Социальная адаптация мигрантов: сущность, проблемы

курсовая работа

2. Миграционная политика государства как фактор адаптации мигрантов

Политический словарь Политический словарь. М.Большая Российская энциклопедия, 2001.с45. дает такое определение миграционной политике государства - это комплекс мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу.

Мне наиболее близка позиция Сухова А.Н., Трыкановой С.А. Сухов А.Н., Трыканова С.А.. Миграция в Европе и ее последствия.,М.: Флинта:МПСИ, 2008.216с., которые под миграционной политикой государства понимают - деятельность государственных органов и иных социальных институтов, исполнительной, законодательной и других ветвей власти по выработке стратегических и тактических целей, связанный с решением демографических, экономических проблем, а также выбором средств их достижения путем обеспечения иммигрантского контроля, приема мигрантов, их трудоустройства, адаптации и ограничения нежелательных мигрантов с учетом последствий данного явления.

Миграционная политика современных государств основывается на общих принципах, которые разработаны в рамках международного права.

Целями миграционной  политики любого государства в целом является: уменьшение негативных последствий миграции, а также раскрытие конструктивного потенциала притока переселенцев их адаптация к новым условиям жизни Колев Г. В. Миграционная политика Европейских Стран.М.,Наука,2008.С.56. А.Н. Сухов. С.А. Трыканова. Миграция в Европе и ее последствия.,М.: Флинта:МПСИ, 2008.216с..

В настоящее время в каждом государстве сложилась система мер (действий), с помощью которых государство регулируют потоки переселенцев, меры по их адаптации, которая включает в себя прежде всего законодательство о юридическом, политическом и профессиональном правовом положении иммигрантов в той или иной стране, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции Колев Г. В. Указ.соч.С.56.

Законодательство национальных стран для проведении эффективной миграционной политики должны учитывать принципы и нормы международного права. Поэтому считаю нужным остановиться на данном вопросе поподробнее.

В 1939 году Международной организацией труда (МОТ) была принята Конвенция N 97 о трудящихся-мигрантах Международная организация труда конвенция № 97 о трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году). Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 965., которая до сих пор остается самым подробным и обстоятельным международным документом, регулирующим отношения трудовой миграции между странами. Она регламентирует обязанности стран, участвующих в международной трудовой миграции, призывает к недопущению неравенства между мигрантами и коренными жителями при найме на работу, содержит рекомендации по обеспечению социальных гарантий трудящимся-мигрантам, по поводу заключения международных двусторонних договоров об использовании рабочей силы и индивидуальных трудовых контрактов. Положения Конвенции не теряют своей актуальности и представляют собой всесторонний правовой механизм регулирования миграции рабочей силы, государствам рекомендовано: учредить компетентную и бесплатную консультационную службу помощи трудящимся-мигрантам - как для находящихся в стране иностранных рабочих, так и для своих граждан, направляющихся на работу за рубеж; предусмотреть специальные медицинские службы по организации медицинского контроля перед отъездом и по приезде трудящихся-мигрантов и членов их семей для обеспечения гарантий необходимого медицинского обслуживания в стране назначения; исключить дискриминацию по национальному, расовому, религиозному или половому признаку при трудоустройстве и обеспечить равные с коренными жителями условия получения заработной платы, пособий, сверхурочных, оплачиваемых отпусков, участия в профсоюзах в соответствии с национальными законодательствами принимающих стран; разрешить вывоз валюты - заработка и сбережений трудящегося-мигранта на родину в соответствии с национальным законодательством; услуги в связи с вербовкой мигранта, оформление его отъезда и определение на работу предоставляться бесплатно государственными службами по трудоустройству либо, если это предусмотрено законодательством страны, частными фирмами при определенном посредническом проценте; перед тем как выдать разрешение на въезд трудящегося-мигранта, компетентные органы власти территории предполагаемого трудоустройства должны удостовериться, что на данной территории не имеется достаточного числа людей, способных выполнять данную работу; всякое лицо, способствующее тайной или незаконной миграции, подлежит соответствующему наказанию; если трудящийся-мигрант, въехавший на территорию страны - члена МОТ, по независящим от него причинам не в состоянии получить работу, для которой он был завербован, то расходы по его возвращению, так же как по возвращению членов его семьи, которым разрешено было его сопровождать, не ложатся на мигранта; личное имущество трудящихся-мигрантов (включая собственные рабочие инструменты) освобождается от уплаты таможенных пошлин как при доставке в страну назначения, так и по возвращении в страну происхождения. Таким образом, Конвенция N 97 представляет собой широкое правовое поле, которое дает мигранту гарантию защиты его прав и обеспечения его интересов в суде в случае конфликтных ситуаций. Однако основные страны - импортеры рабочей силы не стремятся связывать себя жесткими правовыми обязательствами, которые влечет за собой присоединение к Конвенции. Среди государств, ратифицировавших Конвенцию, подавляющее большинство - страны, экспортирующие свои трудовые ресурсы на мировой рынок.

