logo
Социальная защита и обеспечение населения на муниципальном уровне (на примере МО "Сосновоборский городской округ")

1.1 Факторы, обусловившие необходимость развития системы социальной защиты и обеспечения населения России в переходный период

Переход от тоталитарной плановой системы к рыночной поставил население России в принципиально новые условия.

В то время распределительные отношения были сформулированы таким образом, что они а) обеспечивали относительно низкий, но для всех без исключения приемлемый уровень потребления, когда государство строго контролировало и минимальную заработную плату, и прожиточный минимум; б) не допускали существенных разрывов в материальном положении и тем более, социальной поляризации; в) ориентировались на социально значимые потребности населения, связанные с охраной здоровья, образованием, воспитанием детей, помощью женщинам.

Период советской истории вызвал к жизни особые формы социальной защиты и модели социальной политики. Некоторые (но далеко не все) функции социального работника в этот период были распределены между различными специалистами, учреждениями и инстанциями. До перестройки социальные услуги предоставлялись пожилым, инвалидам и сиротам и состояли в выплате пенсий и помещении клиентов в дома-интернаты.

Переходный период - период времени, в течение которого экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. В России переходный период, знаменующий переход от централизованной к рыночной экономике, начался в конце 1991 г. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебное пособие - М;ИНФРА-М,2005.- 71с.

Социально-экономические преобразования, обрушившиеся на российское общество особенно интенсивно в 1992 г., по своей глубине, силе воздействия, интенсивности не имеют аналогов в его истории. Проводимые «сверху» реформы привели в кризисное состояние все стороны общественного бытия как на уровне социума в целом, так и применительно к каждой ячейке общества - семье - и каждой личности в отдельности. Радикальные перемены коснулись экономики и политики, государственного устройства и национально-этнических отношений, населения и социальной сферы.

Проанализируем более подробно динамику ряда социально- экономических показателей развития РФ в период от начала переходного периода и до настоящего времени.

Динамика численности населения РФ представлена на рис. 1

Рис.1. Динамика численности населения России. Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник / Росстат - М., 2008. - 80с.

Как показывает диаграмма, численность населения в рассматриваемый период с 1993 г. (максимальное значение) снизилась к 2007 г. на 6,4 млн. чел.

На фоне общего снижения численности населения в РФ в рассматриваемый период огромное значение приобретает увеличившийся с 1992 г. по 2007 г. разрыв между показателями естественного движения населения (см. рис. 2).

Рис. 2. Естественное движение населения России. Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник / Росстат - М., 2008. - 83 С.

Уже в начале переходного периода количество умерших превышало количество родившихся в РФ на 219,8 тыс. чел., а к 2007 г. этот показатель увеличился до 685,5 тыс. чел. Самый резкий скачек показателя пришелся на период 1992-1995 г.г., а самым высоким показатель естественной убыли населения РФ за рассматриваемый период был в 2000г. - 958,5 тыс. чел. (см. рис. 3)

Рис. 3. Естественная убыль населения России. Там же

Сохранение существующих тенденций, таких как низкая рождаемость и высокая смертность, может привести к тому, что численность населения России к началу 2025 года сократится до 125-135 млн. человек, а к 2050-му - до 100 млн. человек.

В ближайшее время Россию ждут сокращение численности трудоспособного населения до 1 млн. в год и, соответственно, рост иждивенческой нагрузки до 670-750 человек к 2020-2025 годам (число иждивенцев на 1 тысячу человек трудоспособного населения). А к 2050 году на каждого работающего будет один неработающий.. Ксения Нечаева Тревожный доклад экспертов: Демографическая ситуация в России продолжает ухудшаться ФОНД "Институт экономики города"1 августа 2008 http://www.urbaneconomics.ru

Резкое снижение продолжительности жизни в Российской Федерации, как у мужчин, так и у женщин так же приходится на 1992-1995 г.г. (см. рис. 4)

Рис. 4. Продолжительность жизни в России. Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник / Росстат - М., 2008. - 84с.

Продолжительность жизни у женщин за три года снизилась на 2,1 года, у мужчин - 2,8 года. Разница в продолжительности жизни к 2005 г. составляет 1,3 года у женщин, и 3 года у мужчин.

Проведенное в Канаде исследование показало, «…что экономические и социальные условия жизни имеют большее влияние на сердечные заболевания, чем диета, физическая активность или курение. Было установлено, что низкие доходы и связанное с этим исключение людей из полноценного участия в жизни общества вызывают сердечно-сосудистые заболевания». Усиление социальной защиты и уменьшение уязвимости в условиях глобализации в мире. Доклад Генерального секретаря ООН. Экономический и Социальный Совет, февраль 2001. Чувство неуверенности и потеря контроля над принятием жизненно важных решений порождают высокий уровень стресса.

