Социальная практика коррекционно-реабилитационной работы с семьей ребенка

курсовая работа

3. Выделить социальные индикаторы реабилитационного потенциала семьи ребенка, помещенного в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

4. Проанализировать нормативно-правовые основы коррекционно-реабилитационной работы с семьями воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

5. Определить основные направления и технологии коррекционно-реабилитационной работы с семьей в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Республики Коми

6. Исследовать технологию успешного родительства.

Для проведения исследования использовался комплекс методов:

1. Теоретические: изучение, анализ, синтез, систематизация научной литературы, статистических данных по проблеме исследования, отчетных документов учреждений социального обслуживания.

2. Эмпирические: анкетирование, наблюдение.

3. Методы качественной и количественной обработки данных.

Теоретико-методологическая и методическая база работы представлена общенаучными принципами познания общественных явлений, теоретическим анализом и обобщением социологической, философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы.

Глава 1. Семья ребенка, находящаяся в социально-реабилитационном центре, как объект коррекционно-реабилитационной работы

1.1 Характеристика семьи ребенка, находящегося в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Можно выделить условия, в которых повышается риск того, что семья не будет справляться с функциями заботы о новом поколении и управление их нравственным, эмоциональном, интеллектуальным и физическим развитием, в число таких условий входят следующие. Во-первых, социальные системы, разрушающие привычные условия существования и социального взаимодействия (миграция, безработица, военные конфликты). Во-вторых, особая структура семьи (неполные семьи, семья с приемными родителями), как правило, в сочетании с бедностью, повышает риск открытой агрессии по отношению к детям или их заброшенности. В-третьих, представления о родительских функциях, как о жестком контроле над ребенком и неумении воспринимать его как личность со своими особыми переживаниями и потребностями. В-четвертых, высокая степень изолированности семьи от общества, закрытость ее для контроля или вмешательства со стороны органов социальной защиты и правопорядка, понижающая возможности интервенции. В пятых, низкая ценность родительского вклада в ребенка в главе общества, не мобилизованность общественного мнения на предотвращение детской заброшенности и насилия. В шестых, неэффективная деятельность государственных социальных контрольных институтов (милиции, органов юстиции, школы, системы медицинского контроля, социальной защиты) .

При всей неоднозначности жизни, ее экономических, социальных и политических катаклизмах и, соответственно, сложностях, переживаемых семьей, единственной непреходящей ценностью, приоритетом государственной политики и семейных отношений остается ребенок, его воспитание, формирование его нравственных, моральных, этических, гражданских качеств, его личности.

Общеизвестно: семья - это тот самый первичный коллектив, где, прежде всего, происходит воспитание и социализация ребенка. Современная наука рассматривает семью двояко: как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, и как малую группу, члены которой связаны между собой родственными связями, брачными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Ковалев СВ. предлагает такое видение проблемы успешного семейного воспитания: Во-первых, наличие семьи, как единого целого и психологической общности. Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие отношения между взрослыми членами семьи. В-третьих, оптимальный воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенка отношения между родителями и детьми. И, в-четвертых, четкая система воспитательных воздействий, целенаправленное применение методов воспитания.

Именно в такой последовательности видит С.В. Ковалев факторы, способствующие эффективности семейного воспитания. Первичным может быть только психологическая общность членов семьи, все остальное вторично, производно: и культурная общность, и единые доходы, и стандарты к воспитанию и воспитания, и многое другое. При этом довольно трудно развести "нормальный семейный климат" и "оптимальный воспитательный климат". Думается, что эти вещи взаимосвязанные и взаимозаменяемые. Что касается "воспитательных воздействий", то в семье нужны не воздействия, а налаженная система общения, в основе которой все та же формула Макаренко А.С. - любовь, доброта, уважение.

Искусство строить, корректировать, развивать семейные отношения как раз заключаются в том, чтобы накапливать совершенствовать положительные тенденции воспитательной практики в каждой отдельно взятой семье, гасить, нивелировать тенденции отрицательные, избавляться от негативного опыта.

Формирование личности под влиянием семьи, ее психологической организации, имеет обычно длительную, включающую ряд этапов, историю, уходящую, как правило, в детство ребенка. Именно на ранних стадиях развития, под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущимися малозначительными факторов, возникает и неблагоприятное для дальнейшего развития психологическое новообразование, которое впоследствии может привести к безнадзорности несовершеннолетнего подростка. Попадая в стихию неупорядоченных влияний, патологическая форма личности все более отклоняется от нормы, и аномальное качество, укрепляясь в системе личности, продолжает прогрессивность уже даже при отсутствии тех факторов, которые первоначально вызвали его к жизни.

Анализ условий и механизмов возникновения и развития неблагоприятных личностных качеств, детерминирующих отклоняющее поведение подростков, выявляет, по определению целого ряда авторов, поразительное сходство социально-психологических условий жизни в родительской семье. Дело заключается в той атмосфере, которая окружает детей, характере общения с родителями, в психологических характеристиках этих отношений, а именно - атмосфере непонимания и неприятия. По смыслу высказывания А.С. Спиваковской, формирует ребенка в процессе его жизни и деятельности родительская любовь, и часто, путь этого формирования оказывается не только сложным, но и внутренне конфликтным, противоречивым .

Привлечь к анализу некоторых неблагоприятных типов семейных отношений, позволяющих увидеть причину семейной дезорганизации и установить ее связь с различными составляющими личности ребенка, старались многие исследователи. Но, описывая ту или иную патологию, каждый характеризовал совершенно разные отношения неупорядоченных явлений с факторами, которые их детерминируют.

К примеру, И.А. Горковая, выстраивает типы семей делинквентых подростков по признаку сплоченности семьи. По сути, автор создает некую иерархию степеней сплоченности, с помощью которой можно проследить определенную взаимосвязь между устойчивостью и полнотой структуры семьи и положением ребенка. По результатам исследования А.Я. Варм и А.С. Спиваковской, тому или иному типу семейной дезорганизации соответствует определенный тип определенного родительского поведения.

А.И. Захаров в своей книге "Как предупредить отклонения в поведении ребенка", включает в число проблемных семей те, в которых психологические напряжения не только не находят своего разрешения, но и имеют тенденцию к нарастанию, затрагивая как сферу отношений, так и психологическое состояние людей, в том числе детей, которые ее составляют.

Для целого ряда исследователей, достаточным основанием отношения семьи к неблагополучной становиться тот или иной тип воспитывающего воздействия, предполагающий определенный вид родительского контроля: автократический,авторитетный,демократически - попустительский, разрушительный, безудержный, игнорирующий. Действительно, для современной семьи особенное значение имеет сфера межличностных взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с детьми. Косвенно об этом свидетельствует статистика разводов, а также утверждения о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей способности управлять процессом воспитания и прививать детям положительные качества.

При выявлении личностных склонностей к конфликту особенно важен учет личностного, субъективного фактора. Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношений накладывает специфический отпечаток на семейный микроклимат, на возможности супругов улаживать разногласия, на те способы, к которым они при этом прибегают, а главное, на положение детей, обязательно втягиваемых в орбиту конфликтных отношений.

Это мнение соответствует современным подходам к семье, как к единому целому, подвижной динамической системе, в которой эмоциональные состояния, чувства каждого, будь то взрослого или ребенка, не только не несут на себе печать целого, но обязательно сами воздействуют на состояние всей семьи.

Неблагоприятные черты личности возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный вакуум, дети не испытывают ласки, не включаются в теплые эмоциональные отношения, не получают необходимого для них "витамина" положительных эмоций, словом, лишены прочного фундамента неизменной родительской привязанности. В свою очередь, привязанность - это эмоциональный вид общения, позитивная установка на объект, зависимость от него. Это эмоциональной коммуникации, основанной на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви.

Для современной семьи особое значение имеет сфера межличностных взаимоотношений. Независимо от того, идет ли речь о способах решения экономических, хозяйственных, воспитательных задач, все как бы сходится и аккумулируется в характере отношений супругов друг с другом и родителей с детьми. Косвенно об этом свидетельствует статистика разводов, а также, утверждение о том, что психологические напряжения, возникающие в семье, лишают родителей способности управлять процессом воспитания и прививать детям положительные качества, что в свою очередь, подготавливает почву для безнадзорности.

Эмоциональный строй интимных близких отношений людей, связанных родственными узами, всегда сложен и противоречив. В семейной жизни любовь переплетается с неприязнью и независимостью, единство взглядов с несогласием по многим вопросам бытия. Такое переплетение противоположных, но не взаимоисключающих аспектов характерно для отношений, как взрослых, так и детей. Чем богаче люди внутренне, духовно, тем разнообразнее спектр переживаний, которые характеризуют их отношения друг с другом, тем больше они находят выходов из состояния конфликта и борьбы, а значит и выработки механизмов взаимной адаптации и принятия друг друга. В такой ситуации можно вести речь о стабильности семьи или взаимного притяжения. Мало того, считать, что возникающие конфликты становятся своеобразной движущей силой развития отношений, закономерным и естественным элементом жизни семьи.

Напротив, люди с обедненным интеллектом, неразвитые духовно и морально, а потому озлобленные, капризные, эгоцентричные, властные, ригидные, себялюбивые, обладают наивысшим коэффициентом семейной дезорганизации, склонны намеренно провоцировать столкновения и ссоры, обострять возникающие разногласия и, тем самым, становиться постоянным генератором конфликтных напряжений, как бы "обволакивая" себя ими в любой обстановке, всегда.

А потому, при выявлении этих личностных склонностей к конфликту, особенно важен учет именно личностного, субъективного фактора, поскольку от него зависит приобретение психотравмирующих ситуаций хронического, затяжного характера, как раз и вызывающего нарушения, как в развитии супружеских отношений, так и в становлении личности ребенка.

Личностный, субъективный фактор в развитии негативных семейных отношений накладывает специфический отпечаток на семейный микроклимат, на возможности супругов управлять разногласиями, на те способы, к которым они при этом прибегают. А главное, на положение детей, обязательно втягиваемых в орбиту конфликтных отношений.

В основу развития отношений в семье в сторону конфликта, накладывают неизгладимый отпечаток на весь семейный уклад, а главное, на развитие безнадзорного поведения детей, лежит и личностный субъективный - "родительский" и даже собственно "детский" фактор, черты и свойства характера членов семейного сообщества в целом, они обуславливают выбор тех способов поведения в семье, которые направлены на поддержание и эскалацию конфликта.

В основу предлагаемого деления на типы положено наличие противоречий, складывающихся и развивающихся в семье по поводу разных сторон внутрисемейной жизни и отдельных явлений окружающей действительности. Основанием для деления на типы выступает конфликт членов семьи: друг с другом; с принятыми в обществе педагогическими нормами, методами, подходами; с нормами морали и нравственного поведения; общественными ценностями установками, ориентациями.

В этом отношении, все как одна, неблагополучные семьи содержат не только какие-то отличительные черты, но и такие, которые объединяют их между собой и сближают друг с другом, исключая тем самым из разряда нормальных. Это - антагонизм членов семьи друг с другом; к воспитательным и социальным нормам. Именно этим обусловлен тот факт, что между безнадзорными подростками и неблагополучной семьей существует прямая зависимость.

1.2 Диагностика детско-родительских отношений воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социально - реабилитационные центры, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, так как спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях.

Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Деятельность социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе "О социальном обслуживании населения в Российской Федерации", распоряжении Правительства РФ от 3.07.96г. № 1063-р и Постановлении Правительства РФ от 13.09.96г. № 1092, утвердившем Положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Для изучения детско-родительских отношений воспитанников, нуждающихся в социальной реабилитации проведено исследование в МУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара". Объектом исследования выступали несовершеннолетние дети и подростки от 8 до 16 лет в количестве 20 человек.

В ходе исследования выявили, что большая часть детей считает отношения в своей семье плохими, таких детей оказалось 57%, на не очень хорошие отношения указали 31% несовершеннолетних, 12 % ответивших считают что отношения в их семье хорошие. (См. приложение 1)

Основная часть несовершеннолетних не считает свою семью дружным семейным коллективом, таких респондентов оказалось - 77 %, остальные 23 % указали на то что их семья дружная. (См. приложение 2)

Как выяснили в семьях респондентов происходят ссоры достаточно часто. Так ответ часто указали 56 % респондентов, иногда случаются ссоры в 39 % и редко всего в 5 %. Ответ - не бывают ссоры - ни кто не указал. (См. приложение 3)

Основными причинами конфликтов в семьях выступают злоупотребление алкоголем, так указали 41 % респондентов, нарушением этики взаимоотношений (грубость, неуважение и др. - 38 %, не понимают друг друга в семьях 11 % ответивших, как одну из причин - отсутствие заботы указали - 10 %. (См. приложение 4)

Основная часть детей указала в анкете, что убегала из дома, таких детей оказалось чуть более половины - 56 %. (См. приложение 5)

Делись добром ;)