Социальная коррекция девиантного поведения детей и подростков

дипломная работа

1.3 Причины формирования девиантного поведения в подростковом возрасте

В исследовании девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении отклоняющегося поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы. Первые проявления отклоняющегося поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью развития личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Отклоняющееся поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм.

В этой работе исследуется носитель девиантного поведения, имеющий отрицательные последствия для общества. В связи с этим, девиантное поведение рассматривается не просто как поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, но как поведение, имеющее отрицательный контекст, как для личности, так и для общества. В самом общем виде отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Норма - это явления, которые не представляют реальной угрозы физическому и социальному выживанию человека.

Значит, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали (В.В. Ковалёв, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.). А также поведение, неудовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения и др.) (Н. Смелзер, Т. Шибутани). Многие исследователи к наиболее распространенным причинам происхождения девиантных явлений относят неблагоприятную социальную ситуацию развития ребенка и комплекс его психологических свойств (особенности темперамента, личности), которые предрасполагают к нарушению социальной адаптации и девиациям (М.И. Буянов, А.И. Захаров, А.Е. Личко, Л. Пожар и др.). Именно это сочетание в криминальной психологии рассматривается как механизм преступного поведения (В.Ф. Пирожков). Человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения, уметь приспосабливаться к условиям социальной среды. Адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к промежуточному сообществу, представленному подростками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Таким образом, девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для подростка условия, в которых он оказался. Отклоняющегося поведения несовершеннолетних является деформация личности в результате нарушенных социальных отношений со взрослыми и сверстниками. Х. Ремшмидт, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто сопряжено с определенным окружением и типом ситуаций [35].

Конкретными причинами девиантного поведения несовершеннолетних чаще всего становятся:

1) стремление получить сильные впечатления;

2) заболевания ребенка;

3) повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;

4) неблагополучная ситуация в семье;

5) стремление к самостоятельности и независимости;

6) недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;

7) низкая адаптация в различных социальных условиях;

8) пренебрежение со стороны сверстников;

9) непонимание взрослыми трудностей детей;

10) недостаточная уверенность ребенка в себе;

11) отрицательная оценка взрослыми способностей детей;

12) жизненные стрессовые ситуации;

13) напряженная социально-экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей);

14) примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые из СМИ;

15) чрезмерная занятость родителей;

16) конфликты с родителями;

17) обилие запретов со стороны родителей (педагогов);

18) постоянные нарекания, брань в семье;

19) слабость интеллектуальной сферы ребенка;

20) повышенная коммуникативность детей;

21) низкий уровень эмоционально-волевого контроля у детей;

22) одиночество, непонимание другими;

23) излишний контроль, авторитарность родителей (педагогов);

24) неспособность детей сопротивляться вредным влияниям;

25) генетическая предрасположенность;

26) неравномерность психофизического и полового созревания;

27) отсутствие навыков социального поведения;

28) снижение культуры, интеллектуального уровня;

29) масса свободного времени;

30) скука, «просто так»;

31) желание обратить на себя внимание;

32) экономическая нестабильность;

33) влияние улицы [17].

Среди причин подростковой и юношеской девиантности наиболее распространёнными являются:

- причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

- причины социального и психологического характера;

- причины, связанные с возрастными кризисами.

В исследовании Н.В. Майсак установлено, что личностные особенности младших подростков с девиантным и нормативным поведением сходны в основных своих характеристиках - в уровне напряженности, повышении экстравертированности, эмоциональной возбудимости, связанных с началом подросткового кризиса, - но отличаются своеобразием личностных черт. В то время как младшему подростку с нормативным поведением свойственны социальная лабильность, операциональная напряженность, общительность, ориентация на социальные нормы и ценности, интеллектуальность, а также позитивный образ родителей, свидетельствующий о положительно окрашенных взаимоотношениях подростка в семье.

Девиантный подросток имеет свои особенности:

- негативную психическую напряженность;

- акцентуированную готовность к риску;

- психическую ригидность;

- выраженную ориентацию на нормы девиантной подростковой группы;

- непредсказуемость поведения;

- высокую агрессивность [32].

Выделенные личностные особенности младшего подростка, отличающегося девиантным поведением, создают особую напряженность, которая поддерживает составляющие условного «личностного комплекса». Проявление и закрепление специфических личностных особенностей девиантного подростка зависит от позиций конфронтации в отношениях с родителями и частотности повторения отклоняющихся форм поведения [15].

Девиантное поведение, полагает И.С. Кон, вначале всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и/или преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. В соответствии с этим принято различать первичную девиацию (ненормативность) и вторичную (как подтверждение ненормативности и утверждение собственно девиантного поведения). Важнейший фактор такого развития - девиантные сверстники.

Наличие девиантной группы:

а) облегчает совершение девиантных действий, если личность к ним внутренне готова;

б) обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях;

в) уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей [26].

При этом образуется порочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность, совершающего их подростка, для других, которые принимают такой стиль поведения. Совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т.д. Вместе с тем, девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкциям со стороны «нормальных других», вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлеченности в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. Более того, возникает определенная система убеждений, руководствуясь которой подросток ведет себя вызывающе деструктивно.

Существует система убеждений, лежащая в основе противоправного поведения подростков. В контексте этих убеждений относительно себя и других вырабатываются определенные девиантные стратегии отношений, поддерживающие, защищающие и реализующие эти убеждения. К таким стратегиям у подростков-девиантов можно отнести:

- самовозвеличивание - испытание своей личной «особенности», демонстрация исключительности или же особой ценности своей персоны, конкурентоспособность, принижение других, борьба за власть, терроризирование остальных и контроль над ними.

- манипулирование добровольной заботой - ты должен это мне; докажи, что ты любишь меня; я буду хорошим, если ты...; пусть другие сделают это; помоги мне, беззащитному, несчастному ребенку.

- уход от ответственности и её отрицание - ты заставил меня сделать это; это их вина; ты не имеешь права говорить мне, что делать; пассивное неповиновение; жульничество; разрушение, оставляющее после себя хаос;

- мщение - провокационное поведение, преднамеренное травмирование, подрывное трусливое неповиновение; банда против всего мира; разговоры вроде таких: «Я взорву... нанесу вред себе... уничтожу... я заставлю всех быть настороже, вы потом пожалеете, я всего лишь шучу и забавляюсь…»;

- выработка и сохранение параноидального взгляда на мир - «они заставили меня сделать это», «они придираются ко мне». Жалобы вместо преодоления проблем, сужение проблемы вместо ее понимания [47].

Любое поведение подчинено общей цели - сохранению личностной и социальной идентичности. В личностном плане - это непременное конструирование своего положительного образа, в социальном плане - непременная принадлежность к социальной тождественной группе. Любой поведенческий акт направлен на то, чтобы чувствовать свою важность и значимость. Каждый человек пытается достигнуть этих целей. Проблема девиантности в том, что субъект выбирает для самоутверждения деструктивные способы реализации своих мотивационных целей.

Таким образом, в формировании девиантного поведения у детей и подростков большую роль играют, во-первых, причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами. Во-вторых, причины социального и психологического характера. В-третьих, причины связанные с возрастными кризисами. Это всё может привести к нарушению процесса социальной адаптации подростков, что требует учета в организации социально-коррекционной работы с ними.

Делись добром ;)