Социальная адаптация молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе

курсовая работа

1. Теоретические основы социальной адаптации в обществе молодых людей с ограниченными возможностями здоровья

Чтобы сформулировать теоретические положения проблемы повышения эффективности социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в современном обществе, мы обратились к анализу их личностных особенностей.

Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптацию к нему. Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте от 18 до 30лет. Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 18 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей. Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни - семейной и внесемейной социализации. [35]

Чаще всего под "людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)" в научной литературе принято понимать людей, которые имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами.

Так, например, в "Российской энциклопедии социальной работы" человек с ограниченными возможностями определяется как тот, кто "не способен выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным". [36]

В 1980 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

- недуг - любая утрата или аномалия психологической, либо физиологической, либо анатомической структуры или функции;

- ограниченные возможности - любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека;

- недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее или ограничивающее выполнение им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов)" [18].

Согласно ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалид характеризуется как лицо, которое "…имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты" [1].

В целом, в РФ среди школьников 53 % имеют ослабленное здоровье, а свыше 1 / 3 молодых людей 13 - 17 лет - хронические заболевания, из 6 миллионов молодых людей 15 - 17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5 % были зарегистрированы различные заболевания, треть которых накладывает ограничения на выбор будущей профессии). [2].

По окончании школы лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми (особенно быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц: за последние 10 лет число здоровых девушек - выпускниц школ - уменьшилось с 28,3 % до 6,3 %, т. е. более чем в 3 раза. [2]

Соответственно, с 40% до 75% увеличилось количество девушек, страдающих хроническими заболеваниями), около 40% выпускников школ имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья, и почти треть юношей не годятся по медицинским показаниям для службы в Вооруженных силах. [2]

Согласно определению, данному в Федеральном законе "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья", "Молодые люди с ОВЗ - это люди с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке".

Однако, нарушение одной из функций приводит молодого человека к проблемам в развитии только при определенных обстоятельствах, поскольку его наличие не всегда влечет за собой дальнейшие нарушения. Так, например, при потере слуха на одно ухо или при поражении зрения на один глаз возможность воспринимать звук или зрительные сигналы сохраняется. Нарушения подобного рода не ограничивают молодых людей в познании окружающего мира, в общении с другими людьми, не мешают им овладевать учебным материалом. Молодой человек же с проблемами в развитии вследствие своего нарушения нуждается в особых условиях, в специальном лечении и образовании.

В ст. 1 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" [1] называются три обязательных условия для признания лица инвалидом:

- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

- ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью;

- необходимость осуществления мер социальной защиты этого лица.

В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации) определяется степень нарушения здоровья. Их четыре:

- 1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;

- 2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);

- 3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;

- 4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого).

Имеющиеся у человека нарушения физического или умственного развития вносят в процесс становления личности значительное своеобразие. Каждый вид аномального развития имеет свои специфические особенности, однако для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения, способности к приему и переработке информации. По этой причине молодые люди с отклонениями в развитии испытывают большие трудности при обучении, что отражается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств. Часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние. Человек с отклонениями в развитии почти всегда в какой-то форме чувствует свое невыгодное положение, вытекающее из его дефекта, что усугубляет чувство его неполноценности. [14].

На качественные характеристики развития людей с ОВЗ сказывается степень, время возникновения первичного дефекта и возраст, в котором он был приобретен. Общая закономерность здесь состоит в том, что, чем раньше наступило повреждение, тем значительнее может быть проявление аномалий в развитии. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонение в личностном развитии и оказать необходимую помощь.[30]

Проанализировав личностные особенности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, мы пришли к выводу, что молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет переживают важнейший период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптацию к нему, как и большинство их сверстников, относящихся к группе "норма". Однако, они в большинстве своем оказываются без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повышает личную ответственность молодых людей за свою судьбу, ставит их перед необходимостью выбора, с другой - обнаруживает неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути в данном случае определяется не только и не столько способностями и интересами молодого человека, а чаще конкретными обстоятельствами жизни, приведшими к ограничению возможностей здоровья. Поэтому на данном этапе особенно важно проведение социальной работы с молодыми людьми по формированию у них умений анализа социального развития собственной личности, проектирования траектории развития своих ценностных смыслов.

Теоретической основой проблемы эффективности адаптации молодых людей с ОВЗ являются:

во-первых, их личностные особенности,

во-вторых, основные субъекты, обеспечивающие социальную адаптацию молодых людей с ОВЗ,

в-третьих, важность принципа субъект-субъектного подхода в применении технологий социально-педагогической поддержки.

Опираясь на результаты анализа личностных особенностей социального развития молодых людей с ОВЗ, в следующем параграфе обратимся к выявлению специфики социальной адаптации молодых людей с ОВЗ в обществе.

Делись добром ;)