Социальная политики на примере Отдела социальной защиты населения Администрации Кировского района Санкт-Петербурга

дипломная работа

1.3 Социальная политика в РФ

1.3.1 Реформы социальной политики как отражение деятельности государства в области социального обеспечения граждан

В современной истории развития социальной политики Российской Федерации можно выделить как минимум два этапа, представляющих функционирование различных моделей социального развития:

Первый этап (первая половина 90-х годов) характеризовался патерналистской моделью социального развития, для которой характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения.

Среди основных недостатков патерналистской модели следует назвать перекрестную реализацию социальных программ, вызывающую дублирование социальной помощи и неоправданно высокие расходы на социальную сферу.

На этом этапе социальная политика в России была ориентирована преимущественно на наращивание удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. В то же время усилия, направленные на повышение эффективности социальных программ, отступали на второй план. Возрастание расходов на социальные цели сопровождалось заметным ростом численности работников отраслей социальной сферы, как в абсолютном выражении, так и в процентах от общего числа занятых в экономике.

Однако повышение доли социальных расходов не смогло предотвратить снижение уровня жизни не только всего населения, но даже работников отраслей социальной сферы. Оно привело лишь к дальнейшему быстрому нарастанию проблемы бюджетного дефицита.

Таким образом, патерналистская модель показала свою неэффективность в регулировании современных социальных процессов в обществе. Вместе с тем ее применение на начальном этапе социально-экономических преобразований в России было обосновано в силу ряда объективных причин, среди которых:

- резкое падение уровня жизни населения;

- отсутствие опыта решения столь масштабных задач в области социальной политики;

- несформированность социальной структуры общества;

- недостаточная определенность социально-экономических приоритетов государства;

- отсутствие технической и нормативно-методической базы для решения многих задач социальных реформ;

- необходимость полного использования тех ресурсов, форм и методов работы, которые остались от дореформенной системы социальной защиты.

Резкое обострение бюджетно-финансовых проблем в экономике страны, а также в социальной сфере подтвердило бесперспективность попыток решить социальные проблемы лишь путем дальнейшего наращивания финансирования.

Второй этап современной истории развития российской социальной политики составляет переход от патерналистской модели к адресной социальной системе. Основными характеристиками этой модели являются:

- четкое определение приоритетов социальной политики;

- дифференциация социальной политики государства в отношении различных слоев населения;

- корректное выделение категорий получателей социальной и помощи;

- доведение до получателей социальной помощи финансовых ресурсов в полном объеме;

- определение и разграничение полномочий в реализации социальной политики между всеми уровнями бюджетной системы.

Важнейшей задачей в сфере социальной политики становится существенное повышение ее эффективности, концентрация усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработка новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих сокращение неоправданных бюджетных расходов и более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов в социальной сфере.

Один из важнейших аспектов изменения модели социальной политики связан с переходом от преимущественно социальной поддержки к социальному страхованию с зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов.

Еще одна черта системного изменения модели социальной политики - ее "муниципализация", в том смысле, что социальная политика должна сместиться по иерархии управления вниз - к людям, что позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств путем предоставления возможности в большей степени определять социальную политику на муниципальном уровне. При этом должно сохраняться единое социальное пространство на территории Российской Федерации путем установления федеральных минимальных гарантий в социальной области (минимальных социальных стандартов).

1.3.2 Антикризисная политика

Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в социальной сфере наиболее красноречиво характеризует антикризисное управление социальными процессами. Управление социальными процессами в значительной степени осуществляется по принципу "пожарной команды", когда основные усилия прилагаются к решению самых неотложных проблем, представляющих угрозу существованию единого социального пространства на территории Российской Федерации.

Задачей социальной политики является достижение социальной стабильности развития общества. Социальная стабильность - это такое состояние социальных процессов в стране, которое позволяет обеспечивать поступательное развитие экономики, сохранять политическую стабильность в обществе. Социальная стабильность сохраняет баланс социальных и экономических интересов населения. Достижение социальной стабильности в обществе предполагает удержание социальных конфликтов на контролируемом и регулируемом уровне.

В условиях кризиса государство предприняло следующие меры:

- повышение государственных пособий на детей, материнского (семейного) капитала, а также к выплат, производимым в рамках законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи;

- повышение среднего уровня пенсий до прожиточного минимума, в основном за счет повышения уровня цен;

- оснащений 119 учреждений по приему крови;

- комплекс мер по расширению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств;

- увеличение размера пособия по безработице;

- выделение из бюджета более 43 млрд.рублей на профессиональное обучение работников для предотвращения случаев массового увольнения по причине отсутствия квалификации, неэффективности выполняемой работы и т.д.;

- создание рабочих мест для инвалидов;

- меры по поддержке студенчества;

- усиление мер антимонопольной политики и другое.

По мнению многих специалистов, лучшее решение для повышения качества социального обслуживания людей в кризисной ситуации является полное изменение системы социальной политики.

Характерным отличием социальной сферы в России от стран Европы является тесная связь состояния экономической политики с социальной. Поэтому колебания экономической сферы жизни так сильно сказывается на состоянии людей. Однако стабилизация экономики вовсе не обозначает улучшения качества жизни людей, т.к. социальная сфера самая «капризная» из-за того, что люди - самый сложный «материал» для работы.

Антикризисная политика нашего государства основывается на предоставлении помощи таким образом, что бы люди могли выжить, а не поднять уровень жизни до нормального.

Делись добром ;)