

курсовая работа

3. Права лиц, освобожденных от наказания и социальная программа их реабилитации в России

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 года, подчеркивается необходимость постепенной подготовки заключенных к жизни на свободе. Одной из форм такой подготовки рекомендуется "пенитенциарный отпуск", во время которого заключенные подыскивают для себя работу, устанавливают полезные связи, решают свои семейные дела и т.д. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении желательных социальных отношений заключенного [20].

Вступление России в ООН повлекло за собой и принятие конвенций ООН в частности «о правах человека», в соответствии с которой и построено все законодательство стран членов ООН. 8 января 1997 г. был принят новый УИК РФ, статья 97 которого также предусматривает отпуска осужденным. В ней говорится, что осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений:

а) краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;

б) длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным, указанным в части второй статьи 103 настоящего Кодекса, или осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.

Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников, либо в детском доме на срок до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей - инвалидов вне исправительной колонии, - один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок [2].

В целом, можно сказать о том, что российской уголовно-исполнительной системе нужна научно обоснованная и хорошо спрогнозированная программа развития института предоставления отпусков осужденным.

Отбывание уголовного наказания в условиях изоляции от общества нередко приводит к разрыву социально полезных связей осужденного с семьей, родственниками, трудовым коллективом по месту прежней работы и т.п. Трудности, испытываемые лицом, отбывшим наказание, особенно в трудовом и бытовом устройстве, могут подталкивать его к совершению новых преступлений. Поэтому, закон возлагает на администрацию исправительных учреждений по месту отбывания осужденными наказаний в виде ареста, ограничения либо лишения свободы обязанность подготовки таких лиц к предстоящему освобождению (ст.180 УИК РФ). Представители администрации, ответственные за осуществление воспитательной работы с осужденными, проводят с ними беседы, в ходе которых выясняются намерения каждого конкретного лица в плане его жизнеустройства после освобождения, ему даются необходимые рекомендации в свете положений действующего законодательства [2]. Таким образом, в законе отмечено большое воспитательное значение таких собеседований, которые должны носить неформальный характер, помогать осужденному принять правильное решение.

После того, как намерения осужденного определятся, но не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста и за шесть месяцев до отбытия других наказаний, администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет органам местного самоуправления и федеральной службы занятости по месту предстоящего жительства освобождаемого письменное уведомление с информацией о времени прибытия данного лица и предложениями относительно его бытового и трудового устройства [3]. Следует отметить, что в уведомлении, как следует из текста закона, обязательно должна содержаться и информация о наличии у освобожденного жилья, о его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Если освобождаемые в силу пенсионного возраста или инвалидности являются нетрудоспособными и нуждаются в специальном уходе, администрация учреждения, исполняющего наказания, направляет органам социальной защиты представление о помещении этих лиц в дома инвалидов и престарелых. К представлению прилагается письменная просьба самих осужденных.

Помещение в специально организуемые для таких лиц дома инвалидов и престарелых осуществляется органами социального обеспечения по месту жительства освобожденного либо в ином месте в порядке, предусмотренным действующим законодательством [3].

В целях способствования адаптации освобождаемых из мест лишения свободы к условиям жизни гражданского общества, а также из соображений гуманности статья 181 УИК РФ предусматривает различные формы материальной поддержки таких лиц в первый период после отбытия ими наказания. В настоящее время по ряду объективных причин не все осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях, обеспечены оплачиваемой работой, многие имеют низкие заработки. Поэтому к моменту освобождения они могут нуждаться в материальной помощи. Эта помощь предоставляется администрацией учреждения, исполняющего наказание. Материальная помощь выражается, прежде всего, в оплате транспортных расходов освобожденного, которые могут быть довольно значительными. Освобождаемый получает бесплатный билет до конечного пункта по избранному месту жительства.

Обычно освобожденным оплачивается проезд в общих железнодорожных вагонах, но с учетом особенностей транспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им может обеспечиваться проезд водным (в каютах 3 класса), автомобильным или воздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. По желанию осужденного, при условии доплаты разницы в тарифе, ему могут быть приобретены билеты с более комфортабельными условиями проезда.

