Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната (детского дома)

дипломная работа

1.1 Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ребёнок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребёнка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота - это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берёт на себя общество и государство[17,с.192]. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях[17,с.299].

Социальное сиротство - негативное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)»[50,с.445]. Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства - опекунством. Под попечением, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

· умерли;

· лишены родительских прав;

· ограничены в родительских правах;

· признаны безвестно отсутствующими;

· недееспособны (ограничено недееспособны);

· отбывают наказание в исправительных колониях;

· обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

· уклоняются от воспитания детей;

· отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребёнок помещён временно.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду ребёнка, оставшегося без попечительства родителей, и социальную сироту.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казённые младенцы», «рождённые чтобы быть покинутыми», «вечные новорождённые» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующие развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), терроризм 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов[29,с.54].

В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесён мощный удар по вековому зданию русской культуры. Выражение «вековое здание культуры» было введено известным русским философом и культурологом Ю. М. Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что «культура всегда подразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует её как «негенетическую» память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, можем быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетие, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру человечества»[39,c.46].

Л.Н. Толстой считал, что зло, совершённое человеком, не только лишает его истинного блага, но умаляет его душу. В одном из индусских источников ему понравилась мысль, которую он включил в свою книгу афоризмов «Круг чтения»: «Зло в этом мире не тотчас даёт плоды, но, как земля, понемногу и в своё время. И плоды эти ужасны»[39,c.71].

Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись русских храмов, усадеб, других исторических мест, стёрло с лица земли не только архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры, иссушило души и убило память нескольких поколений. Но без прошлого для человека нет будущего. О необходимости «любви к родному пепелищу» и к «отческим гробам» когда-то писал А.С. Пушкин. Современник Л.Н. Толстого известный философ - космист Н.Ф. Фёдоров, разрабатывая свою концепцию воскрешения отцов детьми, главным долгом считал долг памяти[39,c.51].

С разрушением «векового здания русской культуры» оказалась разрушенной и взаимосвязь поколений. Удар, нанесённый культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна постепенно уменьшаться, пока, наконец, этот институт не исчезнет вообще. В 20-е-30-е годы в России регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность. Исчезло отношение к браку как величайшему таинству и акту ответственности, на смену ему пришло легкомыслие.

В результате за десятилетие гражданской войны и первых лет строительства социализма был нанесён мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связи между поколениями. При этом практически уничтоженным оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение старших поколений[18,c.11]. Так, в основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семье всегда лежало уважение к старшим - к родителям, к дедам и прадедам, к старикам в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано ещё примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших». - писали из Тульской губернии на рубеже XVIII-XIX веков. Общественное мнение резко осуждали лиц, позволяющих себе непочтительное отношение к старшим.

Крестьянская семья всегда, представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась «малой церковью», то есть призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена[8,c.17].

С разрушением православной культуры и церкви (вспомним лозунг «Религия - опиум для народа») исчезла ещё одна опора русской семьи. С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. Однако «зло разрушения» принесло свои плоды: в России впервые за её многовековую историю появились так называемые «отказные» дети, которых матери, не желают брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребёнка. Такие дети пополняли Дома ребёнка, а позже - детские дома и школы-интернаты[8,c.23].

Прошли годы. Сегодня мир вступил в XXI век. Однако проблема детей сирот приобретает ещё большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растёт. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.

Глобальные изменения, происходящие на мировой арене, позволили философам и культурологам назвать современную эпоху вторым «осевым временем». Известный философ Карл Ясперс, введший это понятие в научный оборот, подразумевал под ним эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению мира и места человека в нём, «одухотворение человеком смысла бытия»[71,c.117].

Сегодня термин Ясперса приобретает новый смысл. В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общественных проблем, от стратегии, разрешения которых зависит дальнейшее существование современной цивилизации. На рубеже столетий к таким глобальным проблемам специалисты относят: угрозу мировой термоядерной войны, истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды и др.

С другой стороны, налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества и приведший к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековечные народные традиции; «крушение гуманизма» (А. Блок), итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни; утверждение надындивидуальных форм культуры - от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе.

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали: обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоёв общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и «расцвет» масскультуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал кризис воспитания - серьёзнейшая проблема современной педагогической науки. В одном из выступлений в ТГПУ им. Л.Н. Толстого президент РАО академик Н.Д. Никандров с горечью констатировал: «С разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная системы ценностей, в том числе система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признаётся необходимым и практически осуществляется во всём мире. Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительного того, что мы строим, куда идём, по каким законам хотим жить»[49,c.6]. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привёл к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребёнка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение[18,гл.9].

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты. Социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение её структуры и функций. Рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психо-эмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жёсткого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу[29,c.71].

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новые явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменения отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков[52,c.37].

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Всё больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей рождённых вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 55% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца[18,гл.3].

Дополнительным фактором риска для развития становится безработица родителей.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Растёт число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещённых в интернатные учреждения, не снижается[10,c.18].

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 31,6 миллиона детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране 685,1 тыс. детей-сирот, 246 домов ребёнка для 19,3 тыс. детей; 1265 детских домов для 84 тыс. детей, 680 школ-интернатов для 167,5 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке[18,гл.1].

В числе непосредственных причин социального сиротства назовём следующие: добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребёнка, чаще всего это отказ от новорождённого в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребёнка - правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить своё решение. И ребёнок может быть возвращён в семью; принудительное изъятие ребёнка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребёнка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и т. д. Лишение родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом; смерть родителей. Сюда же могут быть отнесены дети, потерянные в силу каких-либо природных или социальных катаклизмов, вынуждающих население страны к хаотической миграции [35,c.11] , [42,c.64].

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни. Воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей, как они, впоследствии лишаются родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства.

Делись добром ;)