Важными документами ООН в области регулирования миграции стали:

Конвенция МОТ 1975 г., которая провозгласила необходимость защиты прав нелегальных мигрантов Трыканова С.А. Развитие международного миграционного права в XX - XXI вв. Миграционное право, 2007, N 5..

Международная конвенция защиты прав всех рабочих-мигрантов и членов их семей Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей .Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 45/158 ГА ООН от 18 декабря 1990 года. Электронный ресурс]. http:// www.terralegis.org/terra/act/b549.h. . (дата обращения 14 марта 2011 г.)., принятая в 1990 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Эта Конвенция впервые установила международное определение различных категорий трудящихся-мигрантов и представляла собой важный шаг к закреплению ответственности принимающих стран в признании прав мигрантов и обеспечении их защиты. Чтобы Конвенция вступила в силу, она должна быть ратифицирована по крайней мере 20 странами. Однако пока она ратифицирована немногочисленной группой стран - экспортеров рабочей силы (Колумбией, Египтом, Марокко, Филиппинами, Шри-Ланкой, Угандой и др.)

В 1977 г. была открыта к подписанию Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов Статус Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов (ETS N 93) (Страсбург, 24 ноября 1977 года). СПС «Консультант-плюс. Законодательство».. Она сфокусирована прежде всего на гуманитарных аспектах трудовой миграции, в первую очередь на правах и свободах трудовых мигрантов. Европейская конвенция обеспечивает равенство условий работы и проживания трудовых мигрантов в странах приема наравне с коренными жителями, доступ к информации, касающейся их прав и возможностей, доступ к медицинской, социальной и юридической помощи, а также доступ к образованию, как общему, так и профессиональному, право на воссоединение семьи, избежание двойного налогообложения доходов мигрантов и т.д. Европейская конвенция затрагивает лишь наиболее важные аспекты правового статуса и соответственно правовой защиты трудовых мигрантов, предлагая решение более конкретных вопросов посредством национального законодательства, а также многосторонних и двусторонних соглашений. К середине 2004 г. Европейскую конвенцию подписали 14 европейских государств, а ратифицировали лишь 8. Разные страны имеют разный интерес в участии в потоках трудовой миграции, и их национальное законодательство в некоторых вопросах трудно совместимо с гуманитарными принципами Конвенции. Особенно это касается стран Восточной Европы и бывшего СССР, где существенная часть трудовой миграции происходит в незаконной форме, а либеральные принципы еще не стали нормой государственного регулирования Трыканова С.А. Развитие международного миграционного права в XX - XXI вв. Миграционное право, 2007, N 5.. Страна, решившая присоединиться к Европейской конвенции, обязана пересмотреть свое национальное законодательство с тем, чтобы предоставить трудовым мигрантам, работающим на ее территории, равные с коренным населением возможности получения медицинской и социальной помощи; гарантировать повторное устройство на работу в случае, например, продолжительного заболевания мигранта, результатом которого было расторжение трудового контракта; обеспечить мигрантов при возвращении на родину информацией о возможностях их трудоустройства там; взять на себя расходы, связанные с возможной гибелью мигранта в результате несчастного случая на производстве, и т.п.