Иные формы материальной помощи из числа предусмотренных законом предоставляются только тем, кто в них нуждается. В частности, по заявлению осужденного ему при освобождении бесплатно выдается одежда и обувь по сезону. При наличии средств из специального фонда может быть выдано единовременное денежное пособие в размере установленного законом минимального месячного заработка (если Правительством Российской Федерации не установлены иные суммы) [2]. Следует отметить, что законом не запрещено использование в этих целях и иных средств, например, из общественных фондов помощи осужденным, создаваемых в учреждениях, исполняющих наказания, за счет финансовых поступлений от благотворительных организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный, как и все граждане, имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. С учетом этого обстоятельства, а также неограниченного права осужденных на переписку, закон в общем порядке не предусматривает обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, сообщать о предстоящем освобождении родственников осужденного и иных лиц, исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей (ст. 180 УИК РФ) ввиду того, что они нуждаются в особой заботе со стороны государства, а также больных осужденных, нуждающихся в постороннем уходе. При необходимости об их освобождении ставятся в известность органы опеки и попечительства, органы и учреждения Министерства здравоохранения РФ [1].

При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденного из числа больных лиц, нуждающихся в постороннем уходе, беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, а также несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, данное лицо направляется к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения[3].

Статья 182 УИК РФ лишь в самой общей форме закрепляет права лиц, освобожденных от наказания, на определенные виды необходимой социальной помощи [2]. Необходимо отметить, что уголовно - исполнительное законодательство в этой части должно быть дополнено соответствующими федеральными законами.

А.И. Зубков отмечает, что принятие подобного рода законодательных актов сдерживается, прежде всего, отсутствием необходимых экономических условий. Однако не вызывает сомнения, что в перспективе юридические возможности получения рассматриваемой категорией лиц должной помощи будут расширяться [7]. Можно отметить, что определенные предпосылки для этого заложены в действующих федеральных законах и нормативных правовых актах органов исполнительной власти.

А.И. Зубков также говорит о том, что опыт борьбы с преступностью в России и многих других странах показал целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в целях закрепления положительных результатов применения к ним уголовно-правовых мер предупреждения рецидива преступлений. В специальной литературе такой контроль называется "криминологическим", "профилактическим", "посткриминальным", "постпенитенциарным" и т.д. Его суть заключается в наблюдении за поведением лица, освобожденного от наказания, с последующим сообщением об обнаруженных нарушениях компетентному органу для принятия необходимых мер [7]. Таким образом, контролирующий субъект наделяется законом правом самостоятельного применения некоторых превентивных мер.

В соответствии со ст. 13 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних их районные (городские) звенья осуществляют наблюдение за поведением досрочно освобожденных от отбывания наказания несовершеннолетних. На основании ст. 27.1 названного Положения каждая комиссия по делам несовершеннолетних, действующая по месту постоянного жительства освобожденного из воспитательной колонии, должна до достижения им 18-летнего возраста принимать меры к трудоустройству или направлению в учебное заведение этого лица, а также контролировать его поведение [2].

На территории России еще действует Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Такой надзор имеет целью предупреждение преступлений со стороны данных лиц и оказание на них необходимого воспитательного воздействия. Административный надзор является принудительной мерой и применяется в отношении освобожденных от отбывания наказания совершеннолетних лиц:

а) осужденных ранее за совершение преступлений при особо опасном рецидиве;

б) судимых ранее к лишению свободы за тяжкие преступления или судимых два и более раза к лишению свободы за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы условно - досрочно и вновь совершивших умышленное преступление в течение неотбытой части наказания [7]. Таким образом, надзор за ними устанавливается, если поведение данных лиц свидетельствует об их упорном нежелании встать на путь исправления, приобщиться к честной трудовой жизни.

К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие ограничения:

а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время;

б) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города);

в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

г) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Ограничения применяются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

Административный надзор устанавливается по месту жительства освобожденного на срок от шести месяцев до одного года. В необходимых случаях он может быть продлен каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков судимости. Вместе с тем предусмотрена возможность досрочного прекращения надзора, если лицо положительно характеризуется по работе и в быту.

