Социальная и профессиональная адаптация молодых чиновников

курсовая работа

1.2 Особенности социальной и профессиональной адаптации молодых чиновников

Прежде, чем говорить об особенностях адаптации молодых чиновников, необходимо определить основные характеристики той социальной и профессиональной среды, к которой они собираются адаптироваться, т.е. государственной службы.

Необходимость существования государственной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат.

В 1995 году был принят федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», который трактует государственную службу в качестве особого вида профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. По этому закону к социально-профессиональной группе государственных служащих отнесены определенные работники аппарата федеральных и региональных органов исполнительной, представительной и судебной власти, а также некоторых других государственных органов, реализующих от имени государства его функции, которые отнесены актами законодательства РФ к государственной службе. В современных условиях государственная служба приобретает особую роль как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности [2].

К настоящему времени в России создана достаточно широкая нормативная база государственной службы. Этот правовой массив состоит из Конституции РФ, ряда федеральных законов и значительного числа подзаконных федеральных актов, а также актов субъектов Федерации. Центральное место в рассматриваемом институте принадлежит Конституции РФ [1]. Многие её статьи (1, 10, 12, 32, 71, 78, 83, 89 и др.) прямо или косвенно закрепляют основы государственной службы. Следующим по значимости актом является ФЗ «Об основах государственной службы РФ», принятый 5 июля 1995 . В нём дана нормативная характеристика государственной должности и классификация должностей, урегулированы основы организации государственной службы, основы правового положения государственного служащего, порядок прохождения государственной службы и способы обеспечения её эффективности [2].

Служащие государственного и муниципального аппаратов управления (чиновники) - это лица, профессионально занимающиеся административно-управленческой деятельностью. Можно сказать, что чиновник - это «держатель» права отдавать команды. Он никогда не осуществляет эту власть по собственной воле, он пользуется ею как доверенное лицо безличного института, обладающего правом принуждения. Закон отделяет чиновника от средств управления как в материальной, так и в денежной их форме.

Чиновник, будучи принятым в учреждение (в аппарат), берет на себя специфические обязательства по управлению, получая в свою очередь определенные гарантии существования. При этом предполагается, что должность не используется для извлечения ренты или для обмена услугами.

Чиновник вместе со своим постом получает и присущий этой позиции престиж. И этот престиж выше, чем у управляемых. Кроме того, его официальная позиция (прежде всего политических чиновников) охраняется государством посредством специальных статей в уголовном кодексе, предусматривающих наказание за оскорбление чиновника, неуважение к государству и т.п. Официальные почести, несмотря на нередко сугубо личностную их форму, также приписаны к соответствующему посту [6, c.47].

Однако не каждый человек может работать в государственном аппарате РФ. При приёме на государственную службу не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений по признакам пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного и имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и профессиональным союзам, а равно других обстоятельств для граждан, профессиональная подготовленность которых отвечает требованиям по соответствующей должности. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет и не старше 60.

Социальная и профессиональная адаптация молодых чиновников имеет свои специфические особенности, определяющиеся в первую очередь особенностями административно-управленческой среды и особенностями структуры личности, характерной для работников государственного аппарата. Успешная управленческая адаптация во многом определяется выраженностью тех или иных качеств личности руководителя, которые задают направленность и продуктивность протекания отдельных стадий адаптации, влияют на временные характеристики их протекания. Очень большое значение для успешной управленческой адаптации имеет обобщенная структура личности руководителя, объединяющая в себе пять подструктур:

* идейно-политические качества личности руководителя: идейная зрелость и убежденность, общий политический кругозор и др.;

* профессиональная компетентность руководителя: имеющиеся знания, опыт решения технологических и экономических задач, возникающих в управленческой деятельности;

* организаторские способности руководителя: организаторское чутье, практический ум, психологический такт, эмоционально-волевая действенность и склонность к организаторской деятельности;

* педагогические качества руководителя: навыки по эффективному обучению и воспитанию подчиненных, коллег;

* морально-этические качества руководителя: чувство справедливости по отношению к другим, честность, доброжелательность, уравновешенность в общении, уважение к сотрудникам и др. [32, c.36]

Необходимо также отметить характерные особенности процесса социальной и профессиональной адаптации молодых:

1. подготовительный этап - сбор необходимой информации о предметных и социальных условиях предстоящей деятельности - начинается уже на начальных стадиях обучения и протекает в достаточно разнообразных формах (семинары и практические занятия, личные и групповые практические задания, написание рефератов, курсовых и дипломных работ, прохождение учебной и производственной практики в местных органах муниципальной власти и др.);

2. этап стартового психологического напряжения - связан с состоянием психологического переживания подготовительных действий (событий) и первоначального вхождения в новые условия профессиональной деятельности - для молодых чиновников прохождение этого этапа облегчается довольно основательной подготовкой (на первом этапе), но затрудняется современными проблемами государственной службы (консерватизм, отсутствие у большой доли работников государственного аппарата необходимого образования и подготовки, негативное и предвзятое отношение со стороны части населения, протекционизм, коррупция и т.д.);

3. этап острых психологических реакций входа - адаптант начинает ощущать на себе воздействие изменившихся факторов предметной и социальной среды - молодой чиновник воспринимает зачастую негативное отношение к себе как со стороны населения, которому он призван помочь, так и со стороны более зрелых коллег, с которыми ему нужно работать сообща; в таких ситуациях он может реагировать либо конструктивно (оставаясь на позициях законности, твердости, спокойствия и доброжелательности), либо деструктивно (поддаваясь агрессии или подстраиваясь под ситуацию в ущерб законности);

4. этап завершающего психологического напряжения (наступает в случае благоприятного развития адаптационного процесса) - характеризуется своеобразной подготовкой психики человека к актуализации прежних режимов функционирования, привычных способов поведения в связи с предстоящим возвращением к привычной жизни - в случае успешного протекания адаптации молодого чиновника к административно-управленческой среде на данном этапе появляются уверенность и спокойствие;

5. этап острых психологических реакций выхода - состоит из комплекса эмоциональных и поведенческих реакций, связанных с вхождением в уже знакомую среду - административно-управленческая среда постепенно становится для молодого чиновника привычной и понятной - “своей” [16, c.86].

адаптация управление чиновник

Делись добром ;)