Большую роль в регулировании миграционных процессов играют межправительственные соглашения, соблюдение которых позволит защитить права и интересы мигрантов. В них оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране. Так, в межправительственных соглашениях между ФРГ и странами-экспортерами, специально оговаривается положение о том, что наем и оплата труда иностранных рабочих осуществляются работодателями на тех же условиях, что и немецких рабочих.

Для проведения эффективной миграционной политики в каждом государстве созданы национальные миграционные службы, деятельность которых на международном уровне координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития) Колев Г. В. Миграционная политика Европейских Стран. М.,Наука,2008.С.56..

Миграционные службы стран контролируют, прежде всего, въезд иностранных лиц в страну.

В последние годы многие страны, такие как, Финляндия, Швеция, Австрия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так, Швеция при въезде требует от иностранного работника подписанного контракта на работу, знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов.

Большой проблемой для многих стран является возвращение иностранных рабочих на родину после истечения срока контракта (т.е. репатриация). Нежелание возвращаться на родину люди мотивируют наличием экономических, социальных, и даже психологических проблем, с которыми им придется столкнутся в своей родной стране. Ряд западноевропейских стран разрабатывали и принимали специальные программы, стимулирующие репатриацию. Так, например, Франция и Германия в случае добровольного увольнения, а также их возвращения на родину рабочих производила материальные выплаты. ФРГ предусматривала выплаты турецким и португальским рабочим через полгода после их возвращения на родину. Однако эти меры не привели к существенному снижению численности иностранцев. Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материально помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако данные меры были негативно восприняты предпринимателями, т.к. в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели грозились, что для того, чтобы иностранные рабочие оставались в стране, будут сами выплачивать премию.

Кроме вышеуказанных европейские страны разработали различные меры, направленные на облегчение положения возвращающихся рабочих в экономику их родных стран. Франция ввела систему профподготовки для иммигрантов из Испании, Марокко, Алжира, Туниса, Португалии, Мали, Югославии. ФРГ с 70-х годов проводила аналогичную программу профессиональной подготовки иностранцев из Югославии, Греции, Турции. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию

В условиях финансового кризиса, важным аспектом обеспечения безопасности государств является формулирование новых подходов к миграционной политике.

Ученые сходятся во мнении, что оптимизация миграционной политики государств должна происходит на основе:

-совершенствования правового регулирования миграционных процессов;

-обучения, социально-психологической и культурно-языковой адаптации иммигрантов. Сухов А.Н.. С.А. Трыканова. Миграция в Европе и ее последствия.,М.: Флинта:МПСИ, 2008.216с

В настоящее время государственные органы и население стран ЕС и других стран столкнулись с целым рядом очень серьезных проблем, которые требуют правового регулирования. В связи с этим в литературе А.Н. Сухов. С.А. Трыканова.Указ. соч. С.102. высказывается мысль провести ряд мер по совершенствованию законодательства в области миграционной политики государств: разработать общую политику по предоставлению убежища, унифицировать национальные законодательства в этом вопросе; дополнить законодательную базу в области незаконной миграции и контролировать исполнение уже существующих нормативных актов; создать законодательную базу по вопросам межгосударственного кадрового обмена, так как единый мировой рынок предполагает свободную циркуляцию рабочей силы.

В последнее время для миграционной политики большинства стран характерна ориентация на комплексный подход, на тесную координацию различных ее направлений, в этом многие видят положительный пример .Н. Сухов. С.А. Трыканова.Указ. соч. С.102.. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов включает в себя обеспечение их обустройства, адаптации или интеграции и поддержание нормальных межэтнических отношений в обществе, а также принятие внешних мер (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.) по предупреждению и ограничению потоков нежелательных мигрантов. В начале 21 века в связи с угрозой международного терроризма первостепенное значение стало придаваться усилению контроля за пропуском в страну мигрантов с учетом требований национальной безопасности и ужесточению борьбы с нелегальной миграцией.

