logo
Социальная дифференциация и интеграция

Глава 2. Особенности взаимодействия дифференциации и интеграции в социальной структуре

Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в широком смысле слова являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.

Социальная структура в узком смысле слова - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Согласно классического определения Р. Мертона, социальная группа - совокупность людей, которые: определенным образом взаимодействуют; осознают свою принадлежность к группе; считаются ее членами с точки зрения других людей [1, с. 186-188 ].

Есть еще такие понятия, как малые группы -- они образуются при условии личного контакта между членами малой группы. Благодаря этому такие группы считаются более устойчивыми и более долговечными. При решении задач цели обычно совпадают, а так же правила и нормы поведения. Большие группы -- это общность людей в широком смысле этого слова (классовые, территориальные, национальные и т. д.) личный контакт не всегда имеет место быть, чаще всего носит опосредованный характер. Формальным группам присущи правила организации, действия, запреты, санкционированные обществом. Здесь отношения в полном смысле слова оформлены. Неформальная группа не имеет нормативно закрепленных оснований функционирования ее членов, их поведение не регламентировано. Однако это не означает отсутствия порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен: от друзей, любителей искусства, обществ милосердия, защитников природы и культур нации или иной этнической общности [4, 125-127].

Социальный класс является естественноисторическим феноменом обще элементом социальной структуры, поскольку выступает устойчивым носителем экономических, политических, идеологических отношений. Классообразование -- сложный исторический процесс, результат общественного расслоения.

Дадим сначала каноническое определение класса: «Класс, как общность складывается на базе экономических интересов, отношений собственности; он базируется на глубоких, фундаментально важных для общественного бытия человека ценностях. Поскольку класс- это общность, базирующаяся на фундаментальных экономических интересах людей, постольку он представляет собой так называемую сильную общность. Силы классового сцепления взаимодействия, социально-регулятивная роль классовой общности по отношению к отдельным личностям велики и эффективны». [Цит. по: 1, 154].

Сам Маркс справедливо отмечал, что ему не принадлежит открытие существования классов и их борьбы между собой. Однако до Маркса никто не давал столь глубокого обоснования классовой структуры общества, выводя её из фундаментального анализа всей системы экономических отношений.

По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной структуре общества, то есть основой образования классов является общественное разделение труда. В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами выступает источником социального развития.

Главным своим открытием, которое даёт ключ к пониманию теории классового деления, Маркс считал двойственный характер труда (исполнительский и организаторский труд), великое таинство социального расчленения людей.

В целом в XX в. предпринимаются неоднократные попытки дать более конкретного понимание социального класса, приведя его в соответствие с реальными изменениями, характерными для капиталистического общества этого периода. Так, М. Вебер в отличие от К. Маркса, отказывается от философской интерпретации класса, перемещая содержание понятия в экономическое пространство. Базовый регулятор классовых отношений сводит к «собственности» и к «отсутствию собственности»; между полярными классами собственников и рабочим классом Вебер усматривает наличие так называемого среднего класса. [1, с. 132-134].

Согласно Р. Дарендорфу, классовая структура производна от структуры власти, и каждый класс определяется через отношение власти. Несмотря на разность подходов к определению понятия социального класса в западной социологии и политологии XX в. можно усмотреть общие черты. Главными признаками выделения класса у немарксистских теоретиков служат: отношение людей к средствам производства, характер присвоения благ в условиях рыночных отношений.

Социальный слой (страта). Страта включает в себя множество людей, связанных как общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью. Общим признаком могут выступать различные по характерные признаки -- производственные, экономические, политические, социально -- демографические культурные и др. Таким образом, исследователь получает возможность анализировать население по самым различным критериям. В этом случае люди, принадлежащие к разным классам, могут оказаться в одной страте, выделенной, например, по признаку образов или по должностным характеристикам. Таким образом, если класс формирует вертикальное деление общества, то страту выделяют по горизонтальному признаку.

Основанием для выделения страты выступает не любой признак, а лишь статус, т. е. тот, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер «в ниже», «лучше-хуже», «престижно-непрестижно». В обществе есть множество социальных групп, которые к стратификации не имеют отношения. Страта выделяется на основе значимой в представлении определенного круга людей или общества характеристики, проходя через личностное освоение (люди идентифицируют себя с добиваются ее), детерминируется социальными нормами.

Страты в отличие от класса формируются не по чисто экономическим производственно -- профессиональным признакам, которые к тому же легко не только идентифицировать и измерять, но также и по признакам, связанным с культурно-психологической общением (нормы, ценности, представления, образцы поведения и навыки). Социальные общности -- это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов -- это формы совместной жизнедеятельности [6, С. 154-155].

Существуют различные способы классификации социальных общностей. Социальные общности включают в себя как массовые неструктурированные объединения людей (типа толпы, телевизионной аудитории и т. п.), так и социальные группы как более или менее сплоченные, стабильные и объединенные общим интересом объединения людей. С другой стороны, в качестве естественноисторических общностей выступают племя, семья, община, народность, нация.

По предметному критерию выделяются следующие типы общностей: социально-демографические общности; социально-классовые общности; социально-территориальные общности; социально-профессиональные общности; этносоциальные общности; конфессиональные общности и т. п. В совокупности данные виды общностей, выступающие в различных соотношениях и сочетаниях, образуют структуру современного общества [6, С. 183].

К большим социальным группам можно отнести: 1) этнические общности (расы, нации, народности, племена), 2) социально-территориальные общности (это совокупности людей, постоянно проживающих на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни), 3) социально-демографические общности (общества, выделяемые по половозрастным признакам), 4) социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих сходные функции в системе общественного разделения труда). Классы выделяются в связи с отношением к собственности на средства производства и характером присвоения благ. Социальные слои (или страты) выделяются на основе различий в характере труда и образе жизни (именно различия в образе жизни наиболее наглядны) [4, 25-27].

Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т. д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

В широком смысле социальная структура - это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними.

В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» [1, 176]. Таким образом, по Ленину, главный признак класса - отношение к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и управляемые), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития.

Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия.

Неосновные - это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основными и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки).

Социальные слои - это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю. Мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т. д.

Интересы - это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обуславливают их объективное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей. Осознание интересов осуществляется в ходе непрерывно происходящего в обществе процесса социального сравнения, то есть сопоставления жизненного положением сопоставлением других социальных групп

Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

Социальная мобильность - это изменение индивидов или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. Термин «социальная мобильность» [1, 242] был введен в социологию в 1927 году П. А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно взглядам П. А. Сорокина, социальная мобильность означает перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном - движение вверх и вниз; 2) горизонтальном - передвижение на одном и том же социальном уровне.

При этом общественные отношения не однородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания общественные отношения. К их числу в первую очередь относятся производственные, экономические отношения (наряду с этим могут быть выделены и такие виды материальных отношений, как организационно-технические и социально-бытовые). Вторичный уровень образуют идеологические отношения, которые в отличие от отношений первого уровня складываются, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов.

Таким образом, общество представляет собой совокупность людей, связанных системой общественных отношений, складывающихся на основе всего многообразия социально значимых видов деятельности. Надо заметить, что, по мнению многих философов: «Не всякая общность людей является обществом, но любое общество - это так или иначе, самоуправляющаяся общность» [4, 225-227].

Ядро же самодвижения общества образует деятельность, выступающая в качестве способа существования социального, поскольку всякое изменение общества реализуется через деятельность. Деятельность - основная и решающая сфера проявления социальной активности субъектов истории, начиная с отдельных индивидов и кончая человечеством в целом.

социальная дифференциация интеграция класс