Социальная защита и обеспечение населения на муниципальном уровне (на примере МО "Сосновоборский городской округ")

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что без планомерного, направляемого государством развития социальной сферы, науки и образования, разработки и внедрения в производство новых технологий социальной защиты населения динамичное развитие экономики и обеспечение высокого уровня жизни невозможны.

Российская Федерация, провозгласившая себя социальным государством, официально зафиксировала это в статье 7 Конституции РФ Однако сама по себе декларация о социальном государстве не превращает Россию в таковое автоматически. Для его становления, развития и укрепления требуется теоретическое обоснование концептуальных основ формирования эффективной рыночной экономики и социальной политики, обеспечивающих занятость, заработную плату, развитое социальное страхование, социальную поддержку и защиту семьи, материнства и детства, одиноких престарелых граждан и инвалидов за счет разработки комплексных программ и механизмов их реализации на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

Становление и развитие рыночных отношений, демократизация общества, новые социально - экономические условия жизни населения России, бурное развитие новых сервисных технологий, появление возможностей осмысления и оценки реальных жизненных стандартов, достигнутых в странах с рыночной экономикой, реформа местного самоуправления, требуют усиления внимания к комплексному и более детальному исследованию социально - экономических проблем развития услуг в сфере социальной защиты населения в муниципальных образованиях РФ, что и послужило основанием для выбора темы дипломного проекта и предопределило актуальность исследования.

Степень изученности вопроса.

Анализ теории и практики социальной защиты населения широко представлен в отечественной науке. Причиной тому - неизменное стремление как советских, так и современных российских исследователей способствовать повышению уровня социальной защищенности населения и качества жизни граждан. Новый импульс активизации научных исследований в области социальной защиты населения придали трансформационные процессы, происходящие в стране в 1990-х годах, повлекшие за собой серьезные социально-экономические последствия. Появилось множество работ научно-исследовательского характера, посвященных рассмотрению путей реформирования системы социальной защиты населения, повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, вопросам подготовки кадров в сфере социальной работы и социального управления. В целом, можно сказать, что многие аспекты проблемы управления социальной защитой населения раскрыты в современных исследованиях.

Вместе с тем, в теории социальной защиты и обобщении ее практики сохраняется множество нерешенных вопросов методологического и прикладного характера. Следует отметить явную недостаточность работ, посвященных проблемам управления социальной защитой на муниципальном уровне с учетом современных тенденций развития социальной сферы, изменений федерального и местного законодательства. Несмотря на изучение исследователями взаимодействия различных субъектов социальной защиты населения, пока не достаточно систематизированы и обоснованны подходы к вопросу определения принципов, методов и степени регулирования данного процесса.

Цель проекта.

Совершенствование системы социальной защиты и обеспечения населения на муниципальном уровне (на примере МО Сосновоборский городской округ)».

Перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения цели:

- проанализировать формирование системы социальной защиты и обеспечения населения России с точки зрения социального и правового государства, изучить зарубежный опыта социальной защиты и обеспечения населения;

- сделать анализ состояния системы социальной защиты населения, обеспечения населения на муниципальном уровне на примере МО «Сосновоборский городской округ»;

- выявить проблемы и разработать проект совершенствования, деятельности Комитета социальной защиты населения МО «Сосновоборский городской округ».

Объект исследования.

Процесс социальной защиты и обеспечения населения на муниципальном уровне (на примере МО « Сосновоборский городской округ»).

Предмет исследования.

Правовые, финансовые, организационные, социальные аспекты процесса социальной защиты населения на муниципальном уровне (на примере МО «Сосновоборский городской округ»).

Методы научного поиска.

В качестве базовых теоретико-методологических принципов изучения выбранной проблемы послужили такие принципы, как системность, целостность, комплексность, объективность. В ходе исследования использовались методы индукции, синтеза, анализа, аналогии, наблюдения, систематизации и др.

Обзор использованных источников и литературы.

Начиная анализ литературы по теме, мы сначала рассмотрели источники и литературу, в которой ведется спор о самих понятиях «социальная защита» и «социальное обеспечение».

С.Д. Соловьева считает, что институт социальной защиты населения является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает из сущности социального государства и направлен на его реализацию, хотя сущность социального государства им не исчерпывается. Соловьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 30.

О.А. Снежко анализирует конституционные основы социальной защиты, под которыми понимает «основополагающие начала (принципы), закрепленные в Конституции Российской Федерации, направляющие всю деятельность по социальной защите граждан». Поэтому понятие «социальная защита» рассматривается автором достаточно широко, так как «только комплексный подход к данной правовой категории позволяет выявить ее сущность» Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право, 2006, № 7. С. 7 - 8. По мнению автора, понятие «социальная защита» включает в свое содержание не только основные положения права социального обеспечения, но и часть проблем трудового права (безработица, занятость, социальные гарантии в сфере труда), семейного права (государственная поддержка институтов семьи и брака), гражданского права (охрана и защита частной собственности). - Там же. С. 8..