Миграционная политика активно выполняет и свои экономические функции, связанные с ресурсным обеспечением производства. Миграционное законодательство большинства стран способствует въезду высококвалифицированных рабочих, которые пользуются повышенным спросом на рынке труда страны, отдавая все большее предпочтение их временной работе перед постоянным местожительства. При этом оставляя место и для временных, в том числе сезонных, неквалифицированных работников. Поощряется приезд коммерческих эмигрантов, обладающих капиталом и ориентированных на инвестирование и предпринимательскую деятельность. Приветствуются: работники, могущие работать на малооплачиваемой работе, работе с тяжелыми и вредными условиями труда, на престижной и малоквалифицированной работе; специалисты быстроразвивающихся и малоизвестных сфер экономической деятельности, как, например, инженеры по электронике, представителей редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения), специалисты высшей квалификации, руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.

В целях повышения эффективности и возможности взаимодействия между информационными системами государств в сфере миграции и совершенствования контроля границ, предлагается создать единую систему визовой информации Сухов А.Н., Трыканова С.А..Указ. соч. С.102..

В целях усиления визовой политики государств предлагается организовать общие визовые управления, а даже общий центр приема заявлений Колев Г. В. Миграционная политика Европейских Стран.М.,Наука,2008.С.56..

Вместе с тем, оптимизация миграционной политики невозможна без решения вопросов, связанных с социально-психологической, культурно-языковой адаптацией иммигрантов Сухов А.Н., Трыканова С.А..Указ. соч. С.102.. А это решение вопросов на государственном уровне строительства детских садов, школ, специальных образовательных учреждений в местах компактного расселения вынужденных мигрантов, культурных центров, центров по психологической адаптации, это материальная поддержка социальных прав мигрантов, коммуникативная и информационная поддержка (учреждение массовой газеты, освещение проблемы миграции), реализация национальных проектов, программ юридической подготовки и переквалификации мигрантов.

До настоящего времени, данные вопросы решаются государствами, однако все это носит фрагментарный характер. Национальные программы интеграции иммигрантов Австрии, Германии, Финляндии, Дании, Нидерландов включают ознакомительные курсы со страной проживания, где мигрантам дается информация о правовой системе, культуре и истории страны, языковую подготовку, а также профессиональную подготовку для рынка труда, Трыканова С.А. Актуальные проблемы миграционной политики и права ЕС в условиях мирового финансового кризиса. Журнал "Российское право в Интернете". Номер 2009 (05) Спецвыпуск www.rpi.msal.ru/prints/200905_3tryk.. В Дании такие курсы являются составной частью языковой подготовки. Министр по вопросам иммиграции Голландии Рита Вердонк предложила, чтобы все иммигранты в этой стране прошли через курсы социальной интеграции и сдавали экзамены по их окончании.

Иммигранты большинства стран Евросоюза имеют свободный доступ к участию в культурной и социальной жизни принимающей страны, к ее системе образования, могут участвовать и в политической жизни, в деятельности политических партий, ассоциаций, обществ и организаций. Почти половина государств-членов Евросоюза предоставляет иммигрантам стран некоторые политические права, например, участие в местных или муниципальных выборах Трыканова С.А. Актуальные проблемы миграционной политики и права ЕС в условиях мирового финансового кризиса. Журнал «Российское право в Интернете». Номер 2009 (05) Спецвыпуск www.rpi.msal.ru/prints/200905_3tryk.. Защита прав мигрантов обеспечивается: организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией; принятием мер против недостоверной информации; принятием мер по обеспечению всех стадий миграции; организацией соответствующих медицинских служб; разрешение переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов. Однако высказывается мысль, что принципиально важно участие иммигрантов, иммигрантских организаций в процессе принятия решений в стране проживания Там же., т.е. участие их в работе государственных органов, что сейчас очень большая редкость.

Но все эти меры носят, повторюсь, только фрагментарный характер. Совершенно очевидно, что на современном этапе назрела необходимость сформулировать комплексный антикризисный подход в сфере миграционной политики, действовать совместными усилиями.

Делись добром ;)