Социальная поддержка пожилых людей в условиях территориального центра социального обслуживания населения

курсовая работа

1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей

В республике Беларусь сложились три основных направления деятельности с пожилыми людьми: организация пенсионного обеспечения, предоставление льгот и преимуществ, социальная помощь, социальная помощь, социальное обслуживание. Одной из важных функций социального обеспечения является выплата гражданам пенсий и пособий. В условиях перехода к рыночным отношениям проблем совершенствования системы социального обеспечения пожилых людей становится особенно актуальной. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, закреплены в Конституции Республики Беларусь. Так в соответствии со ст.47 Конституции Республики Беларусь, каждому гражданину гарантируется социальное обеспечении в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потере кормильца и других случаях предусмотренных законом [1, с.5]. Социальное обеспечение представляет собой государственную систему помощи, поддержки и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан.

Пенсионное законодательство в Республике Беларусь представлена Законом "О пенсионном обеспечении" № 1596-ХП, утвержденным 17.04.1992г. и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет большое значение для социальной поддержки пожилых людей, так как с выходом на пенсию тесно связан образ жизни человека старшего поколения в дальнейшем. В данном законе отражены права пожилых людей на пенсионное обеспечение в старости и на льготное обеспечение отдельных категорий пожилых граждан. Действующим Законом "О пенсионном обеспечении" установлены два вида пенсий: трудовые и социальные.

Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Характерно, что пенсионное законодательство обеспечивает и право выбора пенсии. Так, гражданам, имеющим одновременное право на различные государственные пенсии, может назначаться и выплачиваться одна из них по выбору.

Система пенсионного обеспечения в нашей республике охватывает около 2,5 миллиона человек. Эффективность ее функционирования зависит от финансового состояния и размера получаемых пенсий. Система государственного пенсионного обеспечения предусматривает механизм корректировки (индексации) размеров пенсии, который позволяет регулярно, в зависимости от повышения минимальной и средней заработной платы рабочих и служащих, производить перерасчеты пенсий и поддерживать их в сложившемся соотношении с уровнем заработной платы в республике. Вместе с тем в системе пенсионного обеспечения еще много не решенных проблем обусловленных непоследовательностью принимаемых решений, аналогичностью многих правовых норм и т.д.

Основными задачами в реализации текущей пенсионной политики были и остаются повышение уровня пенсионного обеспечения и усилие страховых основ пенсионной системы.

Социальная помощь пожилым людям подразумевает обеспечения в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь, как правило, носит характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки нуждающихся категорий граждан, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями [8, с.62].

социальное обслуживание пожилой человек

Систему оказания государственной социальной помощи характеризует Закон Республики Беларусь " О социальном обслуживании" от 22.05.2000 г. № 395-3. Согласно данному Закону "социальное обслуживание"-это деятельность юридических и физических лиц по оказания социальной поддержки, предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и оказанию материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Сущность социального обслуживания как социальной системы раскрывается путем выявления. уяснения и анализа: структуры видов и форм социальных услуг, структуры и функции социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения, организации, управления и ресурсного обеспечения социально обслуживания в целом.

Закон Республики Беларусь" О социальном обслуживании" определяет следующие виды услуг: оказание материальной помощи в денежной и натуральной форме денежных средств, продуктов питания, предоставление консультативно-информационных услуг, средств гигиены и санитарии, средств ухода за детьми, одежды, обуви, предметов первой необходимости, топлива и т.д., которые предоставляются людям, находящимся в сложной жизненной ситуации.

Порядок и условия предоставления социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания системы социальной защиты, в том числе входящих в Перечень бесплатных и общедоступных социальных услуг в соответствии с их профилем, определены Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.06.2001г. № 858. Социальные гарантии, права и льготы пенсионеров отражены в Законе Республике Беларусь " О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан" 14 июня 2007 года. № 239-3.

Закон определяет правовые, экономические и организационные основы предоставления отдельным категориям граждан социальных льгот. Прав и гарантий в республике Беларусь.

Государственная политика в сфере предоставления социальных льгот направлена на совершенствование государственной социальной поддержки населения, обеспечение экономической эффективности и социальной справедливости и основывается на принципах гуманизма, доступности, адресности, гарантированности.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 декабря 2005 г. №с 1488 утверждена Республиканская комплексная программа социальной поддержки пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн на 2006-2010 годы. Программа предполагает осуществления комплекса организационных, правовых, социальных и экономических мер по улучшению положения пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствия войн, в целях усиления их социальной защищенности.

В целях усиления социальной защиты нуждающихся пожилых и нетрудоспособных граждан, усиления контроля за целевым использованием средств Фонда социальной защиты населения, Министерством социальной защиты Республики Беларусь 29.12.2007 г. было утверждено Постановление № 191 " Об утверждении Положения о порядке оказания материальной помощи нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам из средств Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республике Беларусь.

Инструкция определяет порядок оказания материальной помощи из средст Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам, получающим пенсию в управлениях по труду, занятости и социальной защите районных, городских и исполнительных комитетов, управлениях социальной защиты администраций, районов в городах.

Материальная помощь оказывается пенсионерам, инвалидам и детям инвалидам в случаях:

причинения вреда их здоровью и имуществу в результате стихийных бедствий, техногенных катастроф, краж личного имущества;

возникновения иных ситуаций, объективно нарушающих их нормальную жизнедеятельность и сложных для самостоятельного разрешения и оперативного оказания материальной помощи.

Пенсионерам, инвалидам, детям-инвалидам, находящимся на государственном обеспечении в стационарных учреждениях социального обслуживания, материальная помощь не оказывается.

Материальная помощь оказывается органами по труду, занятости и социальной защите, территориальными центрами социального обслуживания населения, если центры наделены правом оказания материальной помощи соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом, комитетами по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов.

Материальная помощь оказывается, как правило, не более одного раза в течении года и размер ее в каждом конкретном случае устанавливается индивидуально.

Адресная социальная помощь в праве социального обеспечения - система мероприятий, направленных на оказание помощи нуждающимся лицам, в том числе одиноким старым людям, а так же престарелым, старше 80 лет в целях преодоления или уменьшения жизненных трудностей.

На территории Республики Беларусь адресная социальная помощь введена с 01.01.2001 г. и регулируется Указом Президента Республики Беларусь " О некоторых мерах государственной поддержки населения" № 638 от 14.12.2007 г. и Положением о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи.

Можно выделить следующие виды адресной социальной помощи: денежная помощь, гуманитарная помощь, законодательное закрепление услуг и льгот. Показателями, дающими основание о предоставлении адресной социальной помощи являются: материальный ущерб или физическое повреждение в следствии стихийных бедствий, катастроф и т.д., одиночество и недееспособность к самообслуживанию, совокупный семейный доход ниже суммы установленной законодательством.

Современная система государственной социальной помощи и обеспечения пожилых людей предусматривает дальнейшее совершенствование и реформирование пенсионного и льготного обеспечения, расширяет рамки предусмотрения социальной поддержки: материальной, натуральной и различных видов адресной социальной помощи в случаях возникновения острой необходимости и права на их предоставление. Важную роль играет оказание действенной физической, психологической, организационной и других видов социальной помощи.

Делись добром ;)