Влияние сельской и городской социальной среды на ценностные ориентации подростка

курсовая работа

Введение

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. В свою очередь определяющим фактором, влияющим на развитие и воспитание каждого человека является социальная среда, то есть все то, что нас окружает (семья, друзья, средства массовой информации, образовательные учреждения, уровень экономического развития страны и многое другое). Немаловажную роль играет уровень развития и особенности социальной среды. Например, существенные отличия наблюдаются в таких социальных средах, как сельская и городская, каждая из которых формирует в человеке определенные ценности, нормы и уклад жизни.

Современная нестабильность социально-экономической ситуации в стране постоянно меняет систему взаимодействия человека с миром и с самим собой. При этом роль самого человека как субъекта активности постоянно возрастает.

Ситуация социального развития в последние 10-15 лет характеризуется как кризисная в экономической, политической, духовной жизни российского общества. Происходящие в стране перемены особенно сильно воздействуют на личность, сознание, поведение детей и подростков, живущих в городской и сельской местности.

На поведение подростков влияют все аспекты ситуации в стране: отсутствие экономической стабильности, безработица, резкое и быстрое имущественное расслоение населения, обострение национальных противоречий, криминализация общества.

В связи с этим встает вопрос об актуальности изучения такой темы, как влияние сельской и городской социальной среды на ценностные ориентации подростка. В данном случае нас интересуют отличительные особенности воздействия сельской и городской сред на формирование ценностных ориентаций подростков.

Исследования подросткового возраста и его особенностей связаны с именами Е.А. Арямова, М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.Л. Загоровского, К.П. Веселовской, Б.Г. Ананьева и др. Эти исследования внесли большой вклад в решение проблемы подросткового возраста.

Многие исследователи (Харчев А. Г., Фельдштейн Д.И., Мерлин B. C., Выготский Л.С. и др.) рассматривают влияние социальной среды на формирование поведения у подростков.

Однако малоизученными являются вопросы влияния социальной среды на ценностные ориентации подростка. Не определены различия воспитательного воздействия городской и сельской среды на развитие подростка.

Таким образом, все выше сказанное определяет актуальность нашего исследования, целью которого является: дать характеристику влияния сельской и городской социальной среды на ценностные ориентации подростков.

Объект: влияние сельской и городской социальной среды на ценностные ориентации подростка.

Предмет: ценностные ориентации подростка.

Задачи:

1. Дать характеристику подростковому возрасту.

2. Выделить и охарактеризовать положительные и отрицательные факторы социальной среды, влияющие на развитие и воспитание подростка.

3. Дать сравнительную характеристику сельской и городской социальной среды.

4. Разработать программу опытно-экспериментальной работы.

5. Проведение опытно-экспериментальной работы

6. Охарактеризовать влияние сельской и городской социальной среды на ценностные ориентации подростка.

Методы:

- теоретические методы: сравнительный анализ литературы по изучаемой теме, планирование, прогнозирование, синтез;

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, определены цель, объект, предмет, задачи, методы исследования и структура работы.

В первой главе "Теоретические аспекты воздействия социальной среды на развитие и воспитание подростка" охарактеризованы следующие вопросы: подростковый возраст; социальная среда как основной фактор, влияющий на развитие и воспитание подростков; положительное и отрицательное влияние социального окружения на подростка.

Во второй главе "Опыт влияния сельской и городской социальной среды на ценностные ориентации подростка" дана сравнительная характеристика сельской и городской социальной среды, выявлено влияние этих сред на ценностные ориентации подростка.

В заключении изложены выводы по изучаемой проблеме.

Список литературы включает в себя 41 источник.

Делись добром ;)