Развитие отдельных частей («узлов») социальной защиты происходит неравномерно, поскольку поле деятельности в этой сфере практически безгранично. В одном случае совершенствуются уже действующие схемы, в другом - нарождаются новые, обусловленные новыми экономическими и социальными реалиями. Складывающаяся система социальной защиты в нашей стране пока не привела к формированию единой системы категорий, понятий и терминов. О не устоявшемся процессе свидетельствует неоднозначность самого понятия «социальная защита». Это является свидетельством того, что «указанное общественное явление сложно и многогранно». Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Казань, 2005. С. 11.

При определении понятия «социальная защита» используются такие термины, как «деятельность», «действия», «функция», «меры», «мероприятия» и т.п. В ходе анализа указанного понятия выделяются объект и субъект социальной защиты, уточняются смысловые особенности понимания социальной защиты в широком и узком смыслах, целевые установки, функциональная нагрузка, механизм осуществления социальной защиты и обстоятельства, вызывающие необходимость осуществления этой деятельности. Буянова М.О. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М.: КноРус,, 2006. С. 7; Право социального обеспечения России: Учебник. Под ред К.Н. Гусова. // М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. -. С. 13; Социальное государство: Краткий словарь-справочник / Н.Н.Гриценко, Ю.Е.Волков, В.Н.Киселев, В.Я.Саленко и др. - М.: АТиСО, 2008.- С. 201, Икингрин Е. Н., Неганов Ф. М. Социальная защита населения северных городов России: теория, методология практика / Е. Н. Икингрин, Ф. М. Неганов. -- Уфа: Изд. Башкир. гос. ун-та, 2007. С. 15 - 16; Шарин В. И. Фонды социальной защиты. Екатеринбург: Полиграфист, 2008. С. 7 - 8 и т.д..

Указанные аспекты рассматриваются авторами не только в общем плане, но и применительно к конкретным категориям граждан. См., например: Морозова Е.А. К определению социальной политики и социальной защиты // Доклады II Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социологии в ХХI веке: социальные вызовы и альтернативы». В 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 259 - 263.

В последнее десятилетие, считают авторы, выявилась тенденция использовать в качестве обобщающего термина в этой сфере государственной деятельности выражение «социальная защита», и это выражение заменило собой термин «социальное обеспечение». В то же время признается необходимость сохранения этого термина для обозначения того направления государственной деятельности, которое относится к социальной защите граждан, имеющих заслуги перед обществом, но не охваченных социальным страхованием (например, авторы сюда относят военных ветеранов). Чепурной А.Г. Социальная защита инвалидов боевых действий в Российской Федерации. Монография. М. ЮНИТИ, 2006. С. 61, 155 - 156 и др.

Г. Скачко выражает свое согласие с теми учеными, которые на основе анализа мирового опыта выделяют пять базовых институтов социальной защиты населения: 1) государственная социальная помощь; 2) государственное социальное обеспечение; 3) обязательное социальное страхование (по закону); 4) добровольное дополнительное социальное страхование; 5) добровольное личное страхование. Скачко Г. Роль социального страхования в системе социальной защиты населения // Государственная служба, 2006, № 2. С. 127.

Н.П. Черноморченко считает, что государственная система социальной защиты населения предусматривает не только меры социального страхования и социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, льготы и др.), но и меры по охране природной среды, смягчению негативных результатов экономической реформы и др. Черноморченко Н.П. Право социального обеспечения. Учеб.-метод. пособие.- Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2009. С. 6.

В ряде случаев авторы не делают различий между понятиями «социальное обеспечение» и «социальная защита», что отражается в соответствующих определениях. В качестве примера можно привести следующее определение: «В промышленно развитых странах социальное обеспечение или социальная защита населения рассматриваются как совокупность законодательно закрепленных правовых и социально-экономических гарантий гражданам, обеспечивающих приемлемый уровень жизни» Социальное государство: Краткий словарь-справочник / Н.Н.Гриценко, Ю.Е.Волков, В.Н.Киселев, В.Я.Саленко и др. - М.: АТиСО, 2008. - С. 223..

Встречаются случаи полного отождествления понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», когда указанные понятия предлагается рассматривать в качестве синонимов «в силу определения их сущности в законодательной базе России как равнозначной». Нетрудоспособное население в переходный период (социальные и экономические проблемы) / Отв. ред. Симонова Н.Н. М., М.: Ин-т соц-эк. проблем народонаселения РАН, 1998. - С. 78.

Недостаточная четкость и определенность в разграничении понятий приводит к противоречивым суждениям. С одной стороны, высказывается мнение о том, что термин «социальная защита» - «более широкое понятие, которое предполагает не только гарантии по социальному обеспечению, но и гарантии прав наемных работников во взаимоотношениях с работодателями». С другой стороны, здесь же утверждается, что «социальную защиту можно рассматривать как широко понимаемое социальное обеспечение». Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. Казань, 2005. С.9-16.

Иногда такой же подход имеет место и при оценке содержательных аспектов социальной защиты как структурированного образования, когда к социальной защите (социальному обеспечению) относят социальное страхование и социальную помощь. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы. М. Экономика, 2006. С. 10 - 11.

Вопрос о содержательном аспекте социальной защиты имеет принципиальное значение. Если социальную защиту рассматривать только как социальное страхование и социальную помощь, то невозможно говорить о социальной защите как о более широком понятии, включающем, согласно Конституции РФ, социальное обеспечение. См., например: Губинский М.Ш. Проблемы функционирования системы социальной защиты // Современное право, 2006, № 9. С 38 - 39.

В отечественной науке внимание социальным проблемам муниципальных образований уделяется лишь в последнее время. Связано это, прежде всего, с тем, что муниципальное право является новой, развивающейся отраслью права.

Научные подходы к изучению местного самоуправления различны. Юридическое направление в исследовании местного самоуправления получило развитие в работах Н.И. Воробьева (В учебном пособии представлен краткий анализ избирательного права России, сформулированы определения важнейших его понятий, даны рекомендации по изучению курса на основе политической практики и законодательства о выборах. Воробьев Н.И., Никулин В.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007. - 104 с); Дмитриева Ю.А., Комаровой, В.В., Пылина В.В (Учебник раскрывает природу и систему местного самоуправления, рассказывает о понятиях, принципах, предмете и методах муниципального права, истории развития местного самоуправления, дает правовые основы местного самоуправления. Перечислены формы прямого народовластия, полномочия органов местного самоуправления, финансово-экономические правовые основы и правовые гарантии местного самоуправления. В основу книги положено новейшее российское законодательство) Дмитриев Ю.А. Комарова В.В. Пылин В.В. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие для вузов (под ред. Дмитриева Ю.А.) Изд. 2-е, испр., доп. - М.: Феникс. - 2008. -686с.; Г.Н. Чеботарева (Учебник раскрывает содержание институтов муниципального права с учетом новейших научных подходов и изменений законодательства о местном самоуправлении. Во втором его издании учтены все изменения, произошедшие в законодательстве.) Муниципальное право России: Учебник для вузов (под ред. Чеботарева Г.Н.) Изд. 2-е, перераб., доп. Авторы: Жаромских Д.Г., Граф И.В., Бородач М.В. - М.: Юрист. - 2009. - 382с..

В последнее время особую актуальность приобретает разработка общих принципов разграничения правотворческой компетенции государственной власти и местного самоуправления, что отражается в научных исследованиях С. И. Артюхова Артюхова СИ. Конституционно-правовое разграничение предметов ведения и полномочий в системе государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - М.,2007. - 32с., Н.Н. Жадобиной Бюджетно-правовой статус муниципального образования и проблемы реализации бюджетных полномочий органов местного самоуправления. Дис. ... канд. юрид. наук / Жадобина Н.Н. - Тюмень, 2006. - С. 216. , Н.А. Шевчик Шевчик Н.А.: Государственная власть и местное самоуправление: правовые проблемы взаимодействия. Дис. … канд. юрид. наук. // Тюмень. - 2007. - 194с..

Многие диссертационные исследования посвящены правотворческой компетенции местного самоуправления (например, Д.А. Баринова Баринов Д.А.: Правотворчество органов местного самоуправления. Дис. … канд. юрид. наук. // Хабаровск. - 2008. - 220с., А.Б. Пастушенко Пастушенко А.Б. Нормотворчество субъектов Российской Федерации: Автореф. канд. юр. наук. -Н.Новгород, 2005. - 28с.).

Проблемы социальной защиты населения на муниципальном уровне с позиций социологической науки в последние годы изучались в трудах Т.Ю. Богданович Богданович Т.Ю. Социальные аспекты оптимизации местного самоуправления: Дис. ... канд. социол. наук. - М., 2002. - 144 с., Л.Н. Кривцовой, Т.Е. Лоншаковой Лоншакова Т.Е. Комплексный подход к организации социального обслуживания: (Социологический анализ): Дис. к.с.н. - М., 2004. - 168 с., Л.А. Солдатовой Солдатова Л. А. Социальная инклюзия старшего поколения в местном сообществе/ Л. А. Солдатова ; Рос. гос. соц. ун-т. - М. : Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2008. -183 с. Комплексный анализ проблем социальной политики, ее теоретические и практические разработки и реализация на муниципальном уровне представлен в учебнике под общей редакцией Н.А. Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова. (Подробно рассмотрены основные направления государственной, региональной и муниципальной социальной политики, пути и способы ее реализации, роль кадров и муниципальной демократии в этом процессе. Особое внимание уделено вопросам социального развития муниципального образования, проблемам регулирования оплаты труда, бедности, демографии) Социальная политика в муниципальных образованиях: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова. -- М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. -- 568 с.

Структура проекта.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и источников, а так же приложений. Общий объем работы - 152 страницы, не считая приложений. Список использованных источников насчитывает 65 наименований, включая законодательство и интернет-источники.

Делись добром ;)