Следует отметить, что эффективность административного надзора как меры предупреждения рецидива преступлений в настоящее время невысока, вследствие, прежде всего, большой загруженности участковых инспекторов милиции, отмены уголовной ответственности за злостное нарушение правил административного надзора. То есть освобожденные от наказания просто ходят и платят административные штрафы и спокойно нарушают правила административного надзора (ведь штрафы несущественные).

А.И. Зубков отмечает, что лица, освобожденные из исправительных учреждений, предпочитают трудоустраиваться самостоятельно, без помощи государственных органов, и в большинстве случаев им это удается. Вместе с тем они вправе обращаться за содействием в органы федеральной службы занятости по месту жительства. Статья 13 Федерального закона "О занятости населения" от 19 апреля 1991 года относит лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к числу пользующихся повышенной социально - правовой защитой. В соответствии с совместным указанием МВД РФ и Федеральной службы занятости РФ от 28 сентября 1992 года освобожденные от наказания имеют право первоочередного трудоустройства через центры занятости.

В период вынужденной безработицы гражданин, освобожденный от наказания и зарегистрировавшийся в органе федеральной службы занятости, вправе получать пособие, размер которого зависит от среднего заработка в период отбывания наказания, но не может быть меньше установленного размера минимальной заработной платы. Пособие выплачивается на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О занятости населения" [3].

Нормы действующего законодательства о жилье не предусматривают каких-либо особых или преимущественных прав на его получение лицами, освобожденными от наказания, по сравнению с другими гражданами. Можно лишь отметить, что при отсутствии жилья освобожденный вправе обратиться с заявлением о постановке на учет в жилищные органы по месту своего постоянного проживания для получения жилья в обычном порядке. Возможно получение места в общежитии или иного ведомственного жилья, предоставляемого организацией по месту работы.

Как в период отбывания наказания, так и после освобождения за гражданином сохраняется право собственности на частное домовладение, в том числе индивидуальное или долевое право собственности на приватизированную квартиру[3]. Т.е. он может получать жилье по наследству, по договору купли - продажи, дарения, приобретать земельные участки под застройку и т.п.

Согласно Информационное приложению “Бывшие зеки”, в ряде регионов, по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы Центры социальной адаптации, предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам не имеющим жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание. Так в Санкт-Петербурге существует Центр социальных, психологических и правовых исследований, мужской приют для вышедших из заключения на 15 мест, кризисная служба психологической помощи, антисуицидальная психотерапия для предотвращения самоубийств среди вышедших из заключения. Для заключенных есть программа "Год" (полгода подготовка заключенного к освобождению, полгода - адаптация на воле). Проведение исследований и подготовка обучающих программ в области профессиональной адаптации (врачей, учителей), адаптация людей после религиозных тоталитарных сект, семейная терапия (коррекция отношений между детьми и их родителями). Существует государственное учреждение подобной направленности: Центр социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы (создан по инициативе мэрии Санкт-Петербурга в 1993 г.), который предоставляет временное жилье в мужском приюте на 40 человек (проживание до 6 месяцев), оказывает помощь в трудоустройстве и содействие в получении прописки. Клиенты могут воспользоваться предоставляемыми услугами только при наличии направления, взятого в районной наблюдательной комиссии и подписанного заместителем главы администрации района. Подобный дом ночного пребывания существует и в г. Екатеринбурге. Но количество мест в нем ограничено, а желающие принимаются со всей области, причем не только освобожденные от наказания, но и лица, не имеющие жилья. Также в Санкт-Петербурге существует Благотворительный фонд помощи заключенным "Помощь" Зарегистрирован в 1994 г. [19].

Таким образом, можно сказать о том, что права бывших заключенных не ущемлены и программы по их социальной реабилитации постоянно улучшаются и разрабатываются, а также с помощью различных созданных учреждений по реабилитации бывших заключенных вносят существенный вклад по осуществлению помощи в адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Делись добром ;)