Считается, что хронический стресс прямо увеличивает уровень преждевременной смертности через заболевания иммунной и нейроэндокринной систем и косвенно через негативную поведенческую реакцию - курение, злоупотребление алкоголем и насилие.

Количество заболевших нервными болезнями в РФ с 1992 г по 2005 г. возросло на 526 тыс. чел. (см. рис. 5).

Рис. 5. Динамика заболеваемости болезнями нервной системы в России. Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник / Росстат - М., 2008. - 143-145с.

Процесс пока продолжается, меняются лишь стрессовые факторы. Сейчас, к примеру, это «мощное расслоение населения, породившее болезненное состояние, не только для бедных, но и для богатых. У «новых русских» растут абсолютно чужие им по духу дети, которые больше похожи на своих нянек и гувернанток». Елена Новоселова. Без крыши //"Российская газета", 2 декабря 2005 года №3940

Стрессовые нагрузки, бедность, недоедание, плохое медицинское обслуживание, несоблюдение работодателями санитарных норм и требований техники безопасности привели к росту инвалидности (см. рис. 6).

Количество человек, впервые признанных инвалидами за рассматриваемый период возросло с 1992 г. по 2006 г. почти на 30%, наибольший пик пришелся на 2005 г.

Рис. 6. Динамика численности лиц, впервые признанными инвалидами в России. Россия в цифрах. 2008: Краткий статистический сборник / Росстат - М., 2008. -84с

Тяжелый для общества социально-экономический результат реформ - поляризация доходов населения.

Неравенство в России сопоставимо с показателями, наблюдаемыми в некоторых странах Латинской Америки, для которых характерна наиболее высокая степень поляризации. Однако, в отличие от Латинской Америки, где неравенство было значительным, но формировалось постепенно, ухудшение в распределении доходов в России и других странах СНГ произошло в течение одного десятилетия. Масштабы и быстрота этого изменения были беспрецедентны и особенно тяжелы для населения, что привело к крайне негативным последствиям.

Все эти годы в кризисной ситуации находится образование, здравоохранение, культура, искусство, социальное обеспечение - они перестали соответствовать новым реалиям - сократилось до минимума финансирование социальных отраслей.

История становления и развития в России системы социального обеспечения в советский период и социальной защиты в наши дни начинается с общественного призрения. Идея благотворительности родилась ещё в 1551 году, на Стоглавом Соборе, созванном Иоанном Грозным. А 1701 году Петр Великий привёл меры общественного призрения в систему. В формировании системы социальной защиты и обеспечения населения в России можно выделить несколько этапов.

Первый этап - подготовительный. Говоря об истории становления и развития социального обеспечения в России в после октябрьский период и социальной защиты в наши дни, нельзя забывать о том, что в России параллельно с системой общественного призрения, переросшей позже в систему социального обеспечения, развивалось обязательное социальное страхование.

Второй этап - рождение системы социальной защиты и обеспечения в РФ. Официальным днём рождения соцзащиты считается 26 апреля 1918 года, когда был подписан декрет Совета Народных Комиссаров "О переименовании Народного Комиссариата государственного призрения в Народный Комиссариат социального обеспечения".

Третий этап - отказ от единой системы социального обеспечения, формально длившийся с 1918 по 1921 г. Переход к обеспечению трудового крестьянства в порядке взаимопомощи, рабочих -- в порядке социального страхования и сохранения государственного социального обеспечения для инвалидов войны и для членов семейств красноармейцев, иных категорий населения, не включенных в круг лиц, подлежащих взаимному или социальному страхованию и нуждающихся в социальной поддержке.

Четвертый этап - 1922-1990гг.- развитие системы социального обеспечения. Система социального обеспечения в советский период развивалась как многоукладная система, основанная на государственной собственности, в которой виды социальной защиты, круг лиц, на которых она распространялась, а также уровень обеспечения отдельных категорий граждан определялись органами государственной власти в соответствии с устанавливаемыми ими приоритетами.

Пятый этап - начале 90-х годов на смену системе социального обеспечения СССР пришла система социальной защиты населения Российской Федерации. Разработка нормативно-правовой базы системы социальной защиты и обеспечения РФ.

Шестой этап - реформирование системы социальной защиты и обеспечения населения. В Федеральном законе от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации…» были сформулированы приоритеты реформирования системы социальной защиты населения, среди которых приведение ее в соответствие с принципами социально ориентированной рыночной экономики и введение с этой целью новых правовых механизмов, обеспечивающих замену натуральных льгот на денежные компенсации.

Седьмой этап - 2008г и по сегодняшние дни - антикризисный. На первое место среди основных приоритетов деятельности Правительства поставлена социальная проблематика. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. А так же расширение масштабов деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.