Социальная проблема искусственного прерывания беременности на территории Новосибирской епархии

курсовая работа

2.3 Духовно-нравственные аспекты проблемы абортов. Христианский взгляд

В официальном документе Русской Православной Церкви «Основы социальной концепции РПЦ», принятой на Юбилейном архиерейском Соборе в 2000 г., говорится: «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно».

Обратимся к XII главе данного документа, и рассмотрим позицию Церкви:

- аборт рассматривается как тяжкий грех, приравненный к убийству;

- признается равнозначность между проведением абортов и применением средств контрацепции, которые обладают определенным абортивным действием (то есть осуществляют прерывание уже зачатой жизни);

- экстракорпоральное оплодотворение также признается совершенно неприемлемым.

Исходя из того, что жизнь человека признается с момента зачатия, Церковь также считает недопустимыми:

- фетальную терапию, в основу которой положено использование тканей абортированных зародышей;

- эвтаназию, которая также приравнивается к убийству или самоубийству.

Искусственный аборт рассматривается всеми религиями мира как убийство ребенка. В Священном Писании Ветхого Завета искусственный аборт прямо не упоминается, но есть указание на самопроизвольный аборт, происшедший по чьей-либо вине, который и рассматривается как преступление. «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках» (Исх. 21; 22).

«Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1. 5- 6), - сказал Господь пророку Иеремии.

Обратимся к древнейшим памятникам христианской письменности. В одном из них говорится: «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш». Это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих, в «Учении двенадцати апостолов». «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца, и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь», - писал апологет II века Афинагор. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы», - сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора.

Правило 21 Анкирского Собора говорит: «Женам, от прелюбодеяния зачавшим, и истребившим плод, и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением возбранено было причащение Святых Тайн до смерти. Изыскивая же нечто более снисходительное, было определено таковым, проходить десятилетнее время покаяния».

В Правиле 91 VI Вселенского Собора находим: «Жен, дающих врачевства, производящыя недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умервщляющыя, подвергаем епитимии человекоубийцы».

В требнике, в чине исповеди о женщинах говорится следующее: «Еда ношахубылие, во еже не сотворитиотроча, или аще кая напои ложесна, еже не зачати, или яде былие, или пресытися, и извержеотрочасамохотне. И егдаобрящется, яко нечто сотвори, и извержесамохотне, убийца есть, и запрещается как убийца. Аще же неволею по нужде некоей изверже детища своего, едино лето да не причастится: а носящаябылие, да оставит е, и да запретится шесть лет, по шестьдесятому правилу, еже в Трулле. Аще же ядебылие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается».

В случае самопроизвольного выкидыша, по болезни или неосторожности матери (поднятие тяжестей, бег, нерадение о сохранении ребенка), Церковью полагается совершение священнической молитвы «Молитва жене, егдаизвержет младенца», которая по своему смыслу носит покаянный характер.

13 ноября 2014 г. в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя прошло соборное совещание, на котором обсуждался вопрос о законодательной защите жизни не рожденных детей и запрете искусственных абортов. На совещании присутствовало более 400 участников из 40 субъектов Российской Федерации, депутаты Госдумы, областных и городских законодательных собраний, члены Общественной палаты, эксперты, ученые и врачи, представители государственных и общественных организаций, Русской Православной Церкви и совместно приняли следующее решение:

- человеческая жизнь возникает в момент зачатия, соответствующие поправки необходимо внести в национальное законодательство России;

- право на жизнь с момента зачатия должно быть гарантировано Конституцией Российской Федерации, процесс изменения которой может быть инициирован путем референдума;

- искусственный аборт является убийством, причинением смерти ребенку в период от зачатия до рождения;

- необходимо запретить производство, оборот и применение средств контрацепции с абортивным действием;

- совершение искусственного аборта должно влечь уголовную ответственность для врачей, матерей и лиц, склоняющих или принуждающих женщин к искусственному аборту;

- доработать законопроект «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменений, направленных на надлежащую правовую защиту детей до рождения». Предусмотреть в законопроекте запрет на применение вспомогательных репродуктивных технологий, предполагающих заведомое уничтожение зачатых эмбрионов человека, и включить в документ положение о том, что искусственное прерывание беременности может быть допустимо при согласии супруга лишь в случаях, когда оно является неизбежным следствием медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни женщины, при этом врачи под угрозой уголовного наказания обязаны рассматривать ребенка как второго пациента, прилагать усилия и использовать все имеющиеся возможности для сохранения его жизни.

Христианство дает ребенку статус личности с момента зачатия, не рожденный ребенок является человеком. Если сменить презумпцию здоровья матери на презумпцию здоровья и матери, и ребенка, то это изменит представление врача о сложном случае, он будет знать, что перед ним находится не один человек, за здоровье которого он печется, а два - мать и ребенок.

В этом случае врачу нужно построить свою терапию таким образом, чтобы сохранить жизнь и матери, и ребенку, или предоставить выбор матери.

Христианский взгляд на не рожденного ребенка мы можем подтвердить научными данными. В заключении заведующего кафедры эмбриологии Биологического факультета МГУ, доктора биологических наук В.А. Голиченкова говорится: «С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал. На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери. Его нельзя уподобить органу или части органа материнского организма. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума».

Сегодня медицина обладает высокими научными знаниями и владеет эффективными технологиями. Эти технологии позволяют человеку исследовать развитие ребенка еще до его рождения. Перинатальная диагностика дает возможность обнаружить патологию в развитии плода, вмешательство возможно даже на очень раннем периоде внутриутробного развития человека.

Вопрос о перинатальной диагностике также был рассмотрен Церковью на Юбилейном Соборе 2000 г. В документе Собора «Основы социальной концепции» говорится следующее: «Некоторые из этих методов могут представлять угрозу для жизни и целостности тестируемого эмбриона или плода. Выявление неизлечимого или трудноизлечимого генетического заболевания нередко становится побуждением к прерыванию зародившейся жизни; известны случаи, когда на родителей оказывалось соответствующее давление. Перинатальная диагностика может считаться нравственно оправданной, если она нацелена на лечение выявленных недугов на возможно ранних стадиях, а также на подготовку родителей к особому попечению о больном ребенке».

Кроме этого, Церковь считает, что «нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью».

С середины XX в. началось использование новой технологии экстракорпорального оплодотворения. Первый зачатый ребенок (девочка) с помощью ЭКО в Советском Союзе был рождён в феврале 1986 г. Процедура была проведена в Москве в Центре охраны здоровья матери и ребёнка (в наши дни - Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии, НЦ АГиП). В том же 1986 г. в Ленинграде родился мальчик Кирилл.

Итальянский юрист Рафаэль Баллестрини, живший в XIX в. заметил: «Самым верным доказательством того, что некий народ дошел до крайней точки своего нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться делом привычным».

В социальной концепции Русской Православной Церкви говорится: «Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки, действенных мер по защите материнства».

В Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 18-23 февраля 1997 г., отмечается: «Принятие разрабатываемых в Российской Государственной Думе законопроектов «О репродуктивных правах граждан РФ» и «Об ограничениях оборота продукции, зрелищ и услуг сексуального характера», введение в ряде школ предмета полового воспитания может радикально изменить к худшему нравственную атмосферу в обществе, нанести ущерб целостности человеческой личности, особенно в детском и юношеском возрасте. Необходимо предостеречь государство и народ от пагубности навязчивой пропаганды порока, безнравственного и преступного образа жизни, насилия, межнациональной, религиозной и культурной розни».

Проблема абортов - это, прежде всего, проблема духовная, и затем уже медицинская. Решение сделать аборт происходит как следствие духовно - нравственного упадка, что приводит к угасанию жизненных сил народа.

Духовная причина абортов - утрата веры в Бога. Аборты происходят по причине духовной болезни общества, где отсутствует мораль и вера в Бога. По этой причине и отношение к абортам - не как к смертному греху и убийству собственного ребенка, а как к удалению зуба, ребенок в таком случае воспринимается как обуза или помеха.

Борьбу с абортами, прежде всего, нужно начинать духовными методами. Это призыв к покаянию, к христианскому образу жизни, восстановление непреходящих христианских ценностей. Поэтому эта проблема легко разрешается в христианских православных семьях.

Протоиерей Максим Обухов, руководитель центра «Жизнь», выступая 22 января в рамках секции Рождественских чтений в ПСТГУ «Семейное душепопечение: работа с семьей, воспитание детей», отметил: «Аборты хирургические устаревают, и переходят к химическим. Церковная общность сегодня не готова к ответу на сложившуюся ситуацию - у нас нет государственного реестра абортивных средств. Был принят закон «О лекарственных средствах», в котором говорится, что лекарственное средство предназначено для лечения и профилактики болезней, а так же для прерывания беременности. То есть наше законодательство беременность считает болезнью».

Ответственность за грех убийства не рожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Также за аборт несут ответственность и другие люди: те, кто советуют сделать аборт, распространяют рекламу абортов или же выступают за их проведение. Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести.

Не менее важным обстоятельством является небезопасность медикаментозных контрацептивных средств, для здоровья женщин. Доктор медицинских наук Б. Глуховец считает, что все эти средства «… причиняют тот или иной ущерб репродуктивной системе женского организма».

Как говорилось нами ранее, Церковь признает равнозначным аборт и применение контрацептивных препаратов абортивного действия. Приведем точную цитату из документа «Основы социальной концепции РПЦ»: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту».

Кроме того, замещение высокого числа абортов исключительно распространением контрацептивной практики на фоне глубокого демографического кризиса, наблюдаемого сегодня в России, несет угрозу будущему человечества, ведет к его моральной деградации.

Сама постановка вопроса о контрацептивной замене абортов, как единственно возможной альтернативе является греховной, антигосударственной.

Результатом профилактики абортов, с точки зрения решения существующих демографических проблем, является активный семейно-демографический рост, до уровня среднедетных и многодетных семей.

Делись добром ;)