Социальная работа в пенитенциарной системе

курсовая работа

Заключение

В заключение можно отметить, что для преодоления кризиса в пенитенциарных учреждениях сегодня необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительные учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет осуществляться целенаправленный социально-педагогический, реабилитационный процесса перевоспитания, «лечения» социально запущенных заключенных.

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов - социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным.

Пенитенциарной социальной работе как виду деятельности присущи специфические черты, которые имеют большое значение для работы в пенитенциарных учреждениях. Среди них умение: рассматривать клиента как часть общественной системы; акцентирование контактов с окружением клиента, со всеми, кто может помочь в выявлении проблемы и поисках ее решения; организация комплексного подхода и координации усилий различных специалистов и служб при работе с клиентом; знание возможностей общества в решении социальных проблем клиента.

Социальный работник в исправительном учреждении - многофункциональный специалист, готовый к организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической деятельности. Основные направления его профессиональной деятельности: социальная работа с осужденными, отбывающими наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы; ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из учреждений, исполняющих наказания; воспитательно-профилактическая работа с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы.

Объектом внимания специалистов по социальной работе может стать любой осужденный, обратившийся в группу социальной защиты и учета трудового стажа осужденных. И только после приема такого осужденого и проведения социальной диагностики (ряде случаев после консультаций с психологом, медиком, руководством исправительного учреждения или тех или иных отделов) специалист принимает решение о целесообразности социальной работы с ним.

Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и персонала исправительного учреждения. В связи с перспективами развития пенитенциарных учреждений, перед социальным работником открывается широкое поле деятельности, охватывающее разные этапы работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия и стимулировать изменения в отношении общества к осужденным как категории граждан.

Правозащитная деятельность социального работника в пенитенциарных учреждениях в России еще только формируется. Однако его перспективы тесно связаны с общими тенденциями развития системы социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью помочь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.

Библиографический список

1 Алексеев А. И. Криминология и организация предупреждения преступлений /А.И. Алексеев и др. М.: МВД РФ, 1995. - 244 с.

2 Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях /Ю.А. Алферов. - Домодедово, 1993. - 125 с.

3 Ананьев О.Г. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе. Учебно-методическое пособие /О.Г. Ананьев, Е.О. Ананьева, Н.С. Глазунов и др. - Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. - 372 с.

4 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.

5 Беляева Л. И. Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в России /Л.И. Беляева. Белгород: «Высшая школа». 1998. - 135 с.

6 Бодалев А.А. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Л. Г. Лаптев. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 640 с.

7 Волков Б.С. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп./Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.

8 Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; В.А.Сластенин. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

9 Дашибалова П.Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе (с региональным компонентом) /П.Н. Дашибалова. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. - 52 с.

10 Дедов Н.П. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.П.Дедов, А.В.Морозов, Е.Г.Сорокина, Т.Ф. Суслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.

11 Должностная инструкция старшего инспектора группы социальной защиты осужденных ФГУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области ст. лейтенанта внутренней службы Канаевой Светланы Анатольевны. - 3 с.

12 Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В. Н. Дружинин. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2003. - 319 с.

13 Еремеева Т.С. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Социальная работа» /Т.С. Еремеева. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005.

14 Елисеева И.И. Социальная статистика: Учебник/ И.И. Елисеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 480 с.

15 Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: Учебник /М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. -- 2-е изд., испр. и перераб. -- М.: Издательство БЕК, 2002. -- 560 с.

16 Зайнышева И.Г. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 - 240 с.

Делись